Тренды в онлайн-обучении: тухлые и настоящие

23.10.2018
2846
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Кристина Геворкян, спикер конференции по онлайн-образованию EdMarketLab, эксперт по запуску образовательных продуктов «Фонда развития онлайн-образования» и автор телеграм-канала «Тренды образования» — об EdTech-кухне, тухлых тенденциях и самом недалеком будущем обучения.

Обучение в онлайн-университете: курс «CRM-маркетинг»

В этом году ощущается заметное оживление рынка образовательных продуктов. Акселераторы и инвесторы стали активно интересоваться стартапами, корпорации разрабатывают собственные сервисы и курсы.

Онлайн-образование, состоящее из двух крупных сегментов — E-learning и EdTech — активно развивается. Этот рынок, пока еще несформированный, я ассоциирую с e-commerce и финтехом конца 90-х и начала 2000-х: не установлены правила и стандарты качества, не хватает специалистов с нишевым опытом, а клиент еще не привык платить за продукты и услуги. Поэтому не запрос, а сами игроки рынка стараются его развивать.

E-learning — это отдельные онлайн-курсы в разных форматах, проверочные тестирования и целые онлайн-школы или университеты. Развиваются по двум сценариям: «упаковывают» в продукт собственные экспертные знания и методики и занимаются продюсированием других экспертов.

EdTech — продукты и сервисы, сопровождающие процесс обучения (инструменты для аналитики, построения образовательных траекторий, организации онлайн-обучения и т. п.).

Какие тренды нужно учитывать при запуске своего e-learning-продукта

Я разделяю тренды на «тухлые» и «тру». Почему тухлые? Потому что есть тренды, о которых рынок говорит уже несколько лет и они стали очевидными и почти обязательными. Их несколько:

  • геймификация,
  • мобильное обучение,
  • микрообучение,
  • Soft Skills.

Коротенько о каждом из них. В традиционной форме геймификация включает в себя баллы, «ачивки», рейтинговые таблицы, сюжетный сценарий и определение ролей, но также может быть и полноценной симуляцией. Многие считают, что геймификация являет собой инструмент мотивации, но в отрыве от качественного образовательного контента она работать не будет. Применять игровые механики нужно с умом и не ждать, что они станут панацеей для успешного обучения. Самое классное решение — когда обучение вплетено в игру, как это реализовано в детских проектах Учи.ру или «Алгоритмики»:


Пример задания в Учи.ру

Мобильность — непременное условие для онлайн-обучения, связанное с ежегодным ростом числа пользователей интернета, выходящих в сеть с мобильных устройств. По данным Mediascope, каждый год этот показатель увеличивается примерно на 15%:

Учитывайте этот фактор, когда выбираете платформу для размещения курсов, и в организации процесса поддержки обучающихся — сайты должны быть адаптивными, а коммуникацию удобно выстраивать в мессенджерах.

Также стоит обратить внимание на рост пользователей смарт-ТВ. Я уверена, что в будущем это станет популярным каналом доставки образовательного контента.

Микрообучение или курсы, разбитые на модули небольшого объема; продолжительность лекций в этом формате составляет в среднем 15 минут. Размер связан с пределами восприимчивости к новой информации (стандартное представление о 18 минутах концентрации внимания) и нацелен на получение  практических знаний и навыков. В условиях, когда школьникам и взрослым не хватает времени на регулярное до-обучение, необходимо строить занятия таким образом, чтобы было возможно учиться малыми порциями.

Уже не первый год все говорят о важности развития soft skills, таких как эмоциональный интеллект, коммуникативные и управленческие навыки, тайм-менеджмент, конфликтология и др. Ценность таких навыков  для массового пользователя пока еще не столь явная, но удивить подобными программами клиентов или инвесторов уже не получится.

Вери тру

К «тру» трендам я отношу:

  • иммерсивное обучение,
  • голосовые помощники и чат-боты,
  • сторителлинг и подкасты,
  • сообщества и наставничество,
  • индивидуальная траектория обучения.

Иммерсивное обучение представляет собой использование технологий виртуальной и дополненной реальности.


Примеры взяты из опыта компании Cerevrum

Считается, что мозг не различает реальные события и качественную симуляцию, поэтому использование виртуальной реальности открывает бескрайние возможности для обучения. Такие решения все больше становятся интересны корпорациям и помогают масштабировать и оптимизировать обучение сотрудников.

С постепенным ростом популярности VR-шлемов этот тип e-learning перекочует из сегмента B2B и на B2C-рынок.

Голосовые помощники и чат-боты выводят мобильное обучение на новый уровень. Смартфон теперь всегда под рукой, поэтому можно, к примеру, обучаться в программе-боте по пути на работу или общаясь с голосовым помощником, стоя в пробке. Пока их функциональность сильно ограничена, но потенциал к развитию огромен: отработка речевой и письменной грамотности, изучение иностранных языков, общее развитие и т. п.


Часть списка команд голосового помощника «Алиса»

Подкасты, конечно, не новшество, но я вижу активное движение в этом направлении. Аудиоформат удобен для прослушивания в дороге или параллельно с другими делами, а сторителлинг позволяет делать повествование нескучным. Возможно, этот тип донесения информации и не будет слишком массовым, но я рекомендую рассматривать его как дополнение к классическому видео-обучению — предоставлять слушателям возможность пройти курс в текстовом и аудио-формате.


Пример преподнесения информации через сторителлинг


Схема построения сценария

Учебные сообщества и наставничество/менторство становятся важными инструментами поддержки слушателя в образовательном процессе. В частности, в условиях цифровой трансформации и с появлением новых для рынка труда профессий становится актуальной поддержка экспертов. Это способ персонализировать обучение, давать больше обратной связи и снимать с обучающихся тревожность в условиях неопределенности.


Мотиваторы, полученные по итогам тестирования на программу «Остров1021»

Персонализация же важна в рамках построения индивидуальной траектории обучения. Она позволяет корректировать маршрут развития обучающегося, с учетом его первоначальных компетенций и поставленных целей через определение ключевых мотиваторов, подходящих форматов, интенсивности и скорости прохождения обучения.

Добавлю также, что стремительно «отмирает» проведение вебинаров в прямом эфире. Чаще всего время трансляции оказывается неудобным для слушателей, в повествовании автора встречается много отвлечений и «воды», что вызывает недовольство студентов. Поэтому я рекомендую использовать такой формат только в качестве MVP для тестирования содержания обучения, а финальную версию образовательного продукта для серьезных продаж делать в записи.

Читать еще: «Правильное управление клиентским опытом: главные моменты»


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Кристина Геворкян
Эксперт по запуску образовательных продуктов «Фонда развития онлайн-образования»
Университет интернет-профессий
Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для обучения. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.