Блог Нетологии

Советы и обзоры для новых высот в карьере, бизнесе и жизни

В рубрике Q&A практикующие интернет-маркетологи отвечают на вопросы подписчиков рассылки «Нетологии». В этом выпуске — совладелец и директор по продвижению агентства «Пиксель Плюс» Дмитрий Севальнев.

1. Как построить процесс, если каждый специалист гнет свою линию?

Автор: Евгений Р.

Я работаю менеджером в департаменте интернет-проектов офлайновой B2B-компании. Мы несколько раз брали в штат SEO-специалистов, но по разным причинам они покидали нас. Причем когда приходил новый сотрудник, он ставил под сомнение все, что сделал предыдущий: менял структуру ядра, перелопачивал метаданные и контент, перестраивал работу со ссылками.

За год мы потеряли на этом больше 500 тысяч рублей. Отдачи от SEO — нет. По крайней мере, трафик с канала не растет.

Как сделать так, чтобы стратегия подчинялась единой линии и меньше зависела от текущих исполнителей? Стоит ли подключать консультанта на стороне? Если да, то как организовать процесс?

В этот замкнутый круг часто попадают небольшие компании. За год они меняют пять специалистов или студий. И каждый исполнитель критикует действия предыдущего и пытается переписать всю стратегию продвижения.

Проблема связана с профессионализмом и опытом исполнителей.

Люди относятся к SEO как к самобытному ремеслу, в котором можно двигаться по наитию. Вчера я что-то прочитал, сегодня применил это на каком-то отдельном проекте, а завтра — превратил это в услугу и продаю другим клиентам. Ошибка, которую делают начинающие и даже средние специалисты, в том, что они применяют опыт, полученный на одном проекте, в других сегментах. В общем, знания в отрасли разрозненны, а единого центра подготовки специалистов пока нет (впрочем, радует, что появляются проекты как «Нетология», которые вплотную занимаются данным вопросом).

На рынке таких неопытных ребят много. В результате бизнес обращается к 4−5 «экспертам», а потом понимает, что потоптался на месте и потратил деньги, ничего не получив взамен.

Что же делать? Если проект серьезный и амбициозный, то безусловно должно быть центральное заинтересованное лицо, которое в долгосрочной перспективе задавало бы вектор развития проекта. Это может быть в том числе сторонний консультант — опытный SEO-специалист, который работал в крупных компаниях или агентствах. Важно, чтобы у него был некий кредит доверия — то, благодаря чему вы будете уверены, что он движется в правильном направлении.

Рынок таких услуг сейчас растет, потому что бизнес находит них в пользу.

Как построить процесс? Бизнес консультируется с внешним специалистом, который задает общую линию развития, а в штате держит еще одного или двух специалистов — рабочие руки. Конечно, такая команда должна действовать сообща. Для крупнобюджетных проектов эта схема помогает добиться внятного и прогнозируемого результата.

Так или иначе этот вопрос упирается в деньги.

Если проект небольшой (на 100−150 тысяч рублей в месяц), я рекомендую подобрать небольшое, но опытное агентство и отдавать ему SEO целиком. При этом важно, чтобы в агентстве тоже был опытный и стратегически мыслящий специалист, желательно с большим объемом реализованных проектов.

Если бюджет выше 150−200 тысяч рублей, то можно подумать про схему, о которой мы говорили выше: внешний консультант + оптимизатор ин-хаус. Схема работоспособна именно на средних бюджетах. Помните, что держать даже одного специалиста в штате — это уже немало. Бюджет складывается не только из его оклада и налогов, но и затрат на сервисы и ссылки. Как минимум это сумма в районе 120 тысяч рублей. А еще нужно платить консультанту.

У «Пиксель Плюс» есть несколько клиентов, с которыми взаимодействие построено таким образом. Иногда это исключительно стратегический консалтинг, но иногда мы берем на себя отдельные сложные процессы (например, работу со ссылочной массой). Некоторые клиенты отдают нам продвижение высокочастотных запросов, а всю работу с низкочастоткой ведут у себя или у менее квалифицированных аутсорсеров.

Если клиент готов тратить 300−400 тысяч рублей, рациональнее уже этого консультанта нанять в штат и формировать команду — с несколькими подмастерьями, которых он будет курировать как менеджер и растить как эксперт.

2. Как работаете с дублированным контентом?

Автор: Андрей Рогов

Как вы работаете с дублированием информации? Как устраняете логические и технические дубли на сайте?

Сначала используем любой сканер сайта — например, Page Weight или The Screaming Frog. Сервисы быстро отсканируют до 100 тысяч страниц и с помощью сравнительного анализа метаданных найдут одинаковый контент.

Дополнительно анализируется выдача поисковых систем, чтобы выявить проиндексированные дубли. Это можно сделать с привлечением операторов расширенного поиска. После анализа данной информации корректируется содержимое файла robots.txt, метатегов robots на документах и атрибута rel="canonical" тега. Это полностью решает проблему внутренних дублей на сайте.

3. Что будет с маленькими студиями?

