«Запрещенка» в интернет-рекламе: на что обратить внимание перед размещением рекламы в интернете

27.06.2018
8149
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Ольга Голохвастова, модератор рекламных материалов Flamp.ru, специально для блога Нетологии написала статью о том, на что нужно обратить внимание перед размещением рекламы в интернете, чтобы не нарушить закон «О рекламе».

ФАС (Федеральная антимонопольноя служба) оштрафовал рекламное агентство на сто тысяч рублей за рекламу банка «Тинькофф» в Instagram на тюремном жаргоне. Сто тысяч рублей также заплатит «БИНБАНК Диджитал» за недостоверную рекламу в Facebook.

Программа обучения: «Специалист по контекстной рекламе»

Если переборщить с креативом и не соблюсти правила, можно потерять крупную сумму; в последний момент узнать от модераторов, что баннер нужно переделывать; сорвать сроки, потратить нервы и деньги на дизайнера. Поэтому лучше ещё на этапе создания проверить рекламу на возможные нарушения. Не буду цитировать все статьи закона «О рекламе», но расскажу о самых частых ошибках, которые можно предотвратить.

Недобросовестная конкуренция

Нельзя просто так писать, что компания — лучшая, первая, самая и №1.

Под запретом «самые низкие цены», «самые модные платья», «самые профессиональные мастера». Превосходная или сравнительная степень в рекламе — маркер недобросовестной конкуренции. Текст, говорящий, что компания или продукт лучше, чем остальные на рынке, карается ФАС. Например, «Лучшей карте с кешбэком» Тинькофф грозит штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Если очень хочется

Нужно обязательно указать конкретные характеристики или параметры сравнения, которые имеют чёткое документальное подтверждение, и упомянуть это подтверждение. Например, исследование, опрос или экспертное мнение, доступное для всеобщего обозрения.

А вообще реклама, в которой компания оценивает себя в превосходной степени, похожа на лайк самому себе.

Реклама акций и конкурсов

Нельзя просто так взять и написать: «Купи пиццу и выиграй автомобиль» — нужно указать все условия и подробности.

Об условиях умалчивать нельзя, обязательно нужна сноска на подробности акции или конкурса. Это может быть сайт, номер телефона, консультант в магазине. Яндекс.Такси про сноску забыли и на них было заведено дело в УФАС (Управление Федеральной антимонопольной службы).

Если это конкурс, то нужно указать:

  • сроки проведения с выделением общего срока проведения мероприятия и срока розыгрыша призов;
  • источник информации об организаторе мероприятия;
  • правила проведения;
  • количество призов или выигрышей по результатам мероприятия;
  • сроки, место и порядок получения призов.

Читать ещё: «Дурной тон в SMM: 5 ошибок, которые вредят бизнесу»

Если очень хочется

Делайте, но готовьте деньги на штраф.

Реклама алкоголя и табачных изделий

Такая реклама запрещена.

Ни «пенное», ни «игристое», ни «хмельное», ни Heineken. Включение в рекламу любых алкогольных напитков и эвфемизмов запрещено и расценивается как реклама алкоголя. В интернет-рекламе запрещено даже безалкогольное. Так, на 100 тысяч была оштрафована «Афиша» за рекламу виски Jameson на своём сайте.

Никаких кальянов и сигарет. А ещё трубок, сигаретной бумаги, зажигалок и процессов курения. Паровые коктейли тоже под вопросом, так что лучше не рисковать. На 13 тысяч рублей была оштрафована кальянная в Оренбурге, за рекламу в интернете штраф будет выше.

Если очень хочется

Можно написать «напитки», «кружка фирменного», «пар», например. Только без изображения алкоголя или кальяна.

Бранные слова, эротика, оскорбительные образы

Запрещены.

Казалось бы, очевидно, но примеров масса.

  1. Алтайское УФАС возбудило дело в отношении ООО «Мама, я поел бургерс» из-за того, что в рекламе использовался образ девушки с широко открытым ртом, которая неоднозначно держит в руке хот-дог.
  2. Челябинское УФАС заинтересовалось рекламой мужского СПА с изображением полуголых мужчины и женщины.
  3. Игра слов с ненормативной лексикой тоже наказуема. УФАС заинтересовался магазином «ОРЕХуительных цен» и баннером «ПИ***Р» в Челябинске.
  4. Штраф до 500 тысяч грозит провайдеру, включившему в рекламу женскую грудь.
  5. За использование символов Дня Победы тоже могут оштрафовать.

