Блог Нетологии

Советы и обзоры для новых высот в карьере, бизнесе и жизни

Юрист Runetlex Павел Мищенко рассказал «Нетологии», как защитить компанию от утечек информации, слива баз данных, увода клиентов и разглашения сведений в социальных сетях с помощью режима коммерческой тайны и какие документы ограничат пыл разговорчивого сотрудника.

Думаете, что для сохранения сведений в тайне достаточно подписать соглашение о неразглашении (NDA)? Распространенное заблуждение. Этот миф лишил некоторые компании возможности наказать болтунов в суде. NDA — верхушка айсберга, один из пяти обязательных элементов защиты.

Внутренняя информация становится конфиденциальной только в случае, если на предприятии ввели режим коммерческой тайны.

Необходимые меры защиты

1. Определите перечень информации, составляющей коммерческую тайну

Сделайте документ с описанием информации компании, которую вы считаете коммерческой тайной. Некоторые сведения под эту категорию не попадают. Например, информация из учредительных документов юридического лица или сведения о задержке заработной платы. Полный список — в статье 5 ФЗ «О коммерческой тайне».

Вот так выглядит примерный перечень.

2. Ограничьте и регламентируйте доступ к коммерческой тайне

Утвердите «Положение о коммерческой тайне», в котором отразите:

  • в каком порядке и кто допускается к конфиденциальным сведениям;
  • какие меры принимаются для защиты секретной информации;
  • какие обязанности есть у сотрудников, получивших доступ к коммерческой тайне;
  • какая ответственность грозит сотруднику за разглашение.

Конфиденциальная информация хранится как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Опишите, какие меры предпринимаются для защиты такой информации. Например, наличие паролей на технике, работа через корпоративную почту и аккаунты.

3. Ведите учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне

Нужно завести журнал, из которого можно понять, кто, когда и в каком объеме получил доступ к конфиденциальной информации. Отметка в журнале ставится сотрудником при начале работы в должности, которая подразумевает доступ к коммерческой тайне.

4. Урегулируйте отношения по использованию информации работниками на основании трудовых договоров

Подпишите обязательство о неразглашении (NDA) с каждым из сотрудников. Можно как приложение к трудовому договору.

5. Наносить гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации

На каждом документе (в бумажном или электронном виде), а также на переносных носителях с конфиденциальной информацией должен стоять гриф «Коммерческая тайна» с указанием наименования юридического лица и его адресом.

Важно: если выполнить только часть мер, то режим коммерческой тайны не установится, информацию вы не защитите. Например, если не проставлять гриф «Коммерческая тайна» и не вести учет лиц, получивших доступ к конфиденциальным данным, другие усилия станут напрасными.

Последствия

Если сотрудник разгласил коммерческую тайну, ему придется нести ответственность. Работодатель сам выбирает способы защиты нарушенного права — в законе не регулируется, в каком случае дисциплинарное взыскание становится уголовным.

Дисциплинарная ответственность

Увольнение по инициативе работодателя, причина заносится в трудовую книжку.

Гражданско-правовая ответственность

Возмещение убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны.

Уголовная ответственность

Сотруднику в этом случае грозит штраф до 120 000 рублей или в размере зарплаты за период до года, лишение права занимать некоторые должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет. Также возможен вариант исправительных работ до двух лет, принудительных работ до трех лет или лишение свободы на тот же срок.

Об авторе

Павел Мищенко,
юрист Runetlex

comments powered by Disqus

Видеокурсы по маркетингу и менеджменту

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Сообщите о предложении или проблеме