Как открыть интернет-магазин: порядок действий и инструменты

Как открыть интернет-магазин: порядок действий и инструменты

Разобраться

Алла Сокол, руководитель компании «Смарт Трафик», специально для блога Нетологии написала статью о том, как создать интернет-магазин и почему перед этим нужно сначала подумать.

Конкуренция в сфере e-commerce постоянно растёт: по данным статистики InSales, количество интернет-магазинов в рунете выросло с 6 000 в 2007 году до 43 000 в 2014 году и продолжает увеличиваться, и требования к интернет-магазинам растут вслед за ними. Для эффективной работы недостаточно онлайн-витрины — интернет-магазин должен быть красивым, удобным и с широкими функциональными возможностями. За ним должна стоять взвешенная бизнес-идея, отлаженная логистика, продуктивная работа с продвижением и удержанием клиентов.

Всё это диктует особые требования к разработке интернет-магазинов: она должна быть профессиональной, с достоверным прогнозом эффективности и комплексной работой над всеми факторами, которые повлияют на результаты запуска проекта.

Программа обучения: «Интернет-магазин с нуля: товар, логистика, маркетинг»

Сначала — подумать

Интернет-магазин — трендовый бизнес-инструмент. Он популярен, и на волне этой популярности возникает немало мифов.

  1. Главное — запустить проект, а дальше он начнёт приносить прибыль «сам».
  2. Любому офлайн-бизнесу, связанному с торговлей, необходим собственный интернет-магазин.
  3. Объёмы вложений в e-commerce минимальны, а прибыль высокая.

Слухи множатся, и из-за этого спрос на разработку увеличивается. При этом не учитывается, что интернет-магазин — довольно специфический бизнес-инструмент.

Интернет-магазин нужен не каждому бизнесу. Если ваши высокие продажи в офлайне связаны, например, с удачным расположением торговых точек, интернет-магазин может не дать ожидаемой прибыли.

В e-commerce ценятся другие факторы: ценовая политика (легко сравнивается), скорость и качество обслуживания, ассортимент, дополнительный сервис, удобство и функциональность сайта.

Запуск проекта — это самое начало работы. До выхода на окупаемость может пройти определённое время. Сколько — зависит от качества не только разработки, но и последующего продвижения интернет-магазина.

Объём инвестиций в интернет-магазин довольно высок. Это не только цена домена и хостинга, но и стоимость разработки, программирования, создания дизайна и контента для наполнения каталога.

За фасадом эффективного интернет-магазина должны стоять отлаженные процессы. Оптимизированная логистика, процессы учёта, взаимодействия с поставщиками и клиентами, бухгалтерской и налоговой отчётности.

Получается, что запуск интернет-магазина вполне сравним со стартом любого другого бизнеса — и по сложности, и по трудозатратам. Поэтому прежде чем начинать разработку, необходимо составить бизнес-план, проанализировать конкурентов, сформировать уникальное торговое предложение, оценить целевую аудиторию, найти способы не только её привлечения, но и удержания. Все это требует полноценного бизнес-анализа и грамотного, достоверного прогноза.

Разведка боем

Начиная бизнес с нуля, работая с новой идеей или незнакомой целевой аудиторией, вы вряд ли будете сразу же арендовать просторное торговое помещение в бизнес-центре A-класса в центре города. Логичнее оценить потенциал с минимальными затратами.

То же касается и интернет-магазинов. На первом этапе бизнес-идею лучше протестировать. Сделать это можно с помощью онлайн-конструктора — сервиса, который позволит быстро создать интернет-магазин на арендованной платформе.

Что использовать?

Wix

Как открыть интернет-магазин: порядок действий и инструменты

Удобный конструктор с большим выбором шаблонов дизайна, гибкой настройкой, возможностью базовой оптимизации. Главный минус — перенести интернет-магазин на свой домен и хостинг нельзя, экспорта товаров тоже нет. Панель управления довольно сложная. Стоимость — от 123 р./месяц.

Ecwid

Как открыть интернет-магазин: порядок действий и инструменты

Облачный сервис, есть интеграция с 1С, Яндекс.Маркетом. Среди преимуществ — возможность переноса на свой домен и хостинг, простое управление, адаптивный дизайн шаблонов. Ecwid рассчитан на начинающих предпринимателей и не имеет ряда важных функций: маркетинговых инструментов и личного кабинета. Стоимость зависит от количества товаров (до 10 — бесплатно, безлимитное количество — 4 500 р./месяц).

AdvantShop

Как открыть интернет-магазин: порядок действий и инструменты

Есть возможность редактирования шаблонов, импорта товаров, интеграция с торговыми площадками Яндекс.Маркет, Google Merchant Center, Товары@Mail.ru, возможность назначения скидок, дополнительных подарков к покупаемому товару, предложение похожих товаров и товаров-дополнителей к покупке, возможность для покупателей оценить товары и оставить отзыв, собственная CRM. Вместе с тем сервис является довольно сложным и имеет небольшой выбор вариантов дизайна. Цена — от 990 р./месяц за тариф с минимальной функциональностью.

