Менеджер интернет-проектов, специалист по e-mail маркетингу Антон Здор специально для «Нетологии» постарался и сделал список из всех известных способов сбора email-адресов, что ему удалось найти.
Очень хотелось написать в заголовке просто “все способы сбора емейлов”, но тогда получилось бы, что я лукавлю. В этой статье есть почти все способы сбора емейлов и я буду счастлив, если хотя бы один из способов вы увидите впервые.
Для начала взгляните на схему, на которой способы сбора разделены по нескольким категориям. По ссылке полноэкранная версия, которую можно покрутить, пощупать, скопировать себе, распечатать и повесить на дверь в ванной.
Все способы сбора email
Начнём со сбора офлайн:
1. Ручной сбор
5. Рассылка открыток или писем по физическим почтовым ящикам
6. QR-коды в наружной рекламе и флаерах со ссылкой на страинцу подписки
8. Форма подписки на мобильном устройстве
9. Конференции, бизнес встречи и любой нетворкинг
Соцсети:
11. Ссылка и посты на страницу подписки в любой соцсети
12. Форма, встроенная в Фейсбук
13. Авторизация на сайте через соцсети
15. Twitter Card
16. Всплывающие подсказки в ролике YouTube
17. Просьба подписаться в видеоролике
18. Информация о подписке в описании профиля, статусах
19. Чаты: Slack, Viber, Telegram
На сайте:
22. Попап
23. Оверлей
27. Оповещение о скидках, цене, наличии
28. Партнёрские программы/рекомендации/комаркетинг
29. Корегистрации
Другие способы:
31. Регистрации в игре/приложении
32. Отписка
33. Легальная рассылка по чужой базе
34. Просьба подписки в личной переписке
35. Экспорт из CRM
36. Обзвон при подтверждении заказа в магазине
37. Вебинары
Серые методы. Кто-то скажет, что они чёрные. Парой из них всё же можно пользоваться, но в очень исключительных случаях.
38. Покупка базы
39. Воровство базы
40. Скачивание базы
41. Сбор контактов из открытых источников
43. Обмен базами
44. Использование личных контактов для коммерческой рассылки
Теперь подробнее.
Офлайн
Ручной сбор
Вы всегда можете спросить email человека в офлайне и записать его на старой доброй салфетке. Таких контактов много не насобираешь, зато вы определённо точно будете понимать кто этот человек и что он точно подтвердил свою подписку. Конференции, встречи, бизнес-завтраки: любой нетворкинг — это ещё одна возможность получить email.
Визитные карточки
Особенно круто работает на конференциях — берёте банку или аквариум и просите оставить свои визитки. Обязательно уточните, что тот, кто оставит визитку, попадёт в лист рассылки, а также чётко дайте понять, что вы будете рассылать.
С помощью сотрудников
Тот же самый офлайн-сбор, только с помощью ваших сотрудников, которые работают непосредственно с клиентами. Прелесть способа — вы можете поставить это на поток, как и с онлайн-формами подписки. Не забывайте контролировать и проверять сбор, иногда сотрудники не заинтересованы в сборе email.
Опросы и анкеты
Можно проводить опросы на различные темы. Собирать обратную связь клиентов или же проводить опросы более широкой аудитории. В обоих случаях в конце опроса можно поблагодарить пользователя и попросить подписаться. Можно ещё сделать небольшой подарок. Для вас двойная польза — информация и контакт.
Рассылка открыток или писем по физическим почтовым ящикам
У вас есть физические адреса клиентов, но нет электронных? Сделайте рассылку открыток с информацией о вашей рассылке. Кстати, «Почта России» недавно обещала запустить сервис офлайн рассылок. Старый добрый директ мейл, только в удобной обёртке.
QR-коды
QR-коды хоть и не очень широко прижились в интернет-маркетинге, их можно использовать там, где нет времени записать или запомнить ссылку на ваш ресурс. Где проще её сфотографировать. Например, в метро или на столбе на улице.
Флаеры в посылках
Клиенты, которые вам уже платят деньги, наиболее вероятно заплатят вам ещё. Если, конечно, вы не облажались с первой продажей. Поэтому положите в посылку флаер с просьбой подписки.
Форма подписки на мобильном устройстве
Удобный инструмент для офлайн сбора подписчиков. Устанавливаете приложение и даже при отсутствующем интернете можете вводить адреса. Удобно, когда не можете воспринять на слух чей-то адрес, можно просто дать устройство человеку и он сам введёт свой адрес.
СМС-рассылка/оповещение
Если вы уже получали разрешение на рассылку смс сообщений у клиента, попробуйте подписать его на мейл рассылку. Не забудьте сделать хорошую посадочную страницу свёрстанную под мобильные устройства.
Читать также
- Научитесь повышать продажи с помощью рассылок: привлекать посетителей на сайт и побуждать клиентов к повторным покупкам
- Пройдите все этапы создания email-стратегии: от сбора базы до анализа эффективности
Соцсети
Ссылка и посты на страницу подписки в любой соцсети
Ссылку можно публиковать в постах, в статусах, в меню, в ссылках.
