Блог Нетологии

Советы и обзоры для новых высот в карьере, бизнесе и жизни

В новом выпуске «Заметок управляющего» директор по развитию i-Media Анна Караулова рассказывает о саботаже работы сотрудников руководителями, а также подсказывает, как в таком случае нужно поступать.

Эмоциональный юрист

Наташа была экспрессивной молодой особой с образованием юриста. ООО «Мир вам» было ее вторым местом работы. Наташа искренне считала себя профессионалом и ничего не боялась.

Так уж сложилось, что своего непосредственного руководителя Наташа видела редко. ООО «Мир вам» — крупная компания, руководитель юридического отдела ездил на переговоры с клиентами, в суды и налоговую. Он был страшно занятым человеком. В основном Наташе помогал исполнительный директор. Он ставил основные задачи, давал советы, рассказывал о внутренней кухне — словом, был для Наташи поддержкой и опорой.

У них складывались хорошие отношения до тех пор, пока Наташа не позволила себе лишнего. Нет, совсем не то, что вы подумали. Однажды она хамовато ответила на просьбу исполнительного экстренно вычитать один из договоров. Основное содержание эмоционального ответа Наташи можно изложить в одном предложении: «Отвяжись, и так работы по горло».

Исполнительный был мужиком адекватным. Вместо того чтобы ругаться, он поинтересовался причинами столь неожиданного сбоя в коммуникации. Наташа на его вопрос ответила твердой ремаркой уверенного в себе специалиста: «Я сама планирую свое время и распределяю приоритеты. Я лучше знаю, что делать в первую очередь, а что откладывать „на потом“».

Затаенная обида

Исполнительный на это ничего не ответил, но его работа с Наташей изменилась кардинально. Все задачи и комментарии по ее работе исполнительный начал ставить руководителю Наташи. Руководитель неожиданно возросшему числу ответственной (но пустой) переписки не обрадовался.

Исполнительный перестал отвечать на вопросы и запросы Наташи. Та неожиданно осталась одна в чужой и недружелюбной среде, где никто ничего ей должен не был. Ее производительность упала.

Исполнительный начал затягивать сроки согласования документов, которые отправляла ему Наташа. На робкие устные вопросы «Когда?» отвечал, что занят. Письменный ответ пришел после того, как Наташа додумалась подключить к согласованиям все того же руководителя юридического отдела. Письменный ответ содержал длинный перечень справедливых (и не очень) комментариев к документу и был написан в обидном ироническом стиле. Наташа все исправления внесла. Но после этого последовало еще одно письмо с язвительными комментариями, потом еще одно... Сроки согласования документов сдвинулись катастрофически.

Последней каплей для Наташи стала информация о том, что исполнительный передал разработку своих договоров на аутсорс, отказавшись от услуг юридического департамента. Сослался он при этом на качество работы, предъявив письменные доказательства нерасторопности, небрежности и медлительности некоторых из сотрудников.

Через три месяца после памятного отказа Наташе предложили написать заявление по собственному желанию. Она, измученная неопределенностью и проблемами, согласилась.

Как быть

Когда-то я писала про саботаж сотрудников, но, как говорится, «в эту игру можно играть вдвоем». Не только сотрудники могут саботировать решения руководства, но и руководство может саботировать работу сотрудников. Обычно это происходит в случаях, когда от сотрудника хотят избавиться, но сделать это напрямую по каким-то причинам не могут.

Саботировать может не только непосредственный руководитель: этим может заниматься любой из тех, кто стоит выше на карьерной лестнице. Чем меньшую степень влияния саботирующий руководитель имеет на сотрудника, тем больше времени нужно, чтобы саботаж начал приносить результаты. Чаще всего саботаж позволяет руководителю добиться своей цели — сотрудника увольняют.

