Блог Нетологии

Советы и обзоры для новых высот в карьере, бизнесе и жизни

«Нетология» разбирается, что должен делать начальник, если к нему пришел сотрудник и попросил увеличить зарплату.

Евгений Пугачев,
региональный директор «Форт Капитал»:

Работал руководителем инженерно-аналитического центра, в подчинении 15 человек, периодически работники просили повышения зарплаты.

Требование с моей стороны всегда было одно: решение нетрадиционной или новой для сотрудника задачи. Де факто — повышение квалификации. При этом от прежних обязанностей его никто не освобождает.

Добиваемся одновременно двух вещей:

  • оптимизации времени на исполнение прежних задач,
  • решения новой задачи, развивающей как бизнес, так и сотрудника.

По факту имеем повышение квалификации и оптимальные рабочие процессы. Многие специалисты потом ушли на повышение закономерным образом.

Аналогично действовал при просьбах о повышении. Давал полномочия с момента поступления просьбы, через два месяца делал изменения в штатном расписании. Те, кто «не тянет», сливались сами.

Даниил Павлючков,
гендиректор Mailburn:

Изменение зарплаты без должности достаточно редкий случай. В 80% случаев это инициатива работника, который подходит и говорит о том, что «пора». Я не вижу в этом ничего плохого или зазорного, главное, чтобы просьба была обоснованной. Любой привкус угрозы, обиды или шантажа склоняет меня к увольнению, нежели к конструктивному диалогу.

Для меня как руководителя весомыми аргументами могут стать следующие слова:

  • «Я за последние полгода научился X, Y, Z и теперь применяю это постоянно. Я считаю, что вырос как специалист и стою на 5000 рублей больше».
  • «Привет, я уже больше года работаю в компании, и рынок труда сильно поменялся. Новые сотрудники, которые приходят только сейчас, получают чуть ли не больше меня, и это несправедливо. Давай ты мне увеличишь оклад, чтобы я чувствовал себя нужным компании».
  • «Есть пять минут? Я хотел поговорить о своей роли в компании. Мне очень нравится заниматься проектами, и я все больше втягиваюсь в эту работу. Но мне кажется, что мой труд стоит дороже, чем компания мне платит за него сейчас. За последние три месяца я показал себя как X и Y специалист, и я считаю, что это достойно повышения зарплаты. А вот положительный отзыв от моего непосредственного руководителя и отчет за три последних месяца моей работы».
  • «Привет. Неловкий разговор, но не могу его не начать. Последние 4 месяца я лучше всех выполняю KPI среди своего отдела. Мне кажется, это очень хорошие результаты, но можно достичь еще большего. И я знаю, что могу, но мне хочется подтверждения с вашей стороны. Давай поговорим об изменении моего оклада по результатам работы за последние полгода».

Кирилл Клюшкин,
операционный директор Alconost:

В нашей компании главный критерий для повышения зарплаты сотруднику — его профессиональный рост. Мы несколько раз поднимали зарплату сотрудникам по собственной инициативе, потому что видели их динамику развития. Это что-то вроде благодарности и признания: «Вы растете, спасибо, и мы растем вместе с вами».

Разумеется, при этом важно, чтобы человек был лоялен, соответствовал нашему понятию качественного сотрудника и, самое главное, генерировал крутой результат.

Мы закладываем рост сотрудника и в свои ожидания по его обязанностям, и в его зарплату. На старте можно дать чуть ниже, но договориться через несколько месяцев вернуться к разговору об оплате снова. 

Ведь если стартовая зарплата не очень большая, поднимать ее легко. И сотруднику для этого надо делать относительно небольшие шажки.

И это здорово мотивирует: растешь → видишь результат → растешь больше и быстрее. А если оклад и без повышения близок к психологическому максимуму, то от сотрудника для получения прибавки потребуется что-то качественно новое: расширить круг задач, взять на себя больше ответственности.

