В новом выпуске Рунетологии Максим Спиридонов беседует с главным редактором онлайн-журнала о предпринимателях, автором книги «Код Дурова» Николаем Кононовым. «Нетология» выбрала из интервью 9 интересных и острых цитат.
О госте
Журнал «Секрет фирмы» основан в октябре 2001 года, издавался тиражом 65 тыс. экземпляров. В ноябре 2014 года вышел последний бумажный номер журнала. Бренд и архив «Секрета фирмы» выкупила Rambler&Co за 10 млн рублей. 20 марта 2015 года журнал перезапустился на сайте secretmag.ru.
Николай Кононов родился 24 августа 1980 года в Москве. В 2002-м окончил факультет журналистики МГУ. В 2003−2004 годах работал репортером в газетах «Известия» и «Столичная вечерняя». В 2004 и 2005-м — специальным корреспондентом в журнале «Эксперт». С 2005 по 2010 год — обозревателем и редактором в российском издании Forbes. В 2010−2011 годах был старшим редактором Slon.ru.
В 2011-м вернулся в Forbes и редактировал сайт Forbes.ru. С 2012 по 2015 год работал главным редактором интернет-журнала Hopes&Fears, а затем редакционным директором Look At Media.
С января 2015 года — главный редактор «Секрета фирмы». Автор двух книг: «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля» и бестселлера «Код Дурова. Реальная история соцсети „ВКонтакте“ и ее создателя».
Живет и работает в Москве.
О бизнес-журналистике
Я стараюсь вывести тему предпринимательства из гетто деловой журналистики, которую привыкли воспринимать как нечто скучное и сухое.
Я показываю всем, что делаю, что бизнес и предпринимательство — это обстоятельства, в которых действуют очень классные герои. Моя редакция — это люди, которые видят за этими обстоятельствами какие-то более серьезные и интересные истории.
Когда я адаптировался к деловой журналистике в Forbes, то понял, что внутри этой темы для предпринимательства есть огромное количество очень удачных персонажей.
Предприниматель — это человек, который что-то делает, поднимает свою задницу и идет менять мир.
Понятно, что он идет зарабатывать, но, как мы все понимаем, денежная мотивация находится в ряду других вещей.
Когда я понял, что в этой теме много классных героев, начал их описывать. У меня была рубрика, когда я должен был приезжать в регионы, жить там какое-то время и находить там классных местных героев. Причем предпринимателями мы считали не только людей, которые хорошо зарабатывали или сделали что-то большое, но и социальных деятелей, даже иногда каких-то прогрессивных чиновников. Я общался с такими людьми и в итоге писал небольшой очерк. Эти герои копились, и в итоге я нашел генеральную сюжетную линию, которая их всех объединяет, и написал первую книгу «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля».
Если тебе не нравится, как сделаны какие-то продукты вокруг тебя, иди и сделай свой продукт, который тебе будет нравиться. Не ной, а сделай что-то свое.
Об идее и запуске Hopes&Fears
В какой-то момент я услышал, что в Look At Media хотят запускать проект про бизнес, написал в Facebook Васе Эсманову (сооснователь Look At Me. — Прим. ред.), с которым я на тот момент не был знаком, сказал, что у меня давно есть идеи по этому поводу, и предложил встретиться и поговорить. Так я стал главным редактором Hopes&Fears.
При запуске издания было два взаимонаправленных движения. С одной стороны, были Look At Media и Вася Эсманов, который придумал название Hopes&Fears, который придумал концепцию, который видел, что городская публика запускает классный малый бизнес. С другой стороны шел я, который понял, что нужно делать бодрое, классное и фанковое медиа про предпринимательство, а не скучное, как существующие на тот момент бизнес-медиа. Мы встретились, подружились и решили заниматься этим проектом вместе. Так и родился Hopes&Fears. До этого момента он существовал как блог внутри городского издания The Village.
О закрытии Hopes&Fears
Решение принималось после того, как всем стало довольно страшно при взгляде на рекламный рынок. Это было весной, и тогда начались санкции и все, что с этим связано. Look At Media зарабатывает на баннерах и на спецпроектах, а прогнозы рекламного рынка были довольно неутешительны. Это было главной причиной закрытия издания. В остальном мы шли по плану.
Нельзя сказать, что мы должны были иметь такую-то аудиторию, а мы имели меньшую аудиторию. Нет, такого не было.
Основатели Look At Media захотели использовать бренд Hopes&Fears для своего глобального издания. Если вы сейчас зайдете на hopesandfears.com, то увидите англоязычное красивое городское издание, которое сейчас издается в Нью-Йорке.
Конечно, оно абсолютно не предпринимательское, оно, скорее, про городскую культуру, но в том числе одним из мотивов было освободить этот бренд, чтобы выйти с ним на глобальный рынок, потому что бренд очень хороший. Название достаточно универсальное и броское, оно дает эмоцию. Название медиабренда не может быть безэмоциональным.