Как разглядеть, что руководитель саботирует вашу работу:

  • Руководитель избегает прямого общения. Он не поддерживает личные беседы. На вопросы отвечает «да» или «нет».
  • Все коммуникации фиксируются. Любые ваши просьбы, какими бы мелкими они ни были, фиксируются письменно в почте или таск-менеджере. Общение через мессенджеры прерывается.
  • Сроки по вашим задачам затягиваются до предела. Вам не отвечают до тех пор, пока вы не начинаете ставить в копию своего руководителя, генерального директора, начальника склада и уборщицу.
  • Результат вашей работы никогда не будет согласован. Саботирующий никогда не отправляет все комментарии сразу: в его интересах максимально затянуть коммуникацию. Комментарии к вашим письмам и задачам будут отправляться порциями: работа над документами будет превращаться в бесконечные циклы возвращений к тому, что было сделано ранее. Вас доказательно будут выставлять бездарем и неумехой. А так как руководители обычно компетентнее, чем средние сотрудники, шансов выиграть в этой битве на территории саботирующего у вас нет.
  • Вашу работу передадут другим. Вам наймут помощника или коллегу, саботирующий отыщет аутсорсеров или партнеров. В общем, вас заменят. Если вы сейчас на этой стадии, знайте, что саботирующий победил.

Что делать, если вы оказались тем, чью работу саботируют:

Успокойтесь. Любые эмоции, крики, призывы, выяснения отношений только еще больше испортят ситуацию. Саботирующий не даст вам ответа, а вот те, кто окажутся свидетелями, поверят, что вы — несдержанный истерик. В будущем это будет записано против вас.

Честно проанализируйте свое поведение. Возможно, саботаж, с которым вы столкнулись, — это адекватная реакция на ваш собственный выбор. Возможно, как в случае с Наташей, вы позволили себе больше, чем стоило. Далее вступают в хор множественные «если»: если вы действительно сможете вспомнить критический момент, если ваш руководитель адекватен, если вы найдете нужные слова. В общем, у вас есть шанс извиниться за факт, который стал причиной ситуации. Если вы все сделаете правильно, постепенно саботаж прекратится, и вы сохраните работу. Не стоит думать, что все станет как прежде, но проблема решится (умные люди ошибки прощают, но не забывают).

Извинитесь. Не выясняйте отношения и именно извинитесь. Лучше, если вы извинитесь не за все грехи человечества, а за что-то конкретное.

Не ждите благодарности или прощения. Мир нужен прежде всего вам. Не ожидайте, что вас примут обратно с распростертыми объятиями.

Будьте пунктуальны, проверяйте работу дважды. В этой ситуации очень важно не наделать ошибок самому. Самое лучшее, если вы найдете внешнего аудитора, который проверит вашу работу до того, как вы будете показывать ее саботирующему. Если вы решитесь на этот вариант, учтите, что задача внешнему аудитору должна быть поставлена максимально конкретно — найти как можно больше недостатков в предложенном документе.

Привлекайте руководителей саботирующего к согласованию документов. Этот совет двояк: с одной стороны, не стоит ждать момента, когда вы провалите сроки выполнения задач. Стоит заранее сообщить о задержке всем заинтересованным сторонам. С другой, сделать такое сообщение нужно мягко, чтобы не спровоцировать саботирующего на агрессию. Ведите себя, как сапер на минном поле: каждый ваш шаг должен быть осознан, доказан и просчитан.

Если ничего не помогает, ищите работу. Если вы осознали, что это напряжение не для вас, если вы (как всякий разумный человек) предпочитаете иметь варианты — ищите другую работу. 

Саботаж руководителя — один из методов увольнения неугодных сотрудников. Сохранить работу в такой ситуации удается не всем. Сотрудник не сможет справиться с руководителем, который саботирует его работу, единственный вариант — договориться. К сожалению, этот вариант не всегда возможен.

Об авторе

Анна Караулова,
директор по развитию i-Media

Оплатить этот курс за 490

comments powered by Disqus

Видеокурсы по маркетингу и менеджменту

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Сообщите о предложении или проблеме