Будущее мобильной разработки — веб, а не приложения

19.12.2016
5527
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Светлана Шаповалова — коммерческий автор и переводчик, специально для «Нетологии» адаптировала статью Хью Дёркина с рассуждениями о будущем мобильной разработки и о том, что такое современный веб. Хью Дёркин, старший продакт-менеджер INTERCOM

Обсуждая будущее мобильной разработки, люди чаще всего размышляют о том, какая платформа для мобильных приложений победит — Android или iOS. В таких рассуждениях упускается одна важная мысль — пока все спорят о платформе, сами приложения скоро станут не нужны — их заменят мобильные браузеры.

Нативные приложения хороши, но не всегда

Нативные приложения — это те привычные нам приложения, которые мы устанавливаем на телефон: их разрабатывают под конкретную платформу (например, Android или iOS), поэтому им проще взаимодействовать с операционной системой. Есть сферы, для которых нативные приложения подходят лучше всего. Например, общение с друзьями, родственниками или коллегами — функции, которыми мы пользуемся ежедневно. Snapchat, WhatsApp или Facebook Messenger нуждаются в постоянном доступе к камере, микрофону и непосредственно самой ОС — поэтому они нативные.

Но все ли приложения должны быть такими? Интернет и браузеры сегодня неплохо справляются со многими задачами. Еще один плюс браузеров: неполадки с подключением у нативных приложений обычно решаются довольно быстро — однако в мире, где повсюду wi-fi и 4G-сети, такие проблемы практически исключены.

Например, компания Patagonia уже отказалась от нативных приложений в пользу веба.

Надпись на скриншоте: «Пора прощаться. Спасибо, что пользовались приложением Patagonia для Айфона. Теперь у нас есть чудесный сайт, который прекрасно работает в любом мобильном браузере. Мы прекращаем поддержку приложения — можете удалить его с устройства».

Твит Адама Кмиека: «И что там говорили о том, что браузеры неуместны и нас ждет исключительно будущее приложений?»

Мы проводим в мобильных браузерах больше времени, чем кажется

Не только компании отказываются от нативных приложений — среднестатистический американец уже не загружает ни одного приложения в месяц. Это не значит, что мы проводим меньше времени в телефонах — это значит, что мы устали от приложений.

Каждый из нас знаком с Firefox, Chrome, Safari или Internet Explorer — привычными браузерами с адресной строкой, поисковой функциональностью, кнопками «вперед» и «назад». Но не только их мы используем ежедневно — все больше времени мы проводим  в мессенджерах и социальных сетях, и они сами по себе становятся «оболочками» для веба.

Например, Фейсбук — это некий социальный браузер. С его помощью легко серфить, общаться с друзьями, вести дела и развлекаться. В обычных же браузерах приходиться самому искать контент, а Фейсбук сам преподносит его «на блюдечке», основываясь на интересах пользователя и его друзей.

Не так давно у встроенного в Фейсбук браузера появились кнопки «вперед» и «назад», возможности делать закладки и вводить нужный адрес.

А вот корпоративный мессенджер Slack— это наш рабочий браузер. В нем легко общаться и взаимодействовать с документами и данными. Раньше приходилось искать нужную информацию у сотрудников, рискуя упустить ту, о которой мы попросту не знали. Теперь благодаря ему мы в курсе всех новостей — работа стала проще и слаженней.

WhatsApp — это браузер для близкого общения с друзьями и знакомыми. Сами или в группах, мы постоянно поглощаем персонализированный контент от ближайших контактов. Это самый «личный» способ взаимодействия с вебом.

Приложения, о которых говорится выше (Фейсбук, Slack, Snapchat и WhatsApp) — это нативные приложения, требующие установки на телефон. Однако важно другое — в них появляются новые функции, которые убивают потребность в посторонних приложениях. Благодаря смарт-интеграции с внешними разработчиками можно получить ошеломляющее количество новых функций и возможностей, поэтому мы вряд ли когда-либо откажемся от этого нового типа браузеров.

Суть популярности мессенджеров и социальных браузеров в том, что для потребления всего необходимого контента хватает буквально трёх приложений. Не удивительно, что Facebook, Google и прочие инвестируют в эту сферу.

Владеешь браузером — владеешь аудиторией.

Согласно comScore, 50% всего времени, проводимого в телефоне, пользователи тратят в одном наиболее используемом приложении; и почти 80% — в трёх.

Боты — новой способ пользоваться интернетом

Что же в них такого впечатляющего?

Еще с 90-х годов важная составляющая операционных систем — закладки: иконки рабочего стола, пусковые меню. В десктопных браузерах мы полагались на различные их виды: сохраняли ссылки и доменные имена; устанавливали тулбары для доступа к сервисам вроде MSN News, Google Search или Yahoo! Mail. Мы вручную организовывали весь нужный нам контент.

Боты — это новый вид динамических закладок. Они сами предлагают контент — не надо каждый раз открывать адресную строку, вручную набирать ссылки, ждать загрузку. Они обучаются и запоминают наши вкусы, в любое время предлагая релевантный материал.

Теперь боты организовывают контент, а не мы.

К примеру, функция «@music» в Telegram. Для поиска и прослушивания музыки она использует встроенную клавиатуру — не надо даже набирать текст. А еще мгновенно обновляет доступные пункты, пока пользователь листает результаты.

Так что вместо отдельных нативных мобильных приложений (вроде Spotify) или поиска музыки в обычных браузерах, боты дают пользователям весь спектр возможностей, например, заказывать, резервировать, покупать, не выходя из полюбившихся социальных приложений или мессенджеров.

К тому же, боты — это способ организовать собственные интересы и увлечения. Предлагаемый ими контент практичен — мы можем заказывать что-нибудь или покупать, читать. Дружеские связи и искусственный интеллект — вот основной источник контента.

Что это значит для новых стартапов

Не iOS и не Android — веб есть и будет самой популярной операционной системой в мире. Важно, чтобы новые компании, производящие программное обеспечение, не делали упор лишь на нативные iOS- или Android-приложения. Необходимо использовать новую волну мобильных браузеров — мессенджеры. Разработка приложения для iOS или Android ради призрачной вероятности успеха бессмысленна.

Контент распространяется там, где люди проводят больше всего времени — сегодня это социальные приложения и мессенджеры — новая модификация мобильных браузеров в мире, который всё больше наполняют боты.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Светлана Шаповалова
Коммерческий автор и переводчик
Университет интернет-профессий
Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для обучения. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.