Аналитик SiteСlinic.ru Александр Явтушенко рассказал «Нетологии», как правильно работать с коммерческими факторами ранжирования, и дал ряд рекомендаций для самостоятельного анализа сайта на соответствие им.
Что это такое
Если пользователь планирует сделать на сайте заказ, потратить деньги, то его волнует надежность и авторитетность компании, качество и удобство сервиса, услуг или товаров, которые она предлагает. Коммерческие факторы «Яндекса» направлены на оценку сайта и стоящего за ним бизнеса по этим параметрам. Проекты, которые получают более высокие оценки, соответственно, получают бонус при ранжировании.
Введены коммерческие факторы были еще в 2011 году, сначала только для Московского региона. Анонсировал их на конференции Cybermarketing-2011 Кирилл Николаев.
Критерии и факторы коммерческого ранжирования
По понятным причинам «Яндекс» не дает информацию о полном списке факторов, которые учитывает. В официальных сообщениях упоминаются только некоторые из них, чтобы дать понять вебмастерам и владельцам проектов, в каком направлении нужно вести работу по улучшению.
В заявлении об изменении алгоритма ранжирования для Московского региона перечислялись следующие факторы:
- узнаваемый бренд,
- отзывы реальных покупателей,
- портфолио,
- качественные описания,
- качественные фотографии,
- удобный поиск,
- возможность сравнения по различным параметрам,
- рейтинги,
- обзоры и рекомендации,
- максимально простой и понятный процесс заказа,
- ассортимент и наличие товаров,
- адекватные цены,
- широкий выбор способов оплаты,
- большая сеть филиалов и пунктов самовывоза,
- быстрая и недорогая доставка.
В 2013 году в сети появилась статья, посвященная коммерческим факторам ранжирования. В ней перечисляются четыре критерия оценки:
- доверие,
- качество услуги,
- удобство выбора,
- дизайн.
И даны 14 факторов:
- подробная контактная информация,
- представительство компании в социальных сетях,
- размещение рекламы,
- ассортимент,
- описания товаров,
- доставка,
- наличие техподдержки,
- наличие онлайн-консультаций,
- наличие скидок и акций,
- читабельность доменного имени,
- средняя длина URL,
- средняя длина заголовков (Title),
- релевантность заголовка страницы ее содержимому,
- средняя вложенность URL.
Подробно эти факторы рассмотрены в статье Елены Камской.
Схема анализа
Коммерческие проекты бывают разными, и в зависимости от тематики список факторов будет отличаться. Где-то вообще не предполагается доставка, в другой тематике может быть не актуален такой фактор, как ассортимент.
Единой схемы для аудита коммерческих факторов ранжирования быть не может. Очевидно, что пользователя, зашедшего на сайт бюро переводов и магазина одежды, будут волновать разные моменты. Многие факторы, конечно же, совпадают, но значение их может существенно отличаться в зависимости от специфики бизнеса.
Первый шаг: постарайтесь выявить наиболее явные моменты
Зайдите на свой проект и на проекты основных конкурентов по выдаче. Часто беглого взгляда достаточно, чтобы найти явные проблемы. Например, вы сразу можете увидеть, что ваш проект отличает от конкурентов:
- нет возможности бесплатно позвонить,
- не указано время работы,
- на странице каталога маленький ассортимент, много товаров с пометкой «Нет в наличии», отсутствуют фильтры поиска,
- нет страницы с отзывами, условиями доставки или гарантиями.
Такой первичный анализ позволит выявить наиболее явные недочеты и исправить их в первую очередь.
Второй шаг: собираем список возможных факторов
Переходим к более детальному анализу. «Яндекс» предложил список критериев: доверие, качество услуги, удобство выбора, дизайн.
Подберите для каждого критерия факторы, которые важны именно в вашей тематике. Начать можно со списка тех факторов, которые упоминали сотрудники «Яндекса». При этом не особо важно, к какому именно критерию вы отнесете тот или иной фактор, важно, чтобы он вошел в список. Например, для анализа не принципиально, куда вы отнесете наличие техподдержки — в качество услуги или в доверие.
