Специалист по PR агентства Spice Recruitment Дарья Бурашникова в колонке для «Нетологии» рассказывает, что нужно отвечать на собеседовании на просьбу «рассказать о себе».
Пока Facebook и Airbnb спрашивают кандидатов про авиакатастрофы, разбивающиеся лампочки и джинглы, 9 из 10 компаний продолжают использовать классические схемы. Раз за разом на интервью всплывают набившие оскомину вопросы:
-
Почему мы должны вас нанять?
-
Кем вы видите себя через пять лет?
-
Назовите вашу главную слабость.
Начинаются такие собеседования с сакраментального «Расскажите о себе». При всей банальности этого вопроса, соискатели бывают не готовы к такой открытой формулировке. Они начинают выдавать обрывки фактов из жизни — и профессиональной, и личной, либо пускаются в подробный рассказ о себе. И то, и другое съедает время и раздражает собеседника.
Самая эффективная стратегия — подготовить ответ на этот вопрос еще до встречи, пользуясь четким планом: успехи в работе, обучение, прикладные навыки, профессиональные цели, интерес к компании.
Дайте себе около 30 секунд на каждый пункт, пусть общее время рассказа окажется между 2 и 3 минутами.
Об успешности: покажите, что вам есть, чем гордиться
Плохая идея:
-
пересказывать резюме;
-
глубоко задуматься и мучительно вспоминать;
-
говорить о достижениях, не релевантных позиции.
Хорошая идея:
-
заранее выделить 3-5 главных достижений;
-
говорить только о кейсах, связанных с позицией;
-
отрепетировать ответ заранее.
Много воды в ответе означают для работодателя, что вы не способны выделить основное или не имеете достижений, достойных упоминания. В то же время верно выбранные кейсы автоматически отправятся в список аргументов за вас.
Готовясь к встрече, проговорите вслух основные пункты, но не заучивайте текст наизусть — дайте себе возможность импровизировать, придерживаясь при этом структуры.
О развитии: покажите, что становитесь лучше
Плохая идея:
-
говорить об успехах в студенчестве, если вы уже опытный специалист;
-
делать акцент на «нерабочих» активностях.
Хорошая идея:
-
рассказать о дополнительном образовании, которое вы получили недавно или собираетесь получить;
-
упомянуть те активности, которые связаны с желаемой позицией;
-
упомянуть дополнительное образование в тех сферах, которые не связаны напрямую с работой, но развивают общую эрудицию.
Студенческие достижения имеют значение только для недавних выпускников без реального опыта работы. Состоявшийся профессионал, фокусирующийся на своих успехах многолетней давности, вызывает подозрения.
«Взрослым» стоит делать акцент на том, как они повышают квалификацию: книги, мастер-классы, курсы. Если вы изучаете китайский язык, упомяните об этом: у работодателя могут быть идеи, как применить ваши необычные знания.
В попытках впечатлить интервьюера постарайтесь не переусердствовать: ему может показаться, что «внеклассному» обучению вы уделяете больше времени, чем основной работе.
О пользе: покажите, что от вас будет толк
Плохая идея:
-
перечислять все навыки, которые у вас есть;
-
говорить о скиллах, которые не связаны с позицией;
-
врать.
Хорошая идея:
-
выделить 3-4 релевантных навыка;
-
рассказать, как вы их получили;
-
рассказать, как вы их применяете.
Работодателям слишком часто врут на собеседованиях — они привыкли и ждут этого от кандидата. Чтобы развеять сомнения, после перечисления ваших основных навыки, расскажите, откуда они у вас и чем они полезны в вашей профессии.
О целях: покажите, что вам по пути
Плохая идея:
-
говорить о личных целях;
-
продемонстрировать, что у вас нет четких карьерных целей;
-
обозначить цели, которых вы не сможете достичь на предлагаемой позиции.
Хорошая идея:
-
обозначить цели, в достижении которых компания может вам помочь;
-
продемонстрировать вашу дальновидность;
-
показать, что вы хотите построить стабильную карьеру.
Убедитесь, что вы концентрируетесь именно на карьерных, а не жизненных целях. Иначе интервьюеру просто будет неинтересно вас слушать, а в худшем случае он услышит то, что снизит шансы занять позицию.
Не забывайте, что работодатель оценивает не только, насколько вы хороши для компании, но и насколько компания хороша для вас. Если перед вами стоит четкая и достойная цель, но достичь ее, работая на предлагаемой позиции, вы не сможете, шанс отказа высок.
О любви: покажите, что вы здесь не просто так
Плохая идея:
-
говорить о зарплате;
-
говорить, что вам просто нужна работа.
Хорошая идея:
-
объяснить, как в рамках компании вы добьетесь ваших профессиональных целей;
-
похвалить политику компании и ее репутацию как работодателя;
-
показать, что вы много знаете о компании и интересуетесь ее продуктами.
Даже если вас хотят переманить из фирмы-конкурента на более высокую зарплату, говорить на собеседовании, что это основная причина вашего интереса — плохая мысль.
Покажите работодателю, что вы примерили на себя новую позицию и претендуете на нее осознанно: у вас уже есть идеи по развитию компании вместе с вами и развитию вашей карьеры в компании. В конце концов нанимающего менеджера интересуют не личные успехи, он хочет знать, какие преимущества даст ему работа с вами.
Работодателю известно, что зарплата всем (за редким исключением) важна, но начинать беседу с этого пункта — дурной тон.
***
Сформировав вашу вступительную речь по правилам, вы поможете себе и интервьюеру провести беседу и заранее проанализируете собственный опыт и сможете с высокой точностью спрогнозировать дальнейшие вопросы. Не забывайте, что нанять вас менеджер хочет куда больше, чем отказать — помогите ему найти причины работать с вами.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Читать еще
- Как получить работу в IT-компании
- Как искать работу после курсов программирования
- Как написать сопроводительное письмо на английском
Обучение
- Бесплатный курс «Курс молодого бойца: первые шаги в digital»
- Программа обучения «Интернет-маркетолог: от новичка до профи»
- Программа обучения «Веб-дизайнер: эффективный сайт от идеи до реализации»
- Фронтенд-разработчик с нуля — «Профессия front-end разработчик»