AIDA (attention, interest, desire, action) — модель потребительского поведения, которая описывает путь потребителя к решению о покупке: внимание → интерес → желание → действие.
Эта концепция — одна из старейших в маркетинге: считается, что её создал американский рекламист Элмо Льюис в конце 19-го века. Тем не менее она по сей день активно используется в маркетинге: от создания текстового контента до рекламных роликов и скриптов продаж.
AIDA включает 4 этапа, при этом важно, чтобы их последовательность сохранялась. Если поменять этапы местами или убрать один из них, эффективность воздействия на целевую аудиторию может снизиться. Рассмотрим этапы более подробно:
A — attention (внимание). Первым делом нужно привлечь внимание пользователя к продукту. Для этого используют цепляющие заголовки, провокационные утверждения, яркие или нестандартные визуальные элементы и т. д.
I — interest (интерес). Задача этапа — вызвать у пользователя интерес к предложению компании. Необходимо раскрыть основные преимущества и уникальные черты продукта, чтобы показать его ценность.
D — desire (желание). У пользователя формируют желание приобрести продукт. На этом этапе в ход идут аргументы о выгодах потребителя, социальные доказательства, например отзывы реальных клиентов, а также информация об ограничениях по времени или количеству товаров.
A — action (действие). Клиента побуждают совершить нужное действие: купить товар, заказать услугу, оставить контактные данные, зарегистрироваться на мероприятие. Как правило, для этого используют call to action (англ.) — призыв к действию.
Считается, что AIDA более эффективна для ниш бизнеса, где потребители быстро принимают решение о покупке. Модель не учитывает возможное нелинейное поведение потребителей в условиях цифрового мира и не рассчитана на выстраивание долгосрочных отношений с клиентом. Тем не менее это по-прежнему полезный инструмент, эффективность которого можно увеличить, комбинируя его с другими методами.
Узнайте больше в Медиа Нетологии:
Бесплатный курс по маркетингу:
Программы обучения Нетологии по маркетингу: