Юлия Воликова, генеральный директор компании exeStation, написала для Нетологии колонку, в которой поделилась самыми популярными игровыми сценариями для продавцов, рассказала, что такое геймификация и как с её помощью вовлекать сотрудников в изменения внутри компании.
Я много пишу о геймификации. Иногда кажется, что ничего нового в этой теме уже придумать нельзя. Однако геймификация по-прежнему продолжает интересовать бизнес. Не секрет, что геймификация в первую очередь направлена на frontend-сотрудников — тех, кто напрямую взаимодействует с клиентом.
Если вы решились на запуск геймификации, самое время задуматься о ключевом игровом сценарии. Опыт сбора российских кейсов для моей книги о геймификации показывает интересную закономерность. разработка программ мотивации с помощью игровых механик дело креативное, но количество часто используемых сценариев ограничено. И многие из них повторяются в разных компаниях из разных индустрий.
Во-первых, в 90% случаев основная игровая механика, используемая при мотивации менеджеров по продажам– это соревнование. И тут все версии хороши – соревнования между дивизионами по региональному принципу, в личном зачете, командном, между отделами или офисами. Главное, что большинство сценариев построено именно на выявлении лучшего из лучших.
Во-вторых, есть несколько повторяющихся игровых концепций внутри соревновательного механизма, которые чаще всего встречаются и также хорошо работают:
- Гонки. На велосипедах, автомобилях, верблюдах — не важно на чем, главное, что основной параметр – это скорость движения по треку от точки А к точке Б. Задача — добраться до него максимально быстро с максимально возможным количеством баллов.
- Путешествия или освоения новых территорий. Один из успешных примеров базировался на поисках золота Эльдорадо и морской регате. Внутри этого сценария можно встретить поиск сокровищ или любого рода квесты.
- Битва не на жизнь, а на смерть. Межгалактические войны, джедаи, варкрафт или то, что вам больше по вкусу. Много известных компаний использовали мотивы «Звездных войн».
Если вы возьмете за основу один из трёх ключевых сценариев и найдете конкретный бенч (книгу, фильм, мультфильм, игру), то силами собственной команды за пару рабочих дней перепишите правила под свой бизнес-процесс. Например, моим первым успешным опытом геймификации был перенос правил «Формулы-1» на поведение участников в тренинге. Тогда передо мной стояла задача по внедрению системы мотивации отдела продаж. Я сделала это сама за 2 часа. Без теоретической подготовки, ничего не зная о геймификации, просто руководствуясь здравым смыслом.
Всегда нужно помнить, что ключевые правила игры привязаны к ключевым показателям процесса. В случае с «Формулой-1» это был средний чек на одного франчайзи, количество потенциальных клиентов в базе и число переговоров и договоров за неделю.
После составления правил, я организовала процесс поиска и закупки атрибутов, часть из которых мы принесли из дома – старые шины, флаги и доску, на которой нарисовали турнирную таблицу с очками каждого пилота-участника тренинга. В Фейсбуке мы создали закрытую группу Квалификационного Заезда, в которой поддерживали боевой дух, а на Google Disc собрали материалы для продвижения продукта, там же была и автоматизированная турнирная таблица.
В конце мы собрали всех участников вместе и замотивировать их на игру. Потребовалась 2-часовая стратегическая сессия, в которой мы закрепили правила игры и определили приз за победу в соревновании.
Геймификация помогает мотивировать сотрудников в возрасте 22-28 лет, так называемых поколений Z и Y. Это поколения, выросшие на компьютерных играх, они привыкли видеть мир как поле вариантов с квестами и выгодами.Создайте для них эту дополненную реальность в работе — это поможет решить проблему вовлечения и мотивации в работе.
Теперь расскажу, как подготовиться к внедрению геймификации внутри компании.
Шаг 1. Определите мотивацию сотрудников
Для начала выясните, что мотивирует ваших сотрудников. Здесь подойдёт метод Ричарда Бартла. На мой взгляд, его метод помогает взглянуть на целевую аудиторию с точки зрения ведущего игрового мотива и позволяет найти точки интереса и вовлечения.
Бартл предложил следующую классификацию клиентов и сотрудников, которую мы можем применить к нашей ситуации:
- Киллеры — любители посоревноваться. Их цель — продемонстрировать свое превосходство именно перед другими игроками. Причем методы могут быть не самыми безобидными: затроллить в комментариях, заминусовать отзыв — это норма. А если и создать что-то — то непременно лучше, чем у других. Типичные представители киллера в жизни: спортсмены или менеджеры по продажам, которые любят посоревноваться.
- Карьеристы — коллекционеры достижений. Ачивки, бейджи, баллы, рейтинги — это всё про них. Они соревнуются не с другими пользователями, а с системой, выжимают из нее максимум возможного. Типичные представители карьериста в жизни — это люди с «синдромом отличника», активисты и такие «многорукие многоноги».
- Исследователи — дзен-созерцатели. Их не заботят очки, уровни и крутость заработанных ачивок, им просто нравится изучать и анализировать. Вместо того, чтобы спросить на форуме совета, они будут долго сравнивать технические характеристики и шерстить отзывы (обязательно с хорошим рейтингом). Типичный представитель исследователя в жизни: IT-специалист, который задумал выбрать для себя новый компьютер.
- Социофилы — любители общения. Оставляют отзывы о товаре, даже если его не покупали, лайкают, расшаривают, вступают в соцмедиа-сообщества. Типичные представители социофилов в жизни: PR-специалисты, создатели сообществ, просто все те, кто любит поговорить.
Шаг 2. Подберите адекватный пример для подражания
После того, как вы разобрались, что мотивирует ваши молодые кадры, найдите самый подходящий из существующих на рынке пример для подражания — из книг, фильмов, игр, — который может послужить основой вашего сюжета.
Шаг 3. Проработайте мотивационную программу и запустите ее в массы
Когда вы понимаете, к какому типу относятся ваши сотрудники и что ими движет, а также у вас есть отобранный игровой бенч, можно переходить к разработке мотивационной программы. Вот как это сделать:
- Определите ключевой результат в изменившемся поведении ваших сотрудников (они перестали опаздывать или стали проявлять инициативу).
- Проработайте призовой фонд: бонусы, льготы, материальные призы, все, что способно послужить стимулом для начала изменений.
- Перенесите игровые правила из бенча на текущий бизнес-процесс и придумайте ключевую идею игровой мотивации. Например, каждый вовремя пришедший сотрудник получает 10 пряников, которые на корпоративном портале может обменять на покупку отгула в любой день недели.
- Соберите сотрудников и объявите о запуске мотивационной программы.
- Создайте в общедоступном месте возможность видеть рейтинги.
- Поддерживайте установленные правила.
Процесс требует настройки и вдумчивого изучения механик работы. На результативность влияют множество параметров, которые стоит учитывать при внедрении. Классическое заблуждение: придумаем классную концепцию, и все заработает само собой. Другие ошибки я описала в своем блоге.
Учтите и тот момент, что если за опоздание каждый теряет по прянику, то даже руководитель не должен быть исключением из этих правил. Будьте жестки в том, чтобы четко держать рамку «игры», иначе все рассыплется.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации.