В новом выпуске «Рунетологии» Максим Спиридонов беседует с гендиректором Surfingbird Сергеем Шалаевым. «Нетология» выбрала 9 цитат из интервью Шалаева.
Про гостя
Ежедневный охват сервиса рекомендаций Surfingbird — 15 млн уникальных посетителей. Общая сумма привлеченных инвестиций — 5 млн долларов.
Сергей Шалаев родился 20 июня 1987 года в Москве. В 2009-м окончил Московский автодорожный институт по специальности «Инженер-ремонтник».
С 2006 по 2010 год руководил проектом «Блоги@Mail.Ru». С 2010 по 2011 год возглавлял WomanJournal.ru.
В 2011-м вместе с Дмитрием Шалашовым стал сооснователем рекомендательного сервиса Surfingbird.
Про публичные комментарии
Максим Спиридонов: — Ты не стесняешься в выражениях, публичных высказываниях в соцсетях, комментариях в прессе. Я знаю, что журналисты любят вставлять твои комментарии, потому что заранее известно, что Сергей скажет нечто неформальное. Пожалуй, ты один из немногих, кто широко использует великий и могучий русский язык с включением изрядного количества матерных выражений.
Сергей Шалаев: — На самом деле все ходили вокруг да около, но по факту это можно охарактеризовать двумя или даже одним словом, которое очень емко обрисует всю картину происходящего.
Мне кажется, мат — это одна из составляющих русского языка. Конечно, когда я участвую в радиоэфирах или в прямых эфирах на телевидении или радио, я его не употребляю.
Про ЖЖ и блоги
Я считаю, что «Живой Журнал» непотопляем, потому что он очень своеобразен и самобытен. Какие-то редизайны или усовершенствования будут идти только во вред. Мне кажется, ЖЖ в России был уникален, и он остается уникальным. Он существенно отличался от нероссийского сегмента ЖЖ.
Я думаю, блоги были убиты соцсетями. Сейчас мы видим, что многие забросили свои дневники на ЖЖ и выражают свои мысли в рамках российского сегмента Facebook, который плавно превращается в ЖЖ образца 2008−2010 годов.
ЖЖ тоже остается, у него есть своя аудитория, причем достаточно большая. Эти люди не могут уместить свои мысли в формат Facebook, они любят писать большие и длинные статьи, делать какие-то фотоподборки, которые не могут уместиться в формат социальной сети.
ЖЖ стал нишевым сервисом.
Про «женский» интернет
Я не могу сказать, что «женский» интернет сильно специфичный, и не могу сказать, что он дико интересный. Он такой же, как и все остальные проекты. Не хуже и не лучше. Конечно, там есть отдельные тематические разделы, где в комментариях можно увидеть что-то интересное, иногда там прямо ад кромешный. Я помню, что в WomanJournal был форум, который шел к нему в довесок. Читая его, я иногда приходил в ужас.
Никто не умеет нормально «женским» интернетом заниматься. Тематика многообразна, она начинается с отношений, хотя, честно говоря, я вообще не понимаю, о чем там писать, и заканчивается различными обзорами кухонных комбайнов. Со стороны это звучит смешно и безумно, но женщины это действительно смотрят, потому что они покупают все эти мясорубки и блендеры.
Безумно большая ниша — это различные сервисы для женщин, которые мы начинали делать в WomanJournal, но так и не доделали. Например, ассистент по подбору одежды или карта шопинга.
Женщины гораздо активнее в интернете, мужики более хаотичные. Если сравнить, кто активнее — мужчины или женщины, то, скорее, женщины будут активны, и деньги они тратят охотнее.
Про финансы Surfingbird
Surfingbird зарабатывает. У нас есть B2C- и B2B-сервисы. B2C-сервис мы наконец-то вывели в плюс. Так как наш B2B-сервис очень перспективен, мы решили его более динамично развивать. Собственно, пока мы снова работаем в минус.
Про B2B-сервис и увеличение конверсии
Мы запустили наш B2B-сервис Relap осенью 2014 года. Несколько паблишеров выразили желание пользоваться нашими алгоритмами у себя на сайте и как-то оптимизировать и автоматизировать работу блоков. Казалось бы, что популярное невозможно сделать лучше, потому что это все популярные ссылки, но, например, если популярное кластеризовать по девайсам, то это может повысить CTR на 20 процентов.
