Рунетология: Гендиректор Groupon в России Вадим Федотов о кризисе и буме купонаторов

Личный опыт

td {
vertical-align: top;
border: none !important;
}
.article-content .article—text h2 {
margin: 35px 0 5px;
}

В новом выпуске «Рунетологии» Максим Спиридонов беседует с генеральным директором Groupon Россия Вадимом Федотовым. «Нетология» выбрала 7 цитат из интервью.

О госте

Компания Groupon основана в 2008 году и пришла в Россию в 2010-м.
По итогам 2014 года общий объем продаж компании составил 7,6 млрд долларов, выручка достигла 3,2 млрд долларов. На сегодняшний день Groupon насчитывает более 250 млн подписчиков и более 800 тыс. партнеров в 48 странах мира.

Вадим Федотов родился в 1985 году в Санкт-Петербурге. С шести лет жил в Германии, играл за сборную этой страны в баскетбол. В 2009 году окончил университет штата Нью-Йорк в Буффало, США.

С 2009 по 2011 год — директор департамента оптимизации закупок Barkawi Management Consultants.

В 2011 году пришел в российское подразделение Groupon на должность директора по продажам. С 2012-го — генеральный директор Groupon в России. С 2013 года возглавляет подразделения Groupon в России и на Украине. Живет и работает в Москве.

О российском менталитете в бизнесе

Мне русская культура, русский менталитет и подход намного ближе, чем другие. Преимущества перед немецким и американским бизнесом есть. Мне очень нравится желание показаться и сделать что-то, особенно в Москве. Оно здесь намного сильнее присутствует, нежели в других странах.

Когда я работал в немецкой структуре, мне говорили: «Молодой человек, вы с нами всего полтора года, и чтобы вы могли предъявлять свои желания и амбиции, вам нужно хотя бы пять лет проработать здесь». В моем возрасте с моими желаниями и амбициями пять лет — это срок, который я тогда даже не хотел рассматривать. В России, если человек способный, он сразу может сделать что-то, и найдутся люди, которые его поддержат и дадут возможность показать себя.

О различиях Германии, США и России

В Германии я сталкивался с иерархией, когда неважно, какие навыки и способности у тебя есть, ты все равно должен ее пройти.

В Америке было чуть по-другому. Там все очень предсказуемо: четко прописано, что если ты окончил эту школу и получил эти оценки, то ты получил эту должность, потом ты должен проработать как минимум четыре года, чтобы тебя воспринимали там и там. В России такого не было. Здесь сфера возможностей больше.

О прошедшем в 2009−2011 годах буме купонаторов в России

Я российский хайп прошел, и он не позволял учить наших покупателей, показывать, на что нужно обращать внимание. Он мешал правильно выстраивать взаимоотношения с нашими партнерами.

В 2011 году на российском рынке было около 400 клонов Groupon, которые старались копировать саму идею и предоставлять ее на рынок. Сейчас их намного меньше.

В начале 2012-го мы поняли, что единственная возможность получать лояльного покупателя появляется тогда, когда он доволен услугами, которые получает. Мы до сих пор являемся единственной компанией, у которой есть департамент, проверяющий всех партнеров на наличие лицензии, декларации, ищет отзывы в интернете, узнает, как долго компания находится на рынке, «чистая» ли она.

У нас постепенно растет база лояльных покупателей, и я очень горжусь, что более 93 процентов наших партнеров просили повторить совместную акцию и продолжить партнерство.

О попытке объять необъятное

Полтора года назад, когда мы продавали очень много товаров, на международном уровне сказали, что вместо развития сферы услуг мы слишком сильно старались стать вторым Amazon.

Все в компании прекрасно понимают, что наша сфера — это услуги. Оборот компании 7,6 млрд долларов в год, а рынок услуг в мире — несколько триллионов долларов. Нам есть куда расти.

Очень важно для бизнеса, что маржинальность в услугах намного выше, чем в товарах или туризме. Подписчики сначала покупают у нас доступные услуги стоимостью до 3000 рублей, а потом рассматривают туризм и более дорогие товары. Чем лучше наши предложения в сфере услуг, тем больше продаж в других сферах.

О вкусах клиентов в кризис

Сейчас у нас уникальная и интересная обстановка. Groupon показывает себя как антикризисный инструмент. Люди хотят сохранить определенный уровень жизни, но при этом со средствами они поступают более аккуратно, и благодаря нам у них это получается.

С конца ноября — начала декабря мы видим очень большое развитие спроса, особенно в сфере услуг. Не только с точки зрения количества покупателей, но и со стороны качественных партнеров, которые обращаются к нам и спрашивают, как мы можем помочь их бизнесу.

Мы всегда говорим, что кризис — это возможности, но в случае с Groupon это действительно так. От чего мы зависим? От качества партнеров и посещаемости.

О развитии Groupon на Украине

После Майдана у Groupon на Украине началось очень интересное развитие. Во втором квартале 2014 года начался большой подъем спроса.

Благодаря опыту Украины, где сейчас не самая стабильная обстановка, я понял, что у России потенциально тоже есть шанс в кризис не упасть, а вырасти. Раньше я был не настолько оптимистичен.

С Украиной немного труднее, чем с Россией, там более волатильная обстановка. В любой кризис есть пункт, который может оказать положительное влияние на бизнес. Также может сложиться ситуация, когда все настолько нестабильно, что весь бизнес страдает. Возможности для роста на Украине появляются, но мы не знаем, когда там будет стабильность и постоянство.

Об отличиях Groupon от конкурентов

По показателю среднего чека мы в 2,5−3 раза выше любого игрока на рынке. Мы продаем не купоны, а окончательные услуги и сертификаты. Все другие игроки рынка работают немного по-другому.

Когда наш клиент покупает что-то за 3000 рублей, у нас идет расчет с партнером и мы ему переводим деньги. Из-за этого партнер заинтересован в том, чтобы обслуживать наших клиентов на высшем уровне.

Другие игроки в большинстве случаев продают купон стоимостью 200−400 рублей, а покупатель идет к партнеру и на месте оплачивает услугу. Из-за этого сама конверсия снижается, а сайт теряет контроль над партнером и над качеством услуг. Если наш партнер с кем-то работает по другой схеме, я это не воспринимаю как конкуренцию. В этом случае бизнес-модель построена иначе, там другие отношения с партнерами, там меньше управления опытом покупателей.

Оцените статью

Средняя оценка 0 / 5. Всего проголосовало 0