Александра Кожевникова, контент-менеджер Everland и выпускница курса по копирайтингу, специально для Нетологии написала колонку о том, как выучить стажера от новичка до готового профессионала, и объяснила, почему нет разницы между обычным сотрудником и человеком с «особенностями».
Расширение офиса и набор новых сотрудников — всегда болезненная тема для работодателя. Рынок вакансий на сегодняшний день очень широк. Не ошибиться с выбором кандидатуры и тем более не переплатить задача любой компании.
Наш проект столкнулся с проблемой набора кадров и решил ее особым образом. Он не только сделал упор на принятие в штат новичков, но и трудоустроил людей с инвалидностью.
Человек с ограниченными возможностями получает: практику, работу, зарплату. Компания, беря его на работу, — ответственного исполнителя на ставку удаленного сотрудника, которая обычно меньше офисной. Так происходит потому, что человеку приятно, когда в него вкладываются, и он чувствует себя нужным. И не стоит забывать и о социальной ответственности компании — это тоже немалый плюс.
Впрочем, этот подход вполне подойдет и для людей без проблем со здоровьем.
Цена вопроса
Для работодателя сотрудник — это деньги в обмен на результат работы.
Профессионалы могут создать ряд проблем: либо они уже заняты, либо соглашаются работать на полставки. Они часто диктуют свои требования и бывает, что сработаться с ними проблематично. Средняя зарплата: 70 000 рублей в месяц. Расчет зарплат дан по Москве. В регионах цифры могут быть намного меньше, все зависит от крупности населенного пункта и востребованности дизайнера в нем.
Новичков, ищущих работу, намного больше. «Зеленый» работник легче найдет общий язык с руководителем, ведь в него вкладываются силы и средства. Зарплата начинается от 30 000 рублей в месяц.
Люди с особенностями здоровья – отдельная категория. Чаще всего у них есть образование и желание реализоваться, но мало опыта и возможностей. Компании, соглашающиеся принять такого сотрудника, решают две проблемы: формируют новые кадры на рынке и помогают обществу трудоустроить «особенных» людей.
Чаще всего место и учебы работы такого сотрудника — дом. Работодатели считают, что так человек затрачивает меньше собственных ресурсов и оплата его должна быть ниже. Первоначальная ставка не превышает 20 000 рублей.
Если стажер в процессе учебы показывает хорошие результаты, то правильное решение выплачивать разовые премии за выполненные задания. По окончании стажировки, если с сотрудником сработались, можно зачислить его в штат с постоянной зарплатой.
Кто подходит
Многим работодателям часто кажется, что брать на работу человека с инвалидностью — это сложно и неэффективно. Впрочем, брать в стажеры и обычного человека — иногда рисковая затея. Он может не выполнять свою работу, не иметь соответствующей квалификации, затягивать сроки: попусту отнимать время и деньги компании.
Мы искали себе дизайнера. Он должен был разрабатывать инфографику и логотипы, создавать презентации и фирменный стиль. Наша первая попытка сотрудничества с людьми с ограниченными возможностями провалилась. Потому что к нам приходили люди, либо не отвечающие требованиям компании (например, они умели делать только коллажи и считали себя дизайнерами), либо инвалиды-профессионалы, способные выполнять задачи проекта, были заняты на других работах или соглашались только на разовые заказы. Тогда решили набрать стажеров и обучить их под потребности проекта.
Кандидатов искали в Фейсбуке и в ВКонтакте. Плюс поиска стажера в социальных сетях то, что работодатель сразу видит человека, и его состояние здоровья не становится сюрпризом. Также многие выкладывают свои работы в соцсети, можно ознакомиться со всеми возможностями человека, а не тщательно отобранными примерами в резюме.
Как показала практика, стажер раскрывается за первые два дня работы.
За это время реально понять, сможет ли человек вникнуть в суть требований и близка ли ему такая работа. Обучение в процессе призвано устранить неприятные сюрпризы, связанные со взаимопониманием, требованиями клиентов, сроками и возможностями работника.
После двух дней стажировки лучше заключить с новичком контракт на определенный срок. Становиться бесплатным полигоном для молодых специалистов никакому бизнесу не понравится.
Если вы вдруг взяли на стажировку человека с ограниченными возможностями, то будьте готовы к дистанционной форме обучения и работы. На самом деле, это касается не только людей с ограниченными возможностями. Вполне можно обучать удаленно и здоровых людей.
Это удобно:
- вам не придется оборудовать или расширять офис;
- стажеров можно набирать из регионов и других стран;
- любая коммуникация осуществима по скайпу, человек всегда находится на связи, даже если он отлучился с рабочего места;
- сотрудник не опаздывает на работу (связываться с транспортом ему не придется, что очень актуально для больших городов).
