Александр Попов, шеф-дизайнер агентства «Улей», рассказал «Нетологии» об опыте поиска дизайнера, искреннем подходе, самокритике и способности брать на себя ответственность.
Какого дизайнера мы искали
Мы искали человека со знаниями ретуши и хотели, чтобы дизайнер в первую очередь умел думать. Владение Фотошопом нам было не так важно.
Мы не давали кандидатам тестовое задание, потому что у соискателей уже есть наработки в портфолио. Если чего-то не хватало (например, не увидели в портфолио ретушь), то просили дослать пример. Я понимаю, что выполнение тестового задания требует времени Если человек ищет работу и побывал у 5-7 работодателей, то он получит 5-7 тестовых заданий, и каждое требует 5-6 часов работы. Проще обговорить все на первых шагах собеседования, а если что-то потребуется для полной картины, то попросить выслать дополнительно.
Мы начали искать кандидата по знакомым и коллегам — эти поиски ничего не дали. Когда надежда найти специалиста «по своим» исчезла, мы разместили вакансии на Хедхантере, в соцсетях компании и на нашем сайте, а также на личных страничках сотрудников. Больше всего откликов получили с Хедхантера, но резюме были некачественными. Всего мы посмотрели около 50 резюме, а пригласили на собеседование в офис 10 человек.
Резюме, которое мы разместили на Хедхантере
Когда отсеивали кандидатов на этапе изучения резюме, то по возможности старались всем давать обратную связь: писали ответы с обоснованием отказа, давали соискателям советы, как развиваться в профессии.
Если у кандидата в портфолио было мало работ, мы так ему и говорили. По материалам некоторых специалистов видно, что их сильные стороны не связаны с веб-дизайном.Тогда советовали развиваться дальше в интересной им сфере. Например, у одного парня были отличные работы по моделированию. Мы порекомендовали ему расти в этой области и выбрать профессию концепт-художника.
Соискателям, которые не написали сопроводительные письма, мы рассказывали, что работодатель черпает из них первичную информацию. Краткий мотивационный рассказ, обоснование желания работать в компании повышают вероятность позитивного отклика на резюме.
Демонстрируя свои работы, веб-дизайнер должен объяснить, как его решение улучшило сайт или лендинг. Поэтому мы советовали показывать в портфолио статистику сайта до и после редизайна. Кому-то советовали упростить навигацию в портфолио. Например, у одного кандидата не было возможности просто пролистать работы, не возвращаясь на главную страницу.
Основные ошибки
Портфолио соискателей — самый больной вопрос. Непонятно, почему они вставляют работы в одинаковые мокапы. Я очень устал всё это изучать — на экранах Макбуков смотрится красиво, но соискатели, наверное, забыли, что я не заказчик. Для меня важно рассмотреть конкретные элементы их дизайна, а в таком виде это делать неудобно.
Такие мокапы делать нельзя
Кандидат присылает картинку без объяснения, какую проблему решает его дизайн. Мне непонятно, с какой задачей работал специалист, почему выбрал данное решение, чего хотел добиться. Я вижу красивый сайт, а зачем он такой стильный— неясно. Такой подход встречается и у достаточно опытных кандидатов.
Для презентации работ клиентам, использование мокапов оправдано, но в нашем случае это мешало определить, насколько компетентен кандидат – в вебе необходимо видеть экран, степень отрисовки и проблему, которую решал дизайнер.
Собеседование — встреча в жизни
На собеседовании ты видишь человека в действии — как он общается, готов ли брать на себя ответственность. На этом этапе у многих проявлялись проблемы.
Некоторые хотели безудержного креатива и сворачивания гор. Это сигнал, что человек, скорее всего, не способен к планомерной, систематической скучной работе. Горы можно сворачивать уже после того, как научишься решать повседневные задачи.
Такие люди хотят творить, но зачастую творить-то и не надо — всё концептуальное уже сделано. Каждый второй был готов придумать новый айфон, но нам это не нужно. Я не спорю, наличие амбиций это хорошо, но они должны быть чем-то подкреплены. Амбиции на ровном месте выглядят нелепо.
Амбиции — хорошо, но они должны быть чем подкреплены
Беда рынка труда в области дизайна в том, что люди не могут правильно оценить стоимость своего труда. Достаточно зайти на Хедхантер, посмотреть резюме других дизайнеров, и, в зависимости от своих умений, скорректировать зарплатные ожидания, сделать их соответствующими рынку. Многие хотят большую зарплату за то, что пять лет работали в одном месте и по сути ничего не делали.
