Как сэкономить на лицензии фотостока и не нарушить закон

16.11.2018
2797
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Автор и редактор Елизавета Кабанова рассказала, как выбрать лицензию, чтобы не переплатить и не нарушить авторские права.

Как работают лицензии и авторские права

Стоимость фотографии зависит от типа лицензии. Разные лицензии дают разные права на использование в публикациях, рекламе и коммерции.

Обучение в онлайн-университете: курс «Дизайн для начинающих»

Лицензии — это шаблоны договора с правообладателем картинки. Когда вы регистрируетесь на фотостоке и покупаете лицензию, вы заключаете договор со всеми авторами, которые разрешили использовать фото в рамках этой лицензии.

В зависимости от типа лицензии вы получаете право публиковать изображения и использовать их для продажи или рекламы. Какие-то лицензии дают все права, какие-то — только часть. Например, если вы купите картинку со стандартной лицензией, которая разрешает только публикации, и напечатаете её на упаковке товара, то нарушите авторское право и закон.

Нарушение условий договора использования подпадает под статью 146 «Нарушение авторских и смежных прав». Штраф — от 10 000 до 5 000 000 рублей.

Работает ли закон в реальной жизни

Да, работает. Например, в середине 2015 года оштрафовали агентство «Миасс недвижимость». Компания использовала в рекламе авторское фото из соцсети и получила штраф 90 000 ₽.

С лицензиями действует правило «запрещено все, что не разрешено», поэтому внимательно выбирайте права использования. Лучше сразу покупать разрешение для всех необходимых действий с фото, видео или картинками.

За авторским правом следят не фотостоки, а сами авторы или их агенты. Получить штраф можно и за использование фото в свободном доступе:


Комментарии к статье о перепродаже фотографий с фотостока

Виды лицензий

На фотостоке вы платите не за саму фотографию, а за право использования. По факту она вам не принадлежит, поэтому ее нельзя перепродавать или покупать у третьих лиц без договора.

Editorial. Годится только для публикаций. Ее можно использовать в информационных материалах, но не для продажи или рекламы. Такое ограничение связано с моделями на фото. По этой лицензии вы найдете фото с моделями, которые не давали согласия публиковаться в рекламе. Здесь же попадаются изображения с логотипами, торговыми марками и другими элементами, запрещенными в остальных лицензиях.


Условия редакционных лицензий на Shutterstock

Royalty Free (RF). Стандартная и самая популярная лицензия, которая есть на каждом платном фотостоке. Нюансы условий отличаются, но основа одна:

  • авторские права остаются у автора;
  • вы платите за изображение только 1 раз, а используете неограниченно в рамках условий о тиражировании, сроках, размерах;
  • нельзя использовать для прямых продаж.


Условия стандартной лицензии Depositphotos

Extended Royalty Free (extRF). Используют, когда условий стандартной лицензии мало. Она разрешает использовать изображения для продажи, но с ограничением в тиражировании. Нюансы тоже различаются в зависимости от фотостока. Например, Shutterstock снимает ограничение на количество печатных материалов при использовании extRF:

Right Managed (RM). Сокровище для искателей уникального контента. Такую лицензию можно полностью настроить под себя и завладеть исключительными правами на использование: например, запретить размещать в вашем регионе, купить на 5 лет или навсегда. RM стоит дорого — 200–500 долларов в зависимости от настроек. Фотостоки собирают данные об использовании фото с этим видом лицензии, чтобы отслеживать нарушения.

Exclusive Buyout (EB). Самый дорогой вид лицензии: вы полностью выкупаете право владеть изображением. При этом автору нужно будет удалить фото или серию фотографий с моделью, предметами со всех остальных фотостоков. Продают изображения с правом полного выкупа от 2 000 долларов.

Rights-Ready. RR-лицензия предполагает задействовать фото в определенном проекте с определенными условиями и целями. Проект, его цели и задачи указывать обязательно, после чего повторно платить за фото или картинку в этом же проекте не нужно.

Последние три лицензии на крупных фотостоках входят в тарифные планы расширенных лицензий и не встречаются именно в таком обозначении.

Какие лицензии вам подойдут

Блог. Если публикуете новости, статьи или другие информационные материалы, не обязательно покупать расширенные лицензии. Вам подойдет либо стандартная, либо редакторская подписка. На Depositphotos и Shutterstock есть отдельные подписки для публикаций. В Shutterstock вы сможете еще и отредактировать изображение под свои задачи.


Редактор фотографий на Shutterstock

Коммерческий сайт. Чтобы купить фото для оформления сайта, воспользуйтесь стандартной или расширенной лицензией. Если не планируете использовать фотографии для продажи, подойдет стандартная, а если будете размещать картинки для прямой продажи товаров и услуг — расширенная.

Печать. Для печати на кружках и футболках внутри компании можно использовать стандартную лицензию с ограниченным тиражом до 200–500 тысяч экземпляров. Чтобы продавать такие изделия неограниченно, нужна расширенная лицензия.

Реклама. Для некоторых типов офлайн и онлайн-рекламы подойдет Royalty Free, но условия у всех фотостоков разные — внимательно сравнивайте разрешения лицензий.


Что разрешает стандартная лицензия Depositphotos для онлайн-сферы


Часть разрешений для офлайн-рекламы на Depositphotos


Различия лицензий RF и extRF на Shutterstock

Обзор фотостоков и лицензий

Чтобы вам было проще определиться с фотостоком, мы сравнили 4 самых крупных с неограниченным сроком лицензий.

Читать еще: «Где брать и как работать с бесплатными изображениями»


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Елизавета Кабанова
Автор и редактор
Университет интернет-профессий
Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для обучения. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.