Автор: Арсен

У меня есть маленькое SEO-агентство. Мы втроем двигаем низко- и среднечастотные запросы, берем деньги за достигнутые позиции и используем автоматизированные инструменты. При этом мы слабы в контенте и дизайне (отдаем на аутсорс), и я осознаю, что это плохо. Сколько мы еще протянем в таком виде? Надо ли адаптироваться или маленькие агентства всегда найдут своего клиента в секторе МСБ?

Этим же вопросом задается не один десяток руководителей маленьких SEO-студий в России. Мой совет: пользуйтесь своим ключевым преимуществом — мобильностью и меняйте формат. Это то пространство, где вы можете конкурировать с большими и инертными игроками, у которых все автоматизировано и регламентировано.

От традиционных или автоматизированных инструментов рекомендую отказываться. Двигайтесь в сторону качественной работы с информацией. Дело в том, что внутренние и поведенческие факторы напрямую зависят от качества контента на сайте. Если учитывать последние изменения в алгоритмах ранжирования поисковиков (особенно Яндекса), понятно, что контент возымел определяющую роль.

Чарльз Дарвин говорил, что выживают не самые сильные и умные, а самые приспособляемые к изменениям. Поэтому на вашем месте я бы попытался извлечь выгоду из ситуации. Небольшая компания мобильнее, поэтому пока может быстро перестроить процессы под меняющийся рынок.

4. Штрафует ли Google за отсутствие мобильной версии?

Автор: Валерий Коноплев

Правда ли, что у Google есть санкции за отсутствие мобильной версии сайта? Нужно ли делать отдельную мобильную версию или адаптивности хватит?

У Google нет никаких санкций на отсутствие мобильной версии. Более того, мобильные версии сайта не ранжируются каким-то особым способом. Сам Google рекомендует использовать адаптивный дизайн — так, чтобы по единому URL-адресу мобильные и обычные пользователи видели один и тот же контент, но в приспособленных под размер экрана форматах. Поисковики это любят.

5. Влияет ли применение вкладок на позиции в поисковиках?

Автор: Константин

Мы делаем сайт [ссылка убрана по просьбе автора вопроса] для завода по производству металлических изделий. Дизайн страницы продукта устроен так, что дополнительные данные (комплектация и размеры) по умолчанию скрыты от пользователя. Их можно увидеть, если кликнуть по псевдоссылке.

Подскажите, повлияет ли такое решение на позиции сайта в поиске? Или лучше развернуть всю вспомогательную информацию и перепроектировать дизайн в длинную страницу для каждого продукта?

Сейчас использование вкладок не является чем-то, что нарушает поисковую лицензию. Это нормальный технический прием, который имеет право на существование. Очевидно, что если использовать такое решение, нужно следить, чтобы контент правильным образом отображался в исходном коде документа. Поисковые машины должны воспринимать его как часть содержимого страницы.

Если технически это сделано правильно, то автоматических санкций не будет. Поисковики могут их включать, только если решение будет проверено модератором и воспринято им как умышленный черный прием, то есть когда сайт намеренно показывает пользователям одно, а поисковикам — другое. Если модератор увидит, что это важная информация, которая размещена только для ранжирования, то ждите санкции. Надеяться на то, что этого не заметят, опасно.

Во всем нужно исходить из удобства пользователя. В вашем макете кажется, что комплектация товара является полезной и важной информацией для конечных заказчиков. С точки зрения дизайна разумнее было бы показать ее сразу, без каких-либо лишних кликов и взаимодействий. В конечном счете не все обратят внимание на псевдоссылку.

6. Какими сервисами пользоваться?

Автор: Маша Масягина

Расскажите про специализированные сервисы, которыми «Пиксель Плюс» пользуется ежедневно.

Исторически так сложилось, что мы подходим к задаче клиента неким кастомным образом. Это можно сравнить с созданием автомобиля. Его можно сделать на конвейере, а можно собрать руками — с помощью опытного и скрупулезного мастера. Такой подход, на мой взгляд, помогает нашим клиентам больше получить от поискового маркетинга.

Конечно, без базовых средств автоматизации работать с крупными клиентами невозможно. К ним относится, например, полуавтоматизированный сбор семантического ядра. Весь рынок пользуется Key Collector, и мы не исключение.

Есть еще несколько средств аналитики, с помощью которых мы оцениваем новый проект, — MegaIndex, SimilarWeb и Ahrefs. Остальное индивидуально под задачу.

Работу со ссылками мы автоматизируем, но используем для этого собственный инструмент. А вот для внутренней оптимизации не используем ничего автоматизированного — только вручную созданный контент и грамотную работу с ключевыми тегами оптимизации.

Об авторе

Дмитрий Севальнев,
руководитель отдела SEO «Пиксель Плюс»

Дмитрий Севальнев

Внутренняя оптимизация сайта

Оплатить этот курс за 490

comments powered by Disqus

Видеокурсы по маркетингу и менеджменту

Подпишитесь на полезные статьи

Подпишитесь, чтобы получать полезные статьи, видео и презентации, а также афишу важных событий, скидки и подарки.


Нас читают уже 91 553 специалиста!

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Сообщите о предложении или проблеме