Как студенты выбирают онлайн-курсы по дизайну

21.12.2018
1128
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Основатель Школы веб-дизайна Евгений Болтян провел опрос среди своих студентов и выяснил, как начинающие дизайнеры выбирают образовательные курсы.

Обучение в онлайн-университете: курс «Дизайн для начинающих»

Зачем провели опрос

Мы хотели узнать:

  • важна ли студентам обратная связь с преподавателем или они могут проходить курс самостоятельно;
  • сколько времени пользователи тратят на выбор курса;
  • как подстроить маркетинговую стратегию и процессы под поведение пользователей.

За два года существования Школы мы изучили целевую аудиторию, ее потребности и желания, но впервые провели опрос, который дал любопытные и неоднозначные результаты. Нас интересовали ответы в реальном времени. Мы написали 10 вопросов, оформили в Google-форме и разослали студентам и подписчикам.

Результаты первого опроса помогут подготовиться к следующему более глубокому анкетированию. Мы планируем:

  • провести 5−10 глубинных интервью с пользователями, которые обучались на разных онлайн-курсах;
  • собрать список потребительских качеств;
  • составить анкету и опросить студентов на основе информации о потребительских качествах.

Будущее исследование позволит создать стратегию по взаимодействию с целевой аудиторией.

Как проводили первый опрос

Задавали вопросы без эмоций. Результат опроса зависит от постановки вопроса и формулировки вариантов ответа, поэтому сформулируйте вопрос так, чтобы ответы не навязывались респонденту — это сделает опрос объективным. Поэтому мы задавали вопросы без эмоционального окраса и не преподносили какой-то ответ более привлекательным.

Давали готовые варианты ответов. Пользователям достаточно было выбрать один из вариантов, иначе большая часть респондентов не захотела бы отвечать.

Собрали репрезентативный объем данных. Мы собрали 114 анкет: для серьёзных выводов этого мало, но хватит для основы следующего исследования.  

Опрашивали опытных. Задайте вопросы, которые помогут понять, был ли у человека нужный опыт. Сколько курсов он прошел за прошлый год, имеет ли такой опыт, который вам интересно изучить. Во время подсчета результатов уберите ответы людей без опыта в нужном вопросе. Они с удовольствием придумают ответы, которые не будут нести никакой ценности.

В онлайн-школе, мы начали с базового метода. Вопросы собирали из своего понимания процесса, хотели узнать, верно мыслим или нет. Анкету продвигали в своей аудитории: среди дизайнерского сообщества Vk, в открытых группах в Facebook по тематике веб-дизайна, которые разрешили опубликовать опрос.

К платным методам не прибегали, но все равно сформировали достаточную базу для ответов. Если вы планируете на основе собранной статистики принимать бизнес-решения, рекомендуем получить в несколько раз больше ответов, а лучше обратиться к профессиональным командам исследователей. В нашем случае, мы хотели ответить на свои вопросы, и цена ошибки была минимальна.

Проанализировали ответы в Google Spreadsheets. Там достаточно формул для быстрого подсчета ответов. Рекомендуем почитать документацию и написать формулы — так быстрее, чем считать вручную. В ответах Google Form тоже можно посмотреть статистику, но для построения диаграмм решили посчитать всё сами и иметь числа под рукой.

Какую информацию получили

Количество курсов, которые окончил респондент за последний год

Отчасти этот вопрос мог валидировать анкеты на нужные и ненужные, но его постановка отбрасывала респондентов, у которых имелся опыт больше года назад, поэтому мы использовали все анкеты — нашей целью был только сбор информации.  

Как студенты ищут курс, сколько времени тратят на поиски и какие критерии учитывают в первую очередь

Как пользователи выбирают где учиться, какие атрибуты курса учитывают, а что им неважно? Мы задали такие вопросы респондентам.

  • Сколько времени ушло на выбор подходящего курса?
  • Как ищете онлайн-курс для себя?
  • Какие факторы важны для принятия решения?

Почти половина респондентов выбирали курс около двух недель:

Это наталкивает на мысль о создании и оптимизации email-рассылки, увеличению активности рекламной кампании — тем инструментам, которые напоминают целевой аудитории о курсах и охватывают большое количество пользователей.