Есть люди, которые считают себя профессионалами, совершают ошибки и принципиально их не признают. Это — неадекватно. Настоящий специалист всегда готов к конструктивной критике и может извлекать из неё уроки и делать полезные выводы.
Предыдущее место работы и образование
Опыт — палка о двух концах. Иногда специалисты с крутым портфолио оказываются слабыми дизайнерами с завышенными требованиями к работодателю.
Еще есть феномен заложников среды и опыта. Это негибкие люди, которым трудно отойти от своего видения и пересмотреть свой подход к работе. В наших задачах часто надо смотреть на обычные вещи по-новому и мыслить нестандартно, не все готовы на это идти. В мире таких людей система работает, им в ней комфортно, нет мотивации меняться.
Многим кандидатам не хватает развитых soft skills. Можно обладать сильнейшими профессиональными навыками, но если человек не умеет работать в коллективе или управлять своим временем, то он будет проигрывать другим соискателям.
Возможно у специалиста в чем-то не хватает опыта, но подтянуть его при желании можно всегда. Живость ума, жажда к решению новых нестандартных задач часто могут компенсировать отсутствие сугубо профессиональных умений. «Гуру» дизайна же бывают слишком зашоренными и слепо следуют однажды усвоенным им методологиям.
Дипломы об окончании профильных курсов — это дополнительный сигнал. Я понимаю, что, если человек закончил «ИКРУ» или съездил в «Британку», то это показатель. Хотя он может чересчур строго придерживаться методологий, с которыми там познакомился. Это будет сдерживать его в разработке каких-то новых, нестандартных решений. С другой стороны, такой человек хотя бы пытается что-то изучать и двигается дальше, у него есть цель по саморазвитию.
Что хочет увидеть работодатель на интервью
Кроме трезвой оценки кандидатом своих способностей, адекватности и владения общими навыками для нас важны следующие моменты.
- Умение быстро устанавливать новые контакты, общаться и работать в команде.
- Способность объяснять и отстаивать свою точку зрения.
- Желание развиваться в планомерной и систематической работе, не теряя при этом свежего взгляда и умения взглянуть на рутинные процессы по-новому.
Чтобы выяснить, насколько соискатель подходит таким требованиям, мы задаем ему открытые прямые вопросы. Никаких загадок с тройным дном не задаем. Чем проще и понятнее будет ответ — тем лучше.
Мы обращаем внимание и на манеру вести диалог, уходит ли человек от вопросов. По идее, если кто-то прошел несколько собеседований, то он должен сделать вывод, как следует вести себя на встречах с работодателем. Ты узнаешь, что человек ищет работу 2 недели и прошел за это время 4 собеседования. Ты думаешь: «А зачем ты опять так себя ведешь? Ты же все это проходил, почему не меняешь свою манеру поведения?».
Самообучение и самоанализ для дизайнера необходимы, не только в плане дизайна и интерфейсов. Нужно уметь анализировать свои поступки и поведение людей. И это относится не только к дизайнерам, но и к любым другим специалистам.
5 советов тем, кто собирается нанимать дизайнера
1. Если в компании нет HR-специалиста, пройдите специальные курсы, которые дадут понимание, что, как и зачем спрашивать у соискателей.
Я прошёл специальное обучение в агентстве, поэтому мне было проще проводить собеседования. Я знал, как строить беседу и с кандидатами. Очень часто соискатели и работодатели действуют интуитивно и вместо профессионального подхода руководствуются личным опытом. Лучших специалистов так не наймешь.
2. Выбирайте кандидатов, близких вам по духу.
Опыт работы и причины ухода с предыдущих проектов не играют первостепенной роли. Главное — это способность и желание человека к обучению, умение управлять своим временем и работать в коллективе.
3. Общайтесь с кандидатом открыто и искренне.
Обходитесь без стресс-интервью сразу с несколькими соискателями, без специально созданных неловкостей. Конечно, нужно готовиться к встрече и продумывать вопросы, но не надо создавать суперсистем проведения собеседования или детекторов лжи.
4. Попросите коллег сделать посты в соцсетях и расшарить пост с официальной страницы компании.
Наш опыт показал, что живые тексты в личных аккаунтах сотрудников работают лучше всего. Это, конечно, можно использовать не только при поиске дизайнера, но и любых других специалистов.
5. Всегда давайте обратную связь.
Соискатели будут вам благодарны, а вы в разы повысите лояльность к вашему HR-бренду. Вот пример ответа кандидата, которому мы прислали мотивированный отказ. Он написал ВКонтакте на стене директора по развитию «Улья»:
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.