Постановка конкретных KPI у нас не работает. Обычно мы и так замечаем, тянет ли сотрудник и стремится ли делать больше, чем просят. И желание поднять зарплату возникает самостоятельно, как отражение того, что мы видим.

Андрей Куликовский,
директор по маркетингу Kideria:

Сотруднику нужно предложить конкретную схему, как он оптимизирует свои производственные издержки, сократив затрачиваемое на них время, и возьмет определенную нагрузку.

Мария Заикина,
руководитель пресс-службы «Связного»:

Не стоит объяснять необходимость повышения вашей зарплаты личными причинами. Всегда держите в голове, что это бизнес. Личность каждого важна, но невозможно учитывать каждое изменение в персональной жизни каждого сотрудника, особенно в большой корпорации, где их как минимум несколько тысяч.

«У меня много кредитов» — странный аргумент в пользу повышения. Если у вас случились неприятности и нужна поддержка, попросите компанию о разовой материальной помощи, а не о повышении зарплаты. По крайней мере это будет честнее. 

Всегда используйте в качестве аргументов цифры. Вы сэкономили для компании ХХХ рублей, повысили узнаваемость бренда на YYY%, привели ZZZ новых клиентов либо сократили трудозатраты на AAA. Приходите с цифрами, и внимания к вашим аргументам будет намного больше. Также очень важен формат подачи цифр — пусть он соответствует специфике восприятия вашего руководителя.

Аналитику будет комфортно видеть в Excel, менеджеру проектов — информацию в формате, подобном, к примеру, Jira или MS Project.

Есть отличный пример, когда сотрудник креативного отдела принес своему менеджеру обоснование в виде инфографики. Его рассмотрели, результат был положительным, а про сам случай менеджер теперь порой рассказывает на конференциях, посвященных успешно выполненной инфографике. 

Ирина Жебелева,
HR-менеджер PRT:

Зарплату повышают ценным сотрудникам. Соответственно, если вы хотите получить прибавку — увеличьте или наглядно продемонстрируйте свою ценность для работодателя. 

Наглядная демонстрация: подготовьтесь к разговору заранее, подберите кейсы вашей успешной деятельности, с наглядными данными. Помните — платят за результат. 

Увеличьте свою ценность: если результат вашей деятельность сложно измерим, но хочется профессионального и финансового роста. Да-да, работодатели ценят тех, кто ориентирован расти в первую очередь профессионально и, как следствие, финансово, а не только финансово.

Подумайте, что еще вы можете делать в этой компании? Возможно, вы можете помочь коллегам из соседнего департамента, попутно освоив азы новой профессии? Возможно, можете взять на себя какие-то дополнительные функции? Развить услугу или продукт, которых раньше не было?

Слегка переиначив известную поговорку, могу сказать: активность, терпение и труд — это вери, вери гуд! «Work, work, money will come». 

Галина Евтягина,
директор по персоналу «КРАМ»:

В нашей компании действует система рангов («крамов»), которая учитывает три составляющие (без ранжирования по важности) и формируют ценность сотрудника для компании:

1.    Знания и квалификация.

2.    Специальные навыки.

3.    Мотивация и лояльность.

Это — своего рода квалификационная шкала. Сотрудник, желающий получить прибавку к заработной плате, может заявить о своем желании пройти процедуру оценки (аттестации), что позволит ему получить следующий ранг и, соответственно, повышение постоянной части заработной платы.

Кроме того, у нас действует переменная составляющая заработной платы, которая соответствует текущим успехам сотрудника (например, в текущих проектах). Переменная составляющая связана с постоянной (процент), но ее выплата приурочивается к достижению финансового результата для компании.

Катерина Гаврилова,
гендиректор DigitalHR:

Прежде всего надо понять, почему сотрудник хочет повышения зарплаты. Возможно, он в последние несколько месяцев стал выполнять больше работы, чем это было оговорено при устройстве в компанию. В таком случае надо грамотно оценить весь фронт работ и соответственно повысить зарплату. В такой ситуации ничего не изменится — сотрудника будет ждать заслуженная повышенная компенсация. 