Мы начали помогать паблишерам интегрировать наши технологии в их сайты, блоги, издательские дома, и в итоге мы выделили этот сервис в отдельное направление, отдельный проект.
Мы этот сервис еще не анонсировали, но он сейчас генерирует 2 млрд рекомендаций в месяц, и его охват составляет 15 млн уникальных пользователей в сутки. Тестировали систему с «РИА Новости», AdMe, Coub и везде показали увеличение конверсии.
Основная проблема всех сайтов, где есть контент, заключается в том, что они не могут позволить себе тестировать гипотезы каждый день, потому что у них нет такого количества разработчиков, а если они есть, то заняты чем-то другим. Также у них нет математиков и налаженного процесса RnD. А мы через Relap как раз тестируем множество гипотез.
Про монетизацию Relap
Монетизация будет через рекламную модель, когда мы оставляем за собой право показать одну из рекомендаций, оплаченную кем-то. Мы пропагандируем Native Advertising. У нас есть клиент «Лайфхакер» по B2B-тематике, и мы просто под статьей можем в какой-то момент вывести рекламную статью, например, «6 лайфхаков, как не пропускать тренировки» или «10 советов, как подобрать экипировку для бега». У этих статей будет спонсор Nike, они будут вести на сайт бренда, который продвигают. Native Advertising сейчас популярен на Западе и пока слабо развит в России.
Про рекомендательные технологии
В Surfingbird есть лента, которая фактически никогда не кончается. Когда пользователь прочитывает все актуальные новости на сегодня, он получает интересные материалы за всю историю Surfingbird. Мы ничем не лучше AdMe, «Газеты.ру» или РБК, просто стараемся, чтобы вся информация была удобно упакована в одном месте, чтобы пользователь не думал, куда ему пойти после того, как он прочел всю «Газету.ру».
Мы стараемся фильтровать очевидно ненужный материал. Стараемся на основе наших математических алгоритмов порекомендовать что-то релевантное конкретному человеку. Это делается не на основе какого-то одного супералгоритма, их замешано очень много — порядка десяти. Есть вариации по группам, географии, социальным сетям. Они могут оперировать временем, которое пользователь тратит на прочтение страницы. Там достаточно много параметров, описывать их скучно и нудно. Я люблю говорить, что это симфония алгоритмов, которые выдают пользователю какую-то мелодию контента.
Про удаление из Google Play
В августе 2014 года Surfingbird удалили из Google Play с формулировкой «нагота, просвечивающая через одежду». И это при том, что у нас стояло ограничение «18+». Какую-то эротику там было несложно найти. Сколько бы мы ни общались с российским офисом Google, так в итоге и не получили от них никакой обратной связи.
Приложение просто перезалили. Для нас это игра в лотерею. Никакого формального ответа, никаких прозрачных правил игры мы от Google не добились.
У нас были прецеденты с Apple, когда мы что-то делали не так. Нам из App Store так и писали: здесь то-то и то-то сделано неправильно, а это лучше удалить в течение недели. Мы уточняли в поддержке у живого человека, который давал пояснения. И конфликта не было. Это нормальная прозрачная работа с разработчиками приложений.
От Google мы, честно говоря, были в шоке.
Про выгоду от публикации на Surfingbird
Трафик сторонним ресурсам сейчас не очень велик. Паблишер получает дополнительный канал дистрибуции контента. Я видел опрос в одной группе «Откуда вы узнали о нашем сайте?», и там было несколько вариантов ответов, и на третьем месте был ресурс Surfingbird.
Многие думают, что если человек узнает о сайте и начинает читать его на Surfingbird, то он больше не ходит на «Газету.ру» или «Ленту.ру». Конечно, это не так. Человеку просто удобно читать какие-то материалы именно в Surfingbird, но он может ходить на «Газету.ру» и читать комментарии, которых у нас нет.
Про самые посещаемые категории
По самым посещаемым категориям ситуация достаточно банальна. Это фото, видео, юмор, дальше идут дизайн, арт, новости.
Эротика, на удивление, даже не входит в топ-10. Мне казалось, что она должна быть на пятом месте, но каждый раз, когда мы пересчитываем статистику, для меня становится большим откровением, почему эротика не входит в десятку.