Как не провалить live-трансляцию: советы экс-телеведущей

03.07.2018
5746
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Алла Котова, журналист, маркетолог и основатель образовательного проекта «MediaUp», рассказала блогу Нетологии секреты профессиональных ведущих, которые пригодятся для ведения прямых эфиров в соцсетях.

Прямой эфир, как подводная лодка: деваться некуда. Команда: «В кадре!». И ты начинаешь говорить...

Эта смесь адреналина и эфирной магии, приправленные щепоткой тщеславия (куда же без него в публичной профессии) — долго не отпускает. Не важно, продолжаешь ли ты работать за кадром; стал руководителем или вовсе ушёл «в запас».

Но вот что важно: все мы, профессиональные телевизионные журналисты, тоже очень боялись, когда выходили в свой первый эфир. И во второй, и в третий. Пока не втянулись.

Самая парализующая последняя минута перед эфиром — «наша минута», как её называют в эфирной бригаде. Я помню рассказ преподавателя в школе телевидения Internews Петра Фёдорова о его первой «последней» минуте в новостях старого НТВ. Будущий руководитель крупных телеканалов перед своим первым федеральным эфиром думал не о событиях дня или тексте подводок. Он представлял, что может прямо сейчас в студию прилетит бомба, и точечно, чтоб никто кроме ведущего не пострадал, остановит этот кошмар.

Я помню свою минуту. Крик режиссёра: «Алла! Ты чего так таращишь глаза в камеру! Делай что хочешь, но расслабься — у тебя 30 секунд». А я была уверена, что не смогу произнести ни слова, и так бесславно закончится моя карьера на ТВ.

Прямые эфиры захватывают соцсети

Программа обучения: «Продвижение в Instagram»

Сейчас это самый эффективный вид контента и абсолютный must have для продвижения личного бренда. Соцсети дают live-трансляциям преимущество по всем фронтам: обеспечивает самые большие органические охваты, более низкую ставку платного продвижения и прекрасные возможности для ретаргетинга. Так соцсети поддерживают идею показывать жизнь в моменте, здесь и сейчас.

Казалось бы, нажимай на странице в соцсети кнопку «Прямой эфир» и пользуйся возможностью показать себя большой аудитории. Но как специалист по продвижению личного бренда, я вижу, какой ужас у клиентов вызывает предложение подключить к продвижению живые эфиры.

В итоге, специалисты хотят заявить о себе в онлайне, но всё время откладывают использование одного из самых интересных и эффективных инструментов интернет-продвижения — прямых трансляций.

Хочу дать несколько советов тем, кто только собирается осваивать прямые эфиры в соцсетях.

Читать ещё: «6 SMM-трендов, которые стоит взять на вооружение»

Перед эфиром

Заранее решите, о чём будете говорить. Не выходите в эфир без чёткого понимания, что вы хотите сказать аудитории, какую мысль донести. План «поговорим примерно об этом, а там — как пойдёт», скорее всего, окажется провальным.

Составьте план. Напишите текст вашего выступления, крупно выделите основные тезисы. Скорее всего, раскрывать тему вы будете другими словами, но с готовым выступлением вам будет гораздо спокойнее.

Загляните в словарь. Неверные ударения и другие речевые ошибки сильно испортят впечатление от вашего выступления. Привыкайте при малейшем сомнении заглядывать в словари: узнаете много нового о русском языке. Со временем грубые ошибки уйдут, а мелкие заметят только граммар-наци.

Выберите время. Лучшее время для выхода в эфир — то, которое удобно вам. Основные просмотры эфир будет набирать уже в записи.

Приведите себя в порядок. Часто, главное, что отвлекает во время прямого эфира — мысли о своём внешнем виде. Не оставляйте причёску и макияж на последний момент, заранее убедитесь, что с внешним видом всё в порядке и выбросите мысли о нём до конца эфира.

Уберите из кадра лишние предметы. Чашка с кофе или папка для бумаг будут к месту, а, например, утюг или стойка с одеждой — нет. Выходите в эфир из подходящего места, соответствующего образу, который вы транслируете. Не садитесь вплотную к шкафу или стене: лучше, если за спиной будет некоторое пространство (перспектива). Однако нейтральный фон лучше, чем отвлекающий или противоречащий вашему образу.

Сделайте разминку. Для того, чтобы размять дикцию, хорошо подойдёт пробка от вина. Проговорите текст с пробкой в зубах — так делают многие телеведущие.

Не пейте алкоголь. Бокал вина перед эфиром может не только расслабить, но и притупить мысли и реакцию.

Думайте о людях, которые вас смотрят. Не лейте «воду», позаботьтесь о хорошем качестве связи и понятной презентации (если она нужна).

Во время эфира

Помните, что вы живой человек. Вы не обязаны нравиться всем. В эфире вы имеете право волноваться, делать паузы, подбирать слова. Представьте друга или коллегу, с которым вам комфортно обсуждать профессиональные вопросы, и рассказывайте ему. Со временем волнение от эфира начнёт трансформироваться в удовольствие и энергию.

Не тараторьте! Когда эфир вызывает страх, подсознательно хочется закончить его побыстрее. Если знаете за собой такую склонность, попробуйте перед самым эфиром поговорить, как на замедленной плёнке. Тогда эфир начнёте в нормальном темпе.

Говорите короткими предложениями. Не мудрите и не сыпьте сложными терминами, в попытке показать свою экспертность. Просто говорить о сложном — важное умение, которое оценит ваша аудитория.

Помните о цели своего выступления. Привлечь новую аудиторию, «утеплить» отношения с подписчиками, развлечь, показать свою экспертность, продать услугу... Держите цель в голове — она поможет вам не сбиться с пути.

После эфира

Отсматривайте свои эфиры. Закрепляйте удачные моменты, работайте над ошибками, даже если вам больно это видеть.

Проконсультируйтесь с опытным человеком. Не отказывайтесь от формата прямых эфиров, пока не проведёте их хотя бы 10–20. Если и после этого вы будете считать, что live-трансляции больше вредят, чем помогают вашей репутации в сети, возьмите паузу. Проконсультируйтесь с опытным человеком (тем, кто сам успешно практикует эфиры, или помогает проводить их другим), поймите, в чём именно ваша проблема и можно ли её исправить.

Читать ещё: «Как продвигаться в Instagram: тренды 2018 года»

Держите осанку и почаще улыбайтесь своим зрителям. Хорошего эфира!


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Алла Котова
Журналист, маркетолог и основатель MediaUp
Университет интернет-профессий
Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для обучения. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.