Осталось понять, как определить пользователей, которые принимают решение за две недели, а какие — за два и более месяца. Мы проведем дополнительный опрос и соберем данные об опыте в профессии, уровне заработка и так далее. Такая информация позволит точнее сегментировать аудиторию.

В этом вопросе на выбор дается несколько вариантов ответа, поэтому сумма больше 100%. Предлагать один вариант неверно, потому что конверсия собирается из нескольких источников.  

Вариант «Он меня сам находит/ Много рекламы вываливается по теме дизайна постоянно» выбрали 47% людей. Респонденты имеют в виду рекламу в социальных сетях, баннеры и другие типы контекстной рекламы. На втором и третьем месте — варианты о рекомендациях от друзей и самостоятельных запросах в поисковиках. Небольшой числовой отрыв позволяет сделать вывод, что эти три канала одинаково эффективны. Смотреть аналитику и считать экономику нужно отдельно по каждому. Пользователь может упускать много деталей и думать, что курс он нашел сам.

Далее мы предложили пользователям указать, что повлияло на их решение купить курс, посчитали средневзвешенный балл и вот что получилось:

Респонденты ответили, что наличие сертификата важно на 2.4 балла из 5, но это не значит что его можно не делать. Может быть так, что сертификаты есть у всех, поэтому студенты не придают ему значения. Но если сертификата не будет, это повлияет на их выбор.

Как видим, 4.5 из 5 выставили грамотно составленной программе — то есть основному наполнению курса. Рядом стоит доверие к преподавателю.

Интересно сегментировать эти ответы, чтобы понять, какие факторы важны для новичков, а какие для опытных дизайнеров. Это тоже материал для следующего исследования.

Сколько времени студенты готовы тратить на учебу, согласны ли обучаться в выходные и используют ли видеозаписи, если не успели на вебинар

Нам следует дополнительно узнать, какого рода активности больше подходят студентам, на что именно они готовы тратить 5 часов в неделю; как отвечали люди, которые работают на фрилансе и в офисе. Тогда получится более четкое понимание для разработки программы и выбора методов преподавания.

Учеба же в выходные — вопрос спорный, как ни крути, всем не угодишь. По нашим наблюдениям, занятия по выходным сильно хуже по посещаемости, чем в будние дни:

Люди часто дают себе обещание сделать больше, чем хотят на самом деле, и 66% — фантастическая цифра. Но вывод в другом: эти студенты намерены посмотреть записи, а значит их наличие важно для них.

Обратная связь с преподавателем и домашние работы

Мы считаем основной силой онлайн-образования, это работа преподавателя со студентом. В этом вопросе мы решили проверить, так же думают студенты или нет.

При выведении фактора важности обратной связи в пятибалльную систему, получаем оценку 3.9.

Быстрая обратная связь с преподавателем — один из ключевых элементов образовательного курса.

По опыту замечаю, что студенты по-разному относятся к обсуждению работ: некоторые почти молча делают работы и просто сдают их, в проблемных моментах разбираются сами и ищут ответы на вопросы в интернете.

По наблюдениям за большим количеством потоков, мы поняли что выполнение домашнего задания, сильно влияет на конечный результат студента. Мы решили выяснить возможные боли, которые могут помешать выполнению задания.

Варианты ответов собрали из мнения студентов, которые объясняли почему не выполнили задание, или вопросов, которые они задавали после получения задания.

В этом вопросе тоже была возможность выбрать несколько вариантов ответа одновременно. Как видите, 64% жалуются на непонятную формулировку. Когда непонятно, что делать и не знаешь как должен выглядеть конечный результат, пропадает мотивация выполнять задание. Подобную картину наблюдаю и на своем курсе. Если задание недостаточно точно описано или сформулировано в свободной форме — его выполнит меньше студентов.

Выводы

  • Тем, кто занимается разработкой программ, особенно для сторонних преподавателей, рекомендую сделать упор на тайминг и четкие домашние задания.
  • Если у преподавателя мало опыта в онлайн-формате, показатели вовлеченности студентов могут падать. Нужно помочь ему сделать курс более качественным.
  • В онлайн-школе по веб-дизайну мы каждый поток курса видоизменяем отдельные лекции. С первых потоков осталась только структура программы, все остальное изменили и усовершенствовали. Этот опыт стараемся применять в разработке новых курсов.

Читать еще: «Тренды в онлайн-обучении: тухлые и настоящие»


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Университет интернет-профессий
Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для обучения. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.