Если очень хочется

Оно того не стоит. Оденьте девушку на баннере, исключите мат, пошлые намёки и важные исторические символы. Креативьте тоньше и аккуратнее.

Программа обучения: «PR в digital: стратегия, репутация, инструменты»

Реклама товаров в кредит и рассрочку, финансовые услуги

Если пишете процентная ставка «от», то пишите и «до».

И пишите все условия получения низшей ставки. Ещё нужна информация о наименовании и организационно-правовой форме банка, и указание на то, что услуги по предоставлению кредитов оказываются этим банком, и номер лицензии.

Рекламораспространителю обязательно предоставляйте заверенную копию лицензии банка.

Плохой пример: УФАС оштрафовало Google на 150 тысяч и Mail.ru на 100 тысяч рублей за распространение в Google AdWords и myTarget рекламы вкладов, предоставляемых ООО «РУСКРЕДИТ» без лицензии.

Если очень хочется

Включите в бюджет расходы в размере 150 тысяч рублей — на штрафы.

Лицензированная деятельность

Услуги, подлежащие обязательному лицензированию, рекламировать без лицензии нельзя.

Нельзя рекламировать медицинские услуги, образование, страхование или провайдеры без лицензии. Здесь полный список, если ваша компания в нём есть, значит вам нужна лицензия для возможности рекламироваться.

Если очень хочется

Если лицензии пока нет, а реклама нужна, то рекламируйте акции, подарочные карты и скидки общими словами, без упоминания конкретных услуг. Например, «Скидки 30% по четвергам на все услуги салона». И сноску с подробностями акции не забудьте, конечно.

Реклама медицинских услуг

Соляная пещера, эпиляция, массаж и пилинг — тоже медицинские услуги.

Прежде чем рекламировать косметологию и деятельность около медицины, проверьте, нет ли её в Номенклатуре медицинских услуг. Желательно найти последнюю версию редакции. Нашли, проверили лицензию по номеру, добавили «Есть противопоказания, проконсультируйтесь с врачом».

Предупреждение и лицензия нужны и для лекарственных средств, медицинских изделий. А рекламируя БАДы, нужно иметь сертификаты соответствия и сопровождать рекламу предупреждением «Не является лекарственным средством».

Если очень хочется

Не все малые салоны красоты оказывают услуги шугаринга, имея лицензию, а рекламировать хочется. Выход только один: рекламировать другие услуги салона, без упоминания шугаринга. И в случае чего, быть готовыми к штрафам.

Интернет-магазины и доставки

Указывайте сведения о продавце.

В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце: наименование, место нахождения и ОГРН (основной государственный регистрационный номер) юридического лица или фамилия, имя, отчество, ОГРН для ИП.

Если очень хочется

Вряд ли кому-то сложно добавить эту информацию на баннер. Это несерьёзно.

Читать ещё: «Регистрация ИП для интернет-торговли: пошаговая инструкция»

Иностранные слова

Любому иностранному слову нужен перевод или транслитерация.

Не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации, необходим перевод. Даже для Sale нужна сноска с переводом. За DISCOUNT штраф уже получили.

Названиям нужна транслитерация: салон «Provance» — «Прованс». Перевод или транслитерация должны быть под сноской, очевидно читаемым кеглем.

Если очень хочется

Если у вас есть заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или выписка из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), где ваше название написано на латинице, то можно без сноски. А остальное переводим.

Полнейшая запрещенка

Эзотерические товары, букмекерские конторы, лотереи, эротические товары.

А ещё реклама, побуждающая к совершению противоправных действий, призывающая к насилию и жестокости; порнография, наркотики, взрывчатые вещества. Реклама, в которой используются непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных, религиозных символов, объектов культурного наследия народов РФ, и объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия. Лучше посмотреть весь список в статье 7 закона.

Два из десятков примеров подобных нарушений:

Итог

Вы не выучите весь закон «О рекламе», но вы можете предотвратить распространённые нарушения, используя чеклист. Тогда будут и дедлайны соблюдены, и деньги целы. Но это неточно.

Читать ещё: «Как измерить маркетинг: сила бренда, узнаваемость, имидж и лояльность»

Что добавить в закладки


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Ольга Голохвастова
Модератор рекламных материалов Flamp.ru
Университет интернет-профессий