О книге «Код Дурова»
Все, кто знакомы с Павлом Дуровым, понимают, что он просто очень яркий персонаж, поэтому он кажется романтическим героем. На самом деле он просто яркий. Все и началось с лонгрида «Код Павла Дурова» в Forbes. Это было желание автора написать классную и яркую историю.
Было очевидно, что Дуров торчит из российского пейзажа как гвоздь, и об него споткнуться было нельзя.
Вопрос был только в том, чтобы найти к нему подход.
Было очевидно, что за пределами этих несчастных 10 000 знаков лонгрида существуют другие истории и другие обстоятельства, которые было бы очень здорово взять и описать. Я взял и описал.
Я работал над книгой год с лишним, и мы несколько раз встречались. Это большая и честная книга. Как Айзексон писал о Джобсе? Они встречались, писали письма, гуляли и так далее. Это нужно для того, чтобы автор обладал всей полнотой знаний о своем герое и наблюдений за ним в разных обстоятельствах, что немаловажно.
О приходе в «Секрет фирмы»
Предложение возникло после новости о том, что «Секрет фирмы» продается Rambler&Co. Я прочитал эту новость, и мне стало интересно, что же там происходит.
Я спросил у Алены Владимирской, что там происходит. Алена Владимирская знает практически все, что происходит, но на этот раз она сказала, что она не в курсе происходящего, и адресовала меня к Дмитрию Малову — операционному директору Rambler&Co. Мы с ним познакомились, встретились, и из всего выросла идея перезапустить «Секрет фирмы» с новой командой.
Сейчас «Секрет фирмы» — отдельное издание внутри Rambler&Co. Оно не прикреплено ни к каким другим юнитам — ни к медийным, ни к сервисным. Мой начальник — это операционный директор Rambler Дмитрий Малов. В том числе с его поддержкой нам удалось запуститься за два месяца. Я вышел на работу 12 января, и тогда не было ничего, кроме концепции в моей голове. Мы быстро встретились с дизайнерами, сделали бриф, обговорили идеи. В ночь с 20 на 21 марта мы стартовали. Разумеется, мы сейчас будем допиливать продукт, выпускать мобильное приложение и адаптивную версию.
Мы стартовали с колес, и внутри Rambler&Co мы проходим как lean startup. У нас маленькая и бодрая команда, довольно универсальная, довольно сухой и поджарый бюджет и большие амбиции и заряд энергии.
О внутренних законах «Секрета фирмы»
Надо рассказывать внятно, лаконично, не теряя глубины понимания истории, не теряя важных деталей этой истории, и нужно целиться и тратить время на те темы, которые действительно очень важны, а не просто любопытны. Это единственный тематический style guide.
Когда мы делали какое-то серьезное расследование, безусловно, никакой игровой и креативной составляющей не добавляли, потому что она была просто неуместной. Мы просто взяли, провели расследование и рассказали читателю то, что мы накопали.
Об этических правилах
У нас очень понятные принципы. По таким же работают нормальные деловые медиа во всем мире. Если брать Россию, это ровно те же правила, по которым работают «Ведомости» или Forbes.
Мы не занимаемся апофатической журналистикой, не говорим, что не такие, как кто-то. Мы стремимся к объективности. Полностью объективным может быть только Господь Бог.
Для нас важны проверка информации и беспристрастный подход к информации. Если у автора есть гипотеза, но фактура перевешивает и автор понимает, что на самом деле все выглядит по-другому, то он не хватается за свои идеологические костыли, а рассказывает реальную историю, ни о чем не умалчивая. Для нас важно, чтобы человек получил полную информацию о кейсе, проблеме, явлении или человеке.
О «безобидности» тем
Я бы не сказал, что у нас безобидные темы. Каждая большая статья очень обидная, и нам звонят герои. Никому не нравится взгляд со стороны, и это нормально. Я как главный редактор привык к тому, что постоянно приходится отбивать какие-то атаки, и наши редакторы к этому привыкли. Это нормально. У нас издание о бизнесе, и у нас тоже есть свои острые темы.
О российских медиа и журналистике
Если смотреть на медиа в широком смысле этого слова, то это не типичная журналистская работа. Это аудио, видео, картинки, это гораздо шире, чем журналистика.
Журналистика — это раскапывание каких-то историй и полной картины определенной ситуации, героя или событий. Притом что журналистика интересует довольно небольшую аудиторию, сама по себе она очень важна, и никакие институции типа блогеров или коллективного разума не будут настолько эффективными в создании и разъяснении объективной картины, насколько эффективны профессиональные медиа.
Вопрос только в том, что эти медиа должны быть профессиональными, они должны быть безумными по отношению к своей работе и ее качеству.
Люди должны видеть за своей работой нечто большее. Важность журналистики очень велика.
Идеальный пример — это американский рынок, где одна небольшая публикация может привести к большим изменениям и в обществе, и в политической структуре. В России это не так.