С момента появления криптографическая валюта несет в себе не только выгоду, но и множество рисков. Коммерческий автор Арчибальд Кельман рассказал блогу Нетологии о возможных рисках биткоина и криптовалют.
Рискам подвергается не только сам биткоин, но и система в целом, поэтому разделять их нельзя, хотя можно мысленно перенести часть этих рисков на любую другую криптовалюту. Именно часть: технологии ведь не стоят на месте.
Немного обнадежу: сам биткоин с момента своего существования (без малого 10 лет) показал отсутствие уязвимостей и ошибок в коде, которые могли бы катастрофически сказаться на нем самом, что радует.
Программный код валюты открыт, что добавляет как доверия к системе, так и позволяет любому любопытствующему анализировать код и искать ошибки. Пока, правда, безуспешно, но нет гарантии, что таковые не найдутся в будущем: если сейчас невозможно подобрать приватный ключ к биткоин-адресу, не факт, что лет через 10 не случится существенного прорыва.
Программа обучения: «Аналитика для руководителей»
Если сейчас для взлома алгоритма SHA256 (который лежит в основе биткоин-адресов и приватных ключей к ним) нужно совершить 16 в 64 степени итераций, то современный уровень развития вычислительной техники не позволяет это сделать в адекватные сроки. Но все может измениться до 2140 года (когда закончится майнинг биткоинов), да и квантовые компьютеры, опять же, хотят выпустить — а на них возлагается больше всего надежд.
Взлом
Взломать биткоин как таковой пока что невозможно. Но вот различные связанные с ним системы — обменники, биржи, онлайн-кошельки, уже неоднократно становились объектами успешных хакерских атак. Поэтому хранить криптовалюту на онлайн-кошельках не рекомендуется — даже простая бумажка с кодами куда более защищена, чем онлайн-кошелек.
Существует также понятие «атаки 51%» — это термин, означающий, что в распоряжении атакующего находится 51% мощности всей сети, своеобразный «контрольный пакет акций». Если такое еще реально для некоторых форков, то для биткоина практически невозможно.
Во-первых, технологически: считайте, что один человек или организация должны купить ASIC-оборудования на сумму более $4,5 млрд долларов и нести затраты на электроэнергию в размере $8 млн в сутки. Во-вторых, здесь вступают в силу законы рыночной экономики: курс биткоина моментально обвалится, что автоматически делает данную операцию совершенно бессмысленной. Конечно, центробанки топовых стран (тех же США или Китая, которые очень не любят криптовалюты) могут поднатужиться и реализовать данную схему, но пока в это не очень верится. Для дестабилизации мировых экономик пока что нет объективных причин.
Продажа биткоинов
В тесной связи с «атакой 51%» находится продажи большого числа битков одной персоной. Например, в ноябре 2017 года некий Роджер Вер продал, по слухам, 250 тысяч биткоинов, тем самым обвалив его цену с 7880 $ до 5600 $.
Читать ещё: «Как формируется курс биткоина»
Обвалы периодически случаются и на меньшие значения: когда кто-либо другой из крупных игроков выбрасывает на рынок одномоментно крупную сумму — даже 4000 биткоинов в день несколько дней подряд, как было в апреле этого года.
Не будем также забывать, что у легендарной криптоличности (или группы личностей) «Сатоши Накамото», по слухам, лежит 1,5 млн биткоинов. Если он выкинет на рынок хотя бы половину из них, это приведёт к серьезному обвалу. Сценарий маловероятный, но пугающий.
No undo
Еще один весомый риск биткоина и других криптовалют — невозможность отмены транзакций. Нельзя внести изменения в уже отправленный перевод. Теоретически можно, конечно, совершить возврат с биткоин-адреса, но только с полного согласия его владельца.
Конечно, это поле для мошенничеств в духе «ой, я ошибочно положил тысячу рублей на ваш телефон, верните, пожалуйста», но если вы действительно ошиблись в указании адреса, то шансы на их возврат минимальные. Кроме того, если биткоин или сатоши были отправлены на несуществующий кошелек, то в таком случае они считаются системой изъятыми из обращения. То есть пропадают в космосе навсегда.
Хардфорк
У биткоина вполне возможен хардфорк (обновление протокола, изменение программного кода), который предположительно увеличит размер его блока в блокчейне с 1 МБ до двух, что ускорит работу сети и снизит себестоимость транзакций.
Читать ещё: «Как работает биткоин»
Пока что хардфорки биткоина приводят к появлению новых подобных биткоину валют, число которых уже превысило 20: самыми популярными из них считаются Bitcoin Cash и Bitcoin Gold. Более того, как прошлой зимой Bloomberg сообщил, что в текущем году ожидается 50 форков биткоина, что к 2019 году мы подойдем с целым роем новых биткоинов (про текущую ситуацию на рынке читайте в статье).
Наконец, есть шанс, что может быть проведен хардфорк против ASIC-майнеров, что время от времени производится другими криптовалютами. Более того, некоторые «ответвления» самого «битка» уже изначально против ASIC — например, вышеупомянутый хардфорк Bitcoin Gold майнится исключительно на GPU. С другой стороны, майнинг биткоина на сегодняшний день практически полностью ведётся на ASIC, поэтому такая схема маловероятна.
Конкуренты не дремлют
А вы знаете, что на текущий момент рынок заполонило более 2000 альткоинов? И некоторые самые популярные (Etherium, Litecoin, Monero, EOS, Bitcoin Cash, даже дешевый Ripple) вполне могут перехватить инициативу в первенстве у биткоина и начать стоить не то чтобы 8000 $, но точно половину этой суммы.
Пока что крипторынок напоминает Ленина на броневике, где Ленин — это биткоин, а все остальные валютные курсы следуют за ним. Но не факт, что это продлится вечно (впрочем, даже вечность здесь ограничена 2140 годом, примерным годом окончания эмиссии биткоинов) — особенно с учетом того, что технологии не стоят на месте, и уже есть более совершенные в техническом плане криптовалюты.
Социальные риски
В России многие люди еще «на вы» с криптотемой, и подавляющее большинство даже не в курсе, что это такое и как работает. Поэтому у крипторынка в России своего рода кризис доверия — кто-то до сих пор убежден в том, что это глобальное мошенничество и заговор.
Убежденность людей в большой степени зависит от настроений медиа, которые могут и скрыть что-то, и наоборот — раздуть. Поэтому процесс принятия населением криптовалют будет непростым и долгим — даже бумажные деньги сто с лишним лет назад воспринимались с недоверием, в отличие от такого прочного и тяжелого во всех смыслах золота.
Однако новое современное поколение уже смотрит на крипторынок с интересом и воодушевлением — пройдут годы, и крипта станет такой же обыденной вещью, как когда-то бумажные деньги, а новость о том, что в такси можно расплачиваться кусочками биткоина уже не будет новостью. В тех же Венесуэле и Зимбабве доверие к биткоину и криптовалюте уже выше, чем к падающей в бездонную пропасть местной.
Впрочем, биткоин и создавался изначально как альтернатива нынешней денежно-финансовой системе с госмонополией. Так что процесс идет, и его не остановить.
Правовое поле, государства и госрегулирование
Один из самых непредсказуемых рисков — правовое регулирование. Государство может всё зарубить на корню и усложнить использование криптовалюты: как это сделали, например, в Китае, запретив все связанное с криптой, или в США, обложив все налогами и регуляциями, официально обозвав биткоин «виртуальной валютой», то есть «средством обмена, которое при определенных обстоятельствах используется как валюта, но не обладает всеми присущими валюте признаками». Доходит до того, что бизнесмены-инвесторы из Китая, которые хотят вложиться в тот или иной ICO-проект, летят в соседние страны, где можно работать с рынком биткоина и альткоинов.
В Японии государство, напротив, гражданам разрешило фактически всё, что связано с криптой, правда, обложив непомерными (на наш взгляд, но швейцарцы посмеялись бы) налогами.
А что в России? Пока ничего. Подаются проекты регулирующих законов в Минфин, но в 2018 году дело дойдет максимум до определения, что есть что и к чему прикладывается. К примеру, в первоначальной редакции биткоин предлагалось считать имуществом, ликвидным товаром, в дальнейших же от этой терминологии отказались. Пока что единственный достоверный факт — в России крипторынок не регулируется ничем и никем, не обладает никакими ограничениями и не обложен налогами.
Государства мира впервые столкнулись с такой децентрализованной и неконтролируемой системой, которая в долгосрочной перспективе способна заменить собой национальную валюту, создавая этим угрозу для госмонополии на фиат и его обращение.
Ни у одного государства в мире нет механизмов воздействия на работоспособность этой одноранговой децентрализованной системы, то есть нельзя просто так взять и запретить криптовалюты в принципе, нельзя запретить эмиссию любой криптовалюты и транзакции. Разве что отключив интернет или вообще электричество.
Что государство может: регулировать сферу, в которой криптовалюты «дружат» с реальными (фиатными) деньгами — биржи, обменные пункты, инвестиционные фонды и так далее. Также государство может запретить принимать биткоин или эфир (или криптовалюты вообще) в качестве платы за товары и услуги, что некоторые уже и сделали. Другие государства могут ввести уголовную ответственность за операции на крипторынке и даже за майнинг. Кто-то же, наоборот, разрешает операции (все или часть), а самые заинтересованные вводят и свою криптовалюту — например, в Венесуэле придумали El Petro, в Эстонии мучительно пытаются придумать, зачем нужен estcoin, в Англии хотят сделать RSCoin, а в России задумались о создании крипторубля.
Читать ещё: «Возможности и перспективы технологии блокчейн — вне криптовалют»
Поэтому не забывайте следить за новостями и успехов вам.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.