Umi

Как открыть интернет-магазин: порядок действий и инструменты

Конструктор для создания интернет-магазина с использованием UMI.CMS. Цена — от 9 900 р./год для тарифа «Интернет-магазин». Простое управление товарами, интеграция с 1С и МойСклад, отдельный раздел для настройки SEO/рекламы, SMM вынесен в отдельный раздел (можно управлять подключёнными страницами в социальных сетях из админки), возможность установки счётчиков посещаемости. Среди минусов — однотипные шаблоны, медленная работа визуального редактора и его ограниченная функциональность, нет автоматического сохранения изменений и резервного копирования сайта.

Плюсы конструкторов:

  • финансовые вложения минимальны;
  • вы можете запустить интернет-магазин в считаные дни, используя готовые шаблоны и минимально дорабатывая их;
  • учтены основные нюансы работы интернет-магазина: есть возможность создания каталогов, изменений страниц товаров, загрузки изображений, использования поиска и фильтров.

Почему не стоит использовать для постоянной работы:

  • любой конструктор предлагает типовые решения, которые не учитывают нюансов вашего бизнеса. Добавить нестандартный модуль или изменить настройки не удастся.
  • В основном конструкторы — это зарубежные сервисы, неадаптированные для работы с российскими системами учёта и формирования отчётности. Это создаёт много сложностей в интеграции с 1С, формированием и отправкой электронных чеков и подключением платёжных систем.
  • При использовании конструктора интернет-магазин не является вашим ресурсом — вы только арендуете его. Это может повлечь финансовые, и правовые последствия.
  • Ограниченные возможности при развитии проекта. Подключение внешних бухгалтерских или CRM-систем, использование объёмного каталога, добавление дополнительных функций — все это в случае с конструкторами или сложно, или невозможно.

Такая «разведка» на начальном этапе разработки даст вашему бизнесу серьёзные преимущества:

  • Возможность скорректировать УТП, ценовую политику, работу с клиентами, логистику без серьёзных финансовых вложений.
  • Оценка потенциала вашего бизнеса, коррекция составленного бизнес-плана ещё до начала основной работы.
  • Плавный старт: если на данном этапе ваши ресурсы ограничены, такое начало позволит получить прибыль, которую позже можно вложить в разработку полноценного интернет-магазина.

Переходим к разработке

Если описанные выше этапы тестирования дают хорошие результаты, можно использовать более продвинутые решения: коробочные продукты. Их выбор очень велик: они могут быть платными или бесплатными, с подключением платных модулей, с возможностью доработки или без неё.

Обычно бесплатные CMS сопровождаются большим количеством платных модулей. Собранный таким образом интернет-магазин может оказаться дороже разработанного на базе платной CMS. Кроме того, при подключении модулей может возникать ряд технических сложностей — от проблем при добавлении новых элементов до конфликта ПО, в результате которого сайт теряет работоспособность.

Платные коробочные решения разработаны специально для запуска интернет-магазина и, как правило, имеют для этого все необходимые возможности. Минусом является то, что такие решения не индивидуальны — от этого страдает дизайн, функциональность и автоматизация отдельных бизнес-процессов.

Адаптация коробочного решения под конкретный бизнес требует дополнительных вложений и не всегда проходит благополучно. А также это зависит от квалификации программистов, верстальщиков, веб-дизайнеров и других специалистов, которые будут работать над сайтом, и от объёма доступной технической информации, и от характеристик самой CMS.

На российском рынке представлено несколько удачных коробочных решений.

UMI.CMS в редакции Shop

Это система управления сайтом с доступом к исходному коду и возможностью программирования собственных модулей. Другими словами, такой интернет-магазин может быть полностью адаптирован под ваши задачи. Цена — от 22 900 р./год.

Преимущества:

  • интеграция с 1С, сервисами Яндекс, социальной сетью Вконтакте, платёжными системами, программами складского учёта;
  • автоматизация обмена данными, импорта товаров;
  • возможность группировать товары в каталоге по признакам, использовать свойства и фильтры;
  • хорошие возможности для автоматизации основных процессов, сбора статистики, использования маркетинговых инструментов.

CMS NetCat в редакции Business

Цена лицензии — 14 900 р./год. Платформа подходит для быстрого запуска несложных интернет-магазинов. В качестве основы используются готовые шаблоны. Доступны базовые функции, однако возможности индивидуальной разработки ограничены.