В Инстаграме нельзя прикладывать ссылку к каждому посту, но есть одна ссылка в профиле. Можно периодически напоминать подписчикам, что у вас есть интересная рассылка. Или же можно просить оставлять email прямо в комментариях.
Форма, встроенная в Фейсбук
Для пользователя это выглядит, как вкладка на вашей странице. Выглядит форма плохо, потому что мне лень было настраивать. Но кастомизировать можно как угодно. На примере интеграция с мейлчимпом. Но вставить можно форму любой ESP, в том числе и полностью свою форму через приложение Static HTML шframe tab.
Авторизация на сайте через соцсети
Ваш проект/сервис/магазин имеет возможность авторизации через соцсети? Круто, некоторые соцсети при такой автооризации могут делиться email. Для этого пользователь должен подвердить это действие.
Презентация SlideShare
К сожалению это платный инструмент, плюс в том, что платите вы гарантированно за контакт. Второй плюс SlideShare — в презентации работают ссылки, поэтому можно ссылаться на свою подписную страницу в любой момент.
Twitter Card
Уникальная и очень интересная, на мой взгляд, функция Твиттера. Подписаться на рассылку можно прямо в ленте. Причём вводить email не нужно, ведь Твиттер и так его знает. Просто подтверждаете подписку и Твиттер передаёт email в ESP-систему. А вы радуетесь и рассылаете письма.
Всплывающие подсказки/аннотации в ролике YouTube
Все видели аннотации с просьбой подписаться. Настраиваются они легко, могут вести на ваш сайт на подписную страницу. Не забудьте оптимизировать страницу под мобильные.
Просьба подписаться в видеоролике
Просьба подписки от автора с объяснением причин будет иметь большую конверсию чем просто всплывающая подсказка. Поэтому, если в ваш сценарий влезет такая просьба — не стесняйтесь, просите подписаться.
Чаты: Slack, Viber, Telegram
Пока писал материал пришла в голову идея по сбору мейлов — бот, который собирает подписчиков. Ну и всегда можно просто спросить адрес в чате.
На сайте
Просто форма подписки
Обычная форма подписки на рассылку, которая честно говорит пользователю: «Подпишитесь, чтобы получать новости/полезные советы/новые товары/анекдоты/гороскопы». Вариантов исполнения бесконечное множество. Форма может быть главной на всей странице, а может быть второстепенным элементом. Может быть прямо в шапке сайта, а может быть где-то далеко на странице контактов.
Попап
Попап считается самым раздражающим способом сбора емейлов. Главный минус — попап закрывает собой полезный контент, за это его и не любят пользователи. При этом его продолжают использовать. Попап для сбора емейлов — один из лучших способов. Но надо помнить, что из-за него может пострадать юзабилити сайта. Чтобы уберечь пользователей, настраивайте появление попапов очень тщательно. Помните, что для вашей аудитории и вашего проекта настройки аболютно индивидуальны и нельзя полагаться на статьи в интернете. Проверяйте всё.
Оверлей
Инструмент, который сдвигает весь контент страницы сайта на экран ниже или закрывает весь контент собой показывает форму подписки с призывом ввести емейл. Может иметь такие же настройки, как и попап. Способ широко используется на зарубежных площадках. У нас пока активно не используется.
Форма регистрации
Если на вашем сайте предусмотрена регистрация, то в момент регистрации у вас есть отличная возможность спросить, не будет ли против пользователь получать вашу рассылку.
Чекаут в интернет-магазине
Разместите галочку согласия на подписку на последнем этапе оформления покупки, когда выбран размер, способ оплаты, способ доставки и все данные с клиента получены. Пользователь на этом этапе хочет побыстрей завершить покупку, поэтому поставить эту галочку не составит труда. Попробуйте предложить бесплатную доставку за подписку — каждый покупатель станет подписчиком.
Выезжающая форма (sider)
Относительно новый способ. Форма выезжает и прилипает к одному из краёв экрана. Заметна и не перекрывает контент.
Оповещение о скидках, цене, наличии
Кончился товар на складе, но ожидается поступление? Разместите вместо кнопки «Купить» форму подписки на оповещение о поступлении этого товара. Как пример — форма Aviasales «Следить за ценой».
Партнёрские программы/рекомендации/комаркетинг
Попросите уже действующих клиентов порекомендовать вам потенциальных подписчиков. Если у вас есть партнёры и друзья, договоритесь с ними о том, что вы сделаете специальное предложение для их клиентов в обмен на емейл.
Чат обратной связи
Чаты обратной связи можно настроить на сбор контактов. Во-первых, если вы не онлайн в чате, то все системы чатов предлагают клиенту оставить свой вопрос и спрашивают у него емейл, чтобы с клиентом могли связаться. Во-вторых, некоторые чаты, даже когда оператор в онлайне просят представиться и ненавязчиво спрашивают емейл.