Не ограничивайтесь только теми критериями, которые упоминали сотрудники «Яндекса». То, чего в списке нет, например, информации о гарантиях или страницы «О компании», может быть важным для доверия посетителей. Попробуйте посмотреть на проект с позиции клиента. Вспомните, какие вопросы задают клиенты при заказе. Все это поможет составить более полный список факторов.
Если идеи иссякли — открывайте сайты конкурентов и смотрите, что вы могли упустить.
При этом желательно выбирать максимально близкие вам проекты. Например, если вы — производитель стройматериалов, то сравнивать свой проект правильно будет именно с проектами производителей, а не с магазинами.
Анализируя конкурентов, важно определить, какие моменты есть у большинства проектов.
Например, мы видим, что все сайты в топе предлагают калькулятор расчета материалов, бесплатный вызов замерщика. Если таких сервисов или услуг на проекте пока нет, то стоит задуматься об их реализации.
Некоторые факторы лучше всего дробить на отдельные пункты. Например, «подробная контактная информация» — это:
- оформление страницы контактов,
- наличие наиболее важной информации в шапке сайта и/или сквозных блоках,
- наличие телефона,
- указание времени работы,
- наличие схемы проезда.
После того как список составлен, рекомендуем отсортировать факторы по значимости и выделить те, которые могут быть более важными в вашей тематике.
Третий шаг: качественная оценка факторов и сравнение с конкурентами по выдаче
Составление списка критериев уже позволяет выявить недочеты проекта. Но для полноценного анализа этого недостаточно. Наиболее «интересные» моменты обычно становятся заметны при анализе и сравнении каждого фактора с конкурентами.
Для иллюстрации этого шага мы приведем ряд примеров, с которыми столкнулись, проводя аудиты.
Доставка
На сайте на товарных карточках есть информация о возможности доставки, создана отдельная страница с описанием условий. Но доставка платная, в то время как конкуренты не берут за доставку денег.
В другом случае компания предлагала доставку в течение 2−3 дней, а конкуренты в тот же день (если заказ сделан до обеда).
И там и там доставка есть, но не является коммерческим преимуществом компаний, и по этому достаточно весомому фактору компании уступали своим конкурентам.
Отзывы
На страницах с товарами есть отзывы о продукте, есть отдельная страница с отзывами о магазине. Отзывы есть, но, как и в случае с доставкой, они могут уступать в плане качества.
«Яндекс» умеет оценивать отзывы. Зайдите на «Маркет» — там уже давно есть сортировка отзывов по полезности. И если у вас в проекте большая часть отзывов вида «Все классно, очень доволен, всем рекомендую», то вряд ли они получат высокую оценку.
Очевидный момент — это дата. Если последний отзыв о компании годичной давности, вряд ли это будет плюсом к доверию.
Гарантии
«Мы гарантируем, что вся продукция высочайшего качества и проверена нашими специалистами» — это не гарантии.
Нужна более детальная информация о том, что будет, если качество окажется не таким высоким и не удовлетворит клиента. Например, разместить условия возврата или замены товара.
Телефон
То, что номер должен быть доступен на всех страницах и размещен в виде текста (чтобы его можно было проиндексировать), — вещь очевидная.
Дополнительно:
- укажите рядом с номером время работы,
- плюсом будет наличие нескольких номеров (например, разных мобильных операторов),
- очевидный плюс — возможность бесплатного звонка,
- хорошо, если номер легко запомнить,
- если у фирмы несколько отделов, разместите их номера на странице контактов,
- «Яндекс» пишет, что городской номер вызывает больше доверия.
Адрес
Если сервисный центр по ремонту публикует на странице контактов только один адрес, в то время как у конкурентов есть пункты приема/выдачи в разных частях города, то бороться за топ ему будет сложно.
Подобным образом нужно сравнить с конкурентами и проанализировать все ключевые факторы, обращая внимание не просто на наличие различных моментов, но и на их содержание. В ходе анализа старайтесь не просто смотреть, что делать, чтобы быть на уровне конкурентов, но и обращайте внимание на те пункты, в которых вы можете их превзойти.
В заключение хочу предложить список ответов на наиболее частые вопросы по коммерческим факторам ранжирования, опубликованные в блоге SEOlib.