Например, Роман живет в городе Сарапуле, из-за особенностей здоровья выйти из дома ему проблематично. Найти работу без опыта (Роман — студент второго курса факультета графического дизайна на дистанционном отделении МЭИ) не получается. Первый результат обучения у Романа появился через месяц — он разработал логотип проекта.
Кого не стоит брать
Тип: Талантливый Левша
Хороших дизайнеров-самоучек без опыта работы практически не бывает.
Компьютерные программы, такие как Corel Drаw и Photoshop, можно освоить самостоятельно. Но цветоведению, шрифтам, основам композиции, психологии восприятия цветов и формы нужно обучаться.
Понимание дизайна как функционального и практичного направления было получено в начале XX века. Тогда студенты изучали историю дизайна, психологию, форму, композиционную основу. С тех пор подход к обучению не изменился, причем неважно, какая специализация у студента – графический дизайн, дизайн интерьеров или что-то иное.
Профессионал должен все это знать и даже больше, иначе он будет повторять ошибки предшественников. Объяснять основы — неразумная трата времени. На стажировку надо брать людей либо с высшим образованием, либо студентов, получающих диплом. Другой вариант — отправить человека на курсы или взять человека, который их окончил. Часто профильные курсы веб-дизайна могут оказаться даже эффективнее вуза.
Тип: Лень-матушка
Иногда бывает, что приходит человек и говорит: «Хочу работать, дайте задание». Его просят сверстать листовку, работы на 3–4 часа с учетом требований. Спрашивают: «Сколько вам потребуется времени»? Его ответ: «Два дня». С таким кандидатом надо прощаться сразу.
Дело не в навыках и скорости работы, а в лени и затягивании сроков. Такой кандидат будет «гулять» два дня, а листовку соберет «на коленке» за 15 минут. Если ему доверить серьезное задание, подход не изменится.
Тип: Вечный студент
Часто бывает история, что люди практикуют обучение ради обучения. Проучился там, поучился тут, и дальше пошел. Обязательно посмотрите резюме и портфолио. Если дипломов много, а опыта работы нет, то такого человека лучше не брать. Ему нужна не работа, а процесс обучения.
Лучше сразу настраивать человека: любое задание — боевое, домашней работы «в стол» не будет.
Тип: Безнадежный случай
Есть риск, что стажера нельзя прокачать, потому что у него нет желания учиться.В таком случае приходят люди, создававшие хорошие иллюстрации, но ничего не понимающие в верстке или наоборот. Таких кандидатов сразу отправляли на курсы повышения квалификации. Если человеку важна работа, он доучится и придет. Держать в штате узкого специалиста нецелесообразно.
Такая ситуация особенно касалась людей в возрасте. Они умеют делать коллажи, но дальше расти не готовы. Такому кандидату на работу устроиться крайне сложно.
Клиент готов
В нашем проекте стажировку в отделе дизайна прошли всего два человека, и оба — с ограниченными возможностями. Один имеет проблемы со слухом, второй — с опорно-двигательным аппаратом. Для первой работы, принятой крупным клиентом, одному из них потребовалось три месяца подготовки. Это была инфографика для Билайна. На следующие задания: разработку инфографики для проекта и фонда «Хрупкие люди» уже было затрачено две недели.
У второго стажера процесс обучения занял более двух месяцев. Получалось далеко не все. Это происходило потому, что не хватало опыта в решении нестандартных задач. Но работа дизайнера — не всегда креатив, чаще требуется кропотливость и усердие в достижении результата. В нашем случае было огромное желание трудиться над собой. И стажер работает в айдентике, оформлении социальных сетей и презентаций.
Процесс обучения был максимально совместим с работой и это дало хорошие результаты. Обученные новички более ответственно подходят к заданиям. Они дорожат своим местом, понимая, что стажировка и выполнение задач проекта далось им непросто. Кроме того, им сложнее найти работу, поэтому они будут держаться за предоставленный им шанс.
Итак
- Если у человека инвалидность — это не повод быть невостребованным.
- Воспитать в штате квалифицированного дизайнера вполне реально.
- Доверяйте мнению своего дизайнера и команды: не бойтесь попрощаться с неподходящими кандидатами.
- Не берите самоучек без опыта работы, они создадут много проблем.
- Испытательный срок перед стажировкой — 2 дня.
- Сразу включайте стажера в процесс работы.
- Удаленный сотрудник «дешевле» офисного. Вам не нужно лишнее рабочее место, а результат таких работников обычно выше офисных.
- Ваши старания всегда окупятся. Дайте людям шанс.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.