Есть второй вариант. Бывают такие моменты в жизни, когда повышение зарплаты не может заставлять себя ждать. Надо помнить, что рабочие отношения прежде всего, поэтому вариант «разжалобить работодателя» своими рассказами — совсем не вариант. Готовьтесь, вам придется взять на себя больше работы: новая задача, общение с новым клиентом, возможно, участие в нерабочее часы в конференциях, курирование стажеров.

И, конечно, третий вариант. Простой шантаж в стиле «просто уйду на другую работу». Здесь нужно решить, насколько важен для компании такой специалист. Как показывает практика, даже в случае повышения зарплаты работодатели предпочитают расстаться с таким специалистом, когда нашли для него потенциальную замену. «Незаменимых» быть не должно. Потому что никто не может знать наверняка, когда такой сотрудник поставит палки в колеса и приостановит жизненные процессы в компании своим внезапным уходом. 

Наталья Сторожева,
гендиректор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»:

Отвечу на вопрос с позиции сотрудника. Повышение собственной зарплаты — это классическая продажа начальнику своей ценности.

Будьте проактивны. Попросите руководителя о встрече, скажите, что вы хотите обсудить важные рабочие вопросы, что у вас есть идеи и предложения. Во время беседы демонстрируйте лояльность руководству, заинтересованность в работе, готовность трудится на благо компании. 

Предложите нечто ценное, что могло бы изменить деятельность компании к лучшему. Хорошо, если вы знаете, как привлечь новых клиентов, повысить эффективность рекламной компании или сократить производственные расходы. Продемонстрируйте свою готовность взяться за воплощение в жизнь этих смелых идей и действительно будьте готовы это сделать.

«Монетизируйте» свои предложения. Сделайте предварительные расчеты и покажите, сколько денег поможет заработать или сэкономить ваша гениальная идея. И только после этого переходите к тому, что вы были бы не против, если бы зарплата такого уникального сотрудника, как вы, осуществившего суперпроект по привлечению в компанию крупного заказчика, поднялась на 10−15%. 

Продемонстрируйте, что вы понимаете связь между результатами своего труда и ростом заработной платы, что вы не просите «денег вперед» и готовы активно работать. Важно, чтобы работодатель чувствовал в вас надежного сотрудника, на которого можно положиться. 

Не пытайтесь вести себя как обиженный сотрудник, которого не ценят. Не ссылайтесь на то, что зарплаты по рынку выше, что вам не хватает денег на жизнь, что вы хотите купить новую машину или вас пилит жена. Это никого не мотивирует платить вам больше.

Не стоить шантажировать руководство написанием «демонстративных» заявлений об уходе и тем более угрозами ухода к конкурентам. Это может сработать на короткое время, и вам действительно могут повысить зарплату, но одновременно с этим работодатели всегда начинают искать замену такому сотруднику. Поставьте себя на их место и подумайте, кому нужен в коллективе вымогатель, готовый перебежать на сторону за серебреник.

Не поднимайте волну народного гнева, не смущайте коллег разговорами в стиле: «Тиграм мяса недодают!», не устраивайте профсоюзных собраний и не пытайтесь бороться за всеобщую справедливость. Решайте свою собственную задачу, если действительно хотите добиться результата.

Успешных вам переговоров!

Больше полезных советов в нашем сериале в письмах «Корпоративные истории». В нем «Нетология» рассказывает об офисной жизни двух менеджеров среднего звена — Коли и Толи. Мы присылаем по одному письму раз в две недели.

Сериал в письмах «Корпоративные истории»

Об авторе

Павел Федоров,
редактор блога «Нетологии»

comments powered by Disqus

Онлайн-университет

Получите 9 профессий, востребованных рынком. От мечты до диплома за 2 месяца.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Сообщите о предложении или проблеме