Преимущества:

  • работа CMS синхронизируется с внешними системами (маркетплейсами, сервисами рассылок, программами учёта);
  • маркетинговые и аналитические инструменты: рекомендации товаров, создание промо-страниц, сбор статистики посещений, голосования и другие;
  • встроены дополнительные модули;
  • возможность создания индивидуальной структуры каталога, изменения дизайна и страниц.

CS-Cart

Разработанная в России CMS. В течение 30 дней может использоваться бесплатно. Стоимость базовой лицензии — 24 500 р./год, возможно подключение дополнений.

CS Cart функциональна. Визуальный редактор макетов позволяет быстро менять структуру страниц. В платформу встроены инструменты для кросс-продаж, проведения маркетинговых акций, набор SEO-функций (генерация ЧПУ, редактирование метатегов, создание карты сайта). CMS поддерживает интеграцию с 1С: Предприятие.

Из минусов — довольно сложное администрирование и высокая стоимость.

1С Битрикс

Основное решение для российского рынка. Платная CMS с широкими возможностями и удобным администрированием. Доступна интеграция с платёжными инструментами, программами складского и бухгалтерского учёта, CRM-системами.

Варианты использования

Готовые решения. В каталоге решений Битрикс можно купить готовый интернет-магазин. Затраты на запуск проекта складываются из стоимости решения (от 1 000 до 199 000 р.), оплаты лицензии (от 35 900 р./год) и затрат на доработку проекта (готовые решения позволяют менять дизайн страниц, их структуру и структуру каталога, добавлять модули).

Заказ разработки. В этом случае владелец интернет-магазина покупает платформу (оплачивает годовую лицензию), затем на её основе разрабатывается проект.

Разработка в этом случае предполагает создание дизайна, формирование удобного и понятного для пользователя интерфейса, программирование отдельных модулей под задачи конкретного интернет-магазина, оптимизацию метатегов и контента.

Преимущества:

  • доступны все функции, необходимые для работы;
  • возможность использования CRM-системы для работы с клиентами и аналитики;
  • подключение внешних информационных систем (платёжных инструментов, программ учёта);
  • автоматизация работы интернет-магазина: простое администрирование, автоматическое добавление товаров и цен из внешнего каталога, расчёт скидок;
  • маркетинговые инструменты: организация email-рассылок, скидок и акций, онлайн-чаты, сервисы обратного звонка, формирование персонализированных рекомендаций для пользователей, программы лояльности и многое другое;
  • разработан для использования в России и странах СНГ, адаптирован под требования российского законодательства в части учёта, формирования отчётности, налогообложения.

Готовое решение или разработка?

Готовый продукт — более простой и быстрый вариант. Фактически вы получаете готовый интернет-магазин, который нужно только наполнить контентом. В некоторых случаях требуются быстрые доработки дизайна или структуры, добавление новых модулей. Затраты на запуск проекта невелики.

Но такое решение будет работать, пока у бизнеса не появятся индивидуальные требования к сайту (потребуется разработка нестандартного калькулятора или фильтра поиска, серьёзное изменение в структуре страниц или каталога, расширение базовых возможностей). Выполнить их будет сложно, так как готовое решение изначально не было ориентировано на такие доработки. Между тем необходимость в них возникает почти у каждого растущего проекта. Готовый интернет-магазин не стоит покупать, если уже на старте ваш бизнес имеет много нестандартных требований: в этом случае проще выполнить разработку.

Разработка интернет-магазина занимает больше времени и денег. Однако все эти затраты оправдывают себя.

  1. Для интернет-магазина используется уникальный дизайн — созданный для вашего бизнеса, с учётом брендбука (если есть) и предпочтений целевой аудитории.
  2. Структура и функциональность каталога разрабатываются с учётом текущего ассортимента, и того, каким он может стать в будущем. Продумывается удобная навигация и сортировка, оптимизируется поиск товара, фильтры поиска и сортировки настраиваются с учётом ваших товарных групп.
  3. Отдельно ведётся работа с юзабилити: структура, внешний вид страниц, расположение модулей и блоков на них оптимизируются так, чтобы созданный интерфейс был удобным, логичным, понятным для пользователя.
  4. CMS синхронизируется с удобными для вас платёжными инструментами, CRM-системами, программами учёта и формирования отчётности.
  5. Максимальная эффективность от оптимизации и продвижения закладывается на этапе разработки: создаётся простая структура интернет-магазина, ведётся работа с метатегами, контент оптимизируется с учётом задач, которые стоят перед бизнесом.

Читать ещё: «Как организовать доработки в интернет-магазине и не разориться»

По опыту специалистов агентства Smart Traffic эти задачи лучше решать в процессе разработки проекта, до его запуска. Это позволит начать работу с максимальной эффективностью, удержать репутационные показатели на высоком уровне, быстро вывести интернет-магазин на окупаемость и получить прибыль.

Успехов!

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Оцените статью

Средняя оценка 0 / 5. Всего проголосовало 0