Руководитель SEO-отдела TRINET.Group Александр Крантов в колонке для «Нетологии» рассказал, что должен делать администратор, чтобы сайт не попал под санкции поисковых систем за SEO-ссылки, накрутку поведенческих факторов, контент и переоптимизацию.
Прогневить поисковик и навлечь на сайт санкции проще простого, а вот возвращать завоеванные позиции в топе куда сложнее. Поэтому лучше даже не пытаться использовать запрещенные методы продвижения проектов в поисковой выдаче, чтобы потом не терять время, исправляя ошибки. Перечислю самые известные фильтры «Яндекса», их признаки и способы избежать.
Санкции за SEO-ссылки
Хотя весь интернет состоит из ссылок, штрафуют поисковики только за злоупотребление SEO-ссылками. SEO-ссылкой называется любая ссылка, поставленная с целью повлиять на поисковую систему.
За чрезмерную покупку SEO-ссылок на биржах и участие в обмене ссылками «Яндекс» наказывает санкциями «ссылочный спам», пессимизацией за «плохие ссылки», фильтром на коммерческие ссылки. В частности, фильтр «Минусинск» стал последней головной болью оптимизаторов. Его цель — убедить вебмастеров отказаться от продвижения сайтов с помощью SEO-ссылок.
Кара за ссылочный спам выражается в застывании сайта на определенных позициях или в падении позиций сайта на 15-20 пунктов в выдаче по всем запросам. Наиболее облегченная версия наказания — игнорирование поисковой системы коммерческих ссылок.
Как защитить:
В почете у поисковиков естественная и разнообразная ссылочная масса. Поэтому рекомендуется ее наращивать и следить за качеством ссылающихся ресурсов: это могут быть каталоги, форумы, соцсети, с которых на сайт ведут анкорные и безанкорные ссылки. Естественная ссылочная масса дает возможность покупать разумное количество SEO-ссылок.
Александр Садовский, руководитель поисковых сервисов «Яндекса», приводил следующие пропорции: для малых и средних проектов — 60% покупных и 40% естественных ссылок являются нормой, такие проекты не должны попасть под «Минусинск»; для больших проектов, у которых ссылочная масса достигает 100 000 доноров, 10% покупных ссылок является порогом. Это ориентировочные пропорции, числа индивидуальны для каждого проекта.
Следует избегать:
-
концентрации ссылок на одной странице;
-
преобладания молодых и некачественных доноров;
-
резкой закупки и снятия ссылок;
-
преобладания коммерческих ссылок над естественными.
Проанализировать качество ссылок на сайте можно с помощью сервиса checktrust.ru.
Санкции за накрутку поведенческих факторов
Под поведенческими факторами (ПФ) понимается совокупность всех действий пользователей на сайте и в выдаче: время нахождения, количество просмотренных страниц, переходы по внешним и внутренним ссылкам, возвраты на сайт, показатель отказов, переходы на сайт из поисковой системы.
Считается, что поведенческие факторы имеют особенно сильное влияние на выдачу. Когда этот тренд заметили оптимизаторы, начались массовые накрутки ПФ с помощью специальных спам-технологий. Поисковые системы научились распознавать неестественное поведение пользователей и штрафуют за это резким снижением позиций сайта, проседанием трафика до 90% и медленной индексацией новых страниц.
Как защитить:
Работа над юзабилити сайта и продвижение только уникальным контентом позволит защитить сайт от санкций за накрутку поведенческих факторов. Естественное улучшение ПФ включает работу над заголовком, сниппетом, внешним видом, контентом, внутренней перелинковкой. Думая над тем, чтобы пользователям было удобно искать информацию на сайте, вы способствуете продвижению ресурса в выдаче, так как поисковики симпатизируют сайтам «для людей».
Самый верный способ избежать санкций за накрутку ПФ — никогда не пользоваться программами эмуляции работы пользователей.
Санкции за контент
Яндекс карает санкциями сайты, которые пытаются манипулировать контентом, чтобы повлиять на выдачу. Это может быть использование неуникального контента, перенасыщенного ключевыми словами и размещение текстов низкого качества, с орфографическими и пунктуационными ошибками, несогласованными словосочетаниями, неравномерным распределением ключевых слов и злоупотреблением html-тэгов.
К этой группе фильтров можно отнести АГС (цензура не позволит расшифровать аббревиатуру — погуглите) и так называемый «новый фильтр». Напичканные ключевыми словами тексты, с неестественным сочетанием вхождений типа «купить хомячка питер недорого» получают пенальти от поисковика. Также как и неинтересные, неуникальные, непосещаемые сайты с большим количеством исходящих SEO-ссылок и полным отсутствие входящих.
Основные симптомы фильтров выражаются в падении позиций вплоть до вылета из топ-1000, потере трафика, обнулении тИЦ, выпадении из индекса некоторых страниц.
Как защитить:
Лучшая страховка от санкций за контент — это наполнение сайта уникальными, грамматически правильными текстами, релевантными запросам пользователей, написанными для людей, а не для поисковых роботов. Оптимальным считается объем от 500 до 2500 знаков со средней плотностью ключевых слов 5%. А лучше вообще забыть про параметры — объем текста и плотность ключевых слов подскажет логика и здравый смысл, если вы пишете такой текст, который самим было бы приятно читать.
Проверить страницы сайта на наличие нового фильтра за плохой контент поможет бесплатный сервис: coolakov.ru/tools/new_filter.
Фильтр за переоптимизацию
Отдельно выделим этот фильтр, которым «Яндекс» награждает за переоптимизацию сайта нерелевантными запросами. Под фильтр попадают страницы, заточенные под конкретный запрос, но абсолютно бесполезные для пользователя.
Например, пришедшие на сайт по ключевой фразе «грузоперевозки цена», ничего о цене не узнают, кроме того, что автор очень старался почаще вставлять это словосочетание. Также под фильтр могут попасть страницы с недопустимо высоким процентом ключевых вхождений.
Cтраница найдена по запросу «натяжные потолки цены»
Как защитить:
При составлении текстов особое внимание обратите на плотность ключевых слов — она не должна превышать 5%. Еще раз повторимся, что ключевые фразы должны естественным образом употребляться в тексте и только там, где это уместно по смыслу. Стоит прописать это в ТЗ копирайтеру.
Проанализируйте, содержит ли страница или сайт информацию по продвигаемым запросам. Если страница продвигается по запросу «доставка цветов», значит, пользователь должен найти на ней информацию по условиям доставки.
«Спамные» конструкции ключевых фраз (купить квартиру москва недорого) и особенно анкоры (ссылка) с них — это прошлый век. Вхождения, как и весь остальной текст, должны быть написаны для людей, а не для поисковых роботов.
«Яндекс» хорошо ранжирует заголовки h1 с прописанным в них ключевым вхождением, но не стоит злоупотреблять этим и делать пять заголовков h2 и h3 с повторением запросов.Это поисковик расценит как переоптимизацию.
Аффилиат-фильтр
Этот фильтр накладывается на сайты-двойники, которые принадлежат одной и той же компании. «Яндекс» старается не индексировать или не ранжировать высоко группы сайