Как организовать доработки в интернет-магазине и не разориться

Как организовать доработки в интернет-магазине и не разориться

Разобраться

Ярослав Сытник, менеджер проектов ADVANTSHOP, специально для блога Нетологии написал статью о том, как избежать типичных ошибок и сэкономить при доработках на сайте.

Клиенты интернет-магазина шлют письма с просьбами сделать магазин удобнее. Сотрудники мечтают, чтобы часть нынешних функций стала автоматической. А вы, как владелец магазина, не понимаете, как это сделать, потому что только с помощью CMS этого добиться нельзя. В ход должны пойти программисты.

Мы собрали опыт ADVANTSHOP и выделили 7 этапов организации доработок, чтобы этот процесс не казался вам таким необъятным.

Программа обучения: «Интернет-магазин с нуля: товар, логистика, маркетинг»

1. Осознание необходимости изменений

Как владелец бизнеса, вы должны продумывать каждый шаг и понимать, какую выгоду принесет доработка. Например, минимизирует ручной труд сотрудников, повысит конверсию, увеличивает средний чек и так далее. Изучите аналитику и примите взвешенное решение.

Пример. Вы работаете с оптовиками. У вас одна цена и все градации скидок стоят в блоке описания товара: при заказе от 50 штук — скидка 2%, от 200 штук — 4%, от 500 штук — 6%.

Как организовать доработки в интернет-магазине и не разориться

Цена стоит за одну единицу товара и не меняется автоматически

Уже полгода оптовики просят вас размещать на сайте сразу суммы со скидкой, да и менеджеры тратят много времени на расчет скидки для каждого наименования в каждом заказе.

Если в карточке товара доработать три цены с формулой расчета: 

(цена товара * кол-во) — сумма скидки

И сделать так, чтобы при добавлении в корзину цена стояла уже с учетом скидки, это заметно облегчит работу вашим менеджерам. А четыре цены позволят привлечь больше новых оптовиков: те смогут сразу увидеть выгодные предложения при больших поставках.

Эту доработку можно применять и в рознице, особенно в нишах, где от большего объема товаров зависит цена, к примеру, корма для животных.

2. Ревизия исходной функциональности

Возможно, нужная функция может быть реализована без вмешательства в исходный код. Перед началом работы советуем проконсультироваться с технической поддержкой.

Пример №1: возможности самой платформы. Вы хотите ввести группу пользователей «Оптовик». Цена для них должна строиться по системе закупочная цена + %. В платформе ADVANTSHOP нет такого расчета для группы пользователей, но его можно выставить по системе розничная цена — %  и тем самым избежать доработки. Результат будет такой же.

Пример №2: система дополнительных модулей, которые при подключении не повлияют на код, но при этом решат вашу проблему. Главное — обратите внимание на разработчика и на то, как происходит поддержка модуля. Если модуль никто не поддерживает, то он может некорректно работать или «вылететь» в самый пик продаж.

Пример №3: сторонний код, который можно разместить в магазине для решения какой-либо задачи. Типовой iframe хорошо подходит для размещения в магазине. Пример простого кода, если вы хотите вставить ссылку на Youtube-видео на статическую страницу:

<iframe width=»560″ height=»315″ src=»ссылка на видео» frameborder=»0″ allow=»autoplay; encrypted-media» allowfullscreen></iframe>

И вот уже не надо вставлять видеопроигрыватель прямо на платформу.

Если простых решений больше не осталось, тогда переходите к третьему этапу.

3. Составление технического задания

Грамотно составленное ТЗ позволит получить более четкую и выгодную оценку, сэкономить время на разработку и избежать разночтений с заказчиком. Но вы должны понимать: такой вариант событий возможен, только если вы сами четко понимаете свои цели. Важно обозначить, какую функциональность затронет ваша доработка. Если самому учесть все технические нюансы сложно, лучше попросите подрядчика, чтобы он привел ваши идеи в единый документ. Это услуга платная, но точно не настолько дорогая, как все последующие переделки.

Пример. Вам нужно вводить в карточке товара четыре вида цен, чтобы в зависимости от количества покупаемого товара назначать скидку (розница — %). С виду простая задача, но у программиста возникнет несколько вопросов:

  • Как задавать скидку: на отдельную категорию с товарами или для каждого товара отдельно?
  • Должны ли цены синхронизироваться с учетной системой?
  • Должны ли цены выгружаться в файле .csv?
  • Как будет суммироваться скидка с другими акциями?

4. Поиск исполнителя

Веб-студия

Вы можете обратиться в компанию, которая разработала сайт, или веб-студию, которую рекомендует разработчик вашего интернет-магазина.

Сертифицированная студия, как правило, следует рекомендациям разработчиков, и ее специалистам будет проще разобраться в коде, который писали предшественники. После доработки она может осуществлять ее поддержку в течение всего срока работы. Но за такое обслуживание студия может взимать приличную сумму, или вовсе «закастомить» (сделать кодовое изменение в стандартной системе) магазин так, что кроме специалиста, который их делал, в них никто не разберется. Так что обязательно составляйте договор, в котором будет прописано ТЗ, и предусматривайте дальнейшее обслуживание доработки на конкретный срок.

Фрилансер

На рынке много свободных специалистов, готовых помочь с реализацией ваших идей. Чаще всего их стоимость работы существенно ниже, чем у веб-студии, а качество при этом отличаться не будет. Однако фрилансеры точно так же могут закастомить магазин, взять его на обслуживание и пропасть или банально не распределить грамотно свои силы и затянуть сроки работ.

Советуем подписывать с фрилансерами договор и работать только по частичной предоплате.

Кроме того, если фрилансер говорит, что он прошел обучение у разработчика, можно попросить подтверждающие сертификаты.

Собственный специалист

Оптимальный вариант, если вы — крупная компания и можете позволить хорошего программиста. За ходом доработки следить проще, сроки будут зависеть от ответственности и компетентности нанятого специалиста, и так как в любом проекте достаточно задач для разработки, обеспечить 100%-ю загрузку обычно не составляет труда.

Конечно, всегда существует риск, что ваш программист уйдет в другую фирму или возьмет больничный именно тогда, когда обнаружится баг. Так что попросите его сразу после доработки подготовить краткую инструкцию, как он ее реализовал. Пусть составит Гугл-документ или сделает небольшое видео через useloom.com. Формат не так важен, важно наличие такой инструкции и ее доступность для непрограммистов. Тогда вам не придется 2–3 месяца ждать, пока новый специалист поймет механику доработки, или пока вернётся нынешний.

Бывают случаи, когда основная функциональность после доработки начинает работать некорректно, отчего работа магазина останавливается. Чтобы этого не произошло, перед работами сделайте бэкап магазина. На всякий пожарный.

5. Виды доработок

Из опыта работы ADVANTSHOP, мы выделяем два основных вида доработок.

Кодовая

Доработка, при которой вносят изменения в код самой платформы. Она существенно затрагивает типовые процессы в интернет-магазине. Пример про четыре вида цен в карточке товара с учетом выгрузки в .csv, о которым писали выше — как раз такого рода.

Если у вас самописный магазин (написанный с нуля, без использования кода какой-либо CMS), то еще одна доработка может увеличить время загрузки сайта, а при некорректной реализации — вызвать существенное количество багов. Может нарушиться логика процессов, которые напрямую не затрагивались, так что обязательно обсудите с подрядчиком условия поддержки магазина и доработки.

Если вы работаете на CMS, то здесь, помимо рисков выше, добавляется изолирование от обновлений. Они предусмотрены для стандартной функциональности, и под каждую конкретную доработку разработчик не делает адаптации. Поэтому, чтобы обновить магазин до текущей версии, нужно будет платить своему подрядчику в среднем 30–50% стоимости доработки, чтобы ее перенесли на актуальную версию платформы. Техническая поддержка CMS также не будет помогать вам в решении багов, ведь исходный код магазина был изменен. Если же доработку магазина делал сертифицированный партнер разработчика, техническая поддержка направит к нему для исправления все баги, даже не зависящие от функциональности доработки.

Модульная

Речь про написание скрипта, который будет оказывать внешнее воздействие на процессы в интернет-магазине. К примеру, на ADVANTSHOP это экспорт данных, парсинг товаров, вывод точек продаж в карточке товара и другие функции.

Такой тип доработки хорош тем, что вы не лишаетесь обновлений, и магазин может стабильно работать, поскольку вмешательства в основной код платформы не происходит. Наш совет: при реализации доработки лучше пытаться сделать ее через модуль. Это сложнее, но спасает от возможных проблем при кодовых доработках.

Доработки в шаблоне дизайна подразумевают работу с HTML и CSS кодом. Они подходят для переноса статических блоков в магазине, создания новых блоков, их расширения и оптимизации, изменения шрифта, добавления всплывающих элементов и так далее.

Если вы меняете вёрстку определенных страниц, предварительно сделайте прототипы внешнего вида. Их можно сделать через Axure или другую подобную программу. Затем по прототипам вы можете произвести отрисовку блоков. Советуем делать их для мобильной и десктопной версий отдельно. Потому что иногда подрядчики подразумевают работы только на десктопе, и, когда клиент видит недоделанную мобильную версию, берут +50% стоимости за изменение мобильной версии.

6. Составление договора

Обратите свое внимание и внимание юриста на следующие пункты:

  • Приложено ли техническое задание к договору?
  • Предусмотрено ли техническое обслуживание магазина и доработки, если да, то в течение какого срока?
  • С кем заключаете договор (реквизиты организации, ИП или паспортные данные у фрилансера), кому отправляются деньги?
  • Процент штрафов за срыв сроков по договору — это будет стимулировать подрядчика делать задачу быстрее.
  • Какое количество дней выделено для тестирования доработки? Никогда не подписывайте акт выполненных работ до их приёма и качественного тестирования. Как только вы его подпишите, вы официально согласитесь с тем, что подрядчик выполнил свои обязательства. Если вы протестировали доработку три дня, подписали акт, а на четвертый день произошел баг, не факт, что подрядчик его исправит. Так что берите больше дней на тест, хотя бы семь.
  • Кому далее будут принадлежать исключительные права на доработку? Этот пункт нужен для того, чтобы таких ситуаций, когда разработчик продает шаблон, созданный по разработанному вами ТЗ, не возникало.

7. Принятие работ

Поставьте менеджерам задачу протестировать доработку и прошерстить всю функциональность магазина (особенно если были кодовые доработки). Проверьте на speed-тесте, как повлияла доработка на скорость загрузки магазина, возможно, стоит провести оптимизацию. На все это закладывайте минимум неделю.

Если доработка была связана с внешним видом магазина, рекомендуем проверить, как она отображается в разных браузерах.

P.S. Дальнейшее обслуживание

Оно зависит от договоренностей с заказчиком. Если описывать модель работы в ADVANTSHOP, то обновление магазина с доработкой в исходном коде осуществляется партнерами, стоимость обновления составляет 30–50% от стоимости доработки. Если доработка происходила за счет модуля или шаблона, обновление можно получить и бесплатно через техподдержку, условия лучше уточнить непосредственно у разработчика вашей CMS.

Если необходимости нет, то можно и не обновляться. Но имейте в виду, что обновления все равно нужно проводить, чтобы соответствовать современной функциональности интернет-магазинов или же подстраиваться под законодательство.

Как это было, например, после внесения изменений в 152-ФЗ «О персональных данных», когда интернет-магазины, в числе прочих требований, обязали предупреждать пользователей о сборе cookies, размещать пользовательское соглашение и политику конфиденциальности, а также получать согласие клиента с пользовательским соглашением во всех формах на сайте, требующих ввод персональных данных.

В случае появления бага самого магазина, стоимость его устранения зависит от сложности и количества нормо-часов (времени, которое в среднем тратится на выполнение той или иной задачи) специалиста. Но владелец магазина обращается именно к партнеру, который делал данную доработку.

Читать ещё: «Кейс: как попасть в топ поиска и увеличить трафик за три месяца»

У нас бывали клиенты, которые платили ежемесячную фиксированную плату за перенос доработки и исправления багов. Такая модель удобна, когда доработки необходимы. Но случаются ситуации, когда багов не было найдено за весь оплаченный период. Тогда подрядчик будет получать деньги за потенциальную возможность отреагировать на вашу проблему. Имейте это в виду.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 1