Корегистрации
Способ активно используется в партнёрском маркетинге. Заключается в том, что вы можете разместить вашу форму подписки на сайте партнёра. При регистрации на сайте партнёра, пользователь ставит галочку и одобряет получение писем от вас. Платят таким партнёрам по CPA модели — за каждый собранный емейл.
Топпер
Топпер — блок с формой подписки, шириной в 30-60 пикселей, который сдвигает весь контент страницы вниз на свою ширину, или перекрывает его. Может диамически появляться на или загружаться одновременно с остальным контентом. Есть возможность его скрыть. Может содержать как ссылку на страницу подписки, так и открытую форму. При динамическом появлении его невозможно не заметить, но плюс в том, что он не закрывает собой полезный контент.
Другие способы
Регистрации в игре/приложении
Относительно новый способ сбора емейлов, но уже пора выносить его в отдельную категорию.
Подписка при отписке
Этот способ — последний шанс, чтобы оставить подписчика в списке. По многим причинам подписчик мог нажать на кнопку отписки в вашем письме или в настройках на сайте. Подписчик мог сделать это и не специально. В любом случае — надо человека отписать. А в письме-оповещении об отписке попросить его подписаться снова. Что при этом сообщить — решайте сами, можете снова дать подарок, почему бы и нет.
Легальная рассылка по чужой базе
Subscribe.ru предоставляет услуги рассылок по базам подписчиков, которые согласились получать такие письма. Статистика по таким базам априори будет хуже, чем у вашей собственной. Но в любом случае — это ещё один источник сегментированных подписчиков, который можно использовать.
Просьба подписки в личной переписке
Вставьте текст просьбы о подписке на вашу рассылку в вашу подпись в переписке. Никаких усилий, сделайте это прямо сейчас. Как минимум те, с кем вы общаетесь, будут знать, что у вас есть какая-то интересная рассылка.
Экспорт из CRM
Уже есть собранные емейлы, но они лежат в вашей CRM системе без дела? Сделайте выгрузку и создайте на основе этих адресов список для рассылки. Будьте осторожны, у вас по этому списку может быть большой spam-rate. Поэтому прежде чем бомбить новых подписчиков своими коммерческими предложениями лучше в первом письме спросить их, не против ли они? Учтите, даже если ваша рассылка будет самой полезной в мире — она может быть просто не нужна человеку, который её получит и он отправит её в спам.
Обзвон при подтверждении заказа в магазине
Ваши специалисты или вы лично звоните клиенту для подтверждения заказа? Спросите его, не хочет ли он получать ваши специальные предложения по почте.
Вебинары
Не важно на какую тему ваш вебинар. Он может быть даже без регистрации, просто попросите пользователей подписаться. А если вебинар с регистрацией — подписка обязательна. Иначе вебинар получится благотворительным.
Серые методы
Пользоваться ими я крайне не рекомендую. Это может навредить репутации: вашей личной, бренда и домена.
Покупка, воровство или скачивание базы
Забудьте. Использование чужой базы заранее обречено на провал. Мало того что вас заблокируют, так ещё и выхлоп будет на уровне ничего. А даже если и будет какой-то выхлоп, то всё равно это бессмысленная гонка за сиюминутным результатом. Никакой системной работы с такими базами не получится делать.
Помимо блокировок, вы можете схлопотать санкции со стороны владельцев базы, которой вы вдруг овладели.
Сбор контактов из открытых источников
Очень велики репутационные риски. Плюс это очень не эффективный способ сбора контактов.
Обман при подписке
Технически это не способ сбора, но всё же обозначу его. В форме подписки вы обещали высылать письма раз в месяц с очень полезным контентом, а шлёте 3 раза в неделю сплошную рекламу? Безусловно, такие обещания увеличивают конверсию в подписчики. Но это обман, который вернётся вам бумерангом в виде высокого spam-rate и/или блокировок.
Обмен базами
Метод уровня покупки или воровства базы. Подписчик не знает кто вы и почему вы пишите. Как бы выгодно вам эта база не досталась, максимум вы сможете выслать 2 письма. А потом скорее всего блокировка со стороны почтовых серверов.
Использование личных контактов для коммерческой рассылки
Пожалуй, самое глупое что вы, как профессионал, можете сделать. Использовать свои личные контакты для коммерческой рассылки грозит потерей репутации не вашей компании, а лично вам. Это правда очень и очень плохо. Пытаться заработать на вашей сети контактов, которую вы нарабатывали всю карьеру может закончиться обрывом этих связей. Уточню, если вас знают как, например, человека который делает хорошие сайты и вы сделаете рассылку по контактам с предложением сделать какой-то интересный проект «по-дружески» — это не сильно большая беда. Но если вы начнёте делать это на регулярной основе, то «шеф, всё пропало».
Делитесь своими способами сбора в комментариях, а в следующей статье я поделюсь способами увеличения конверсии форм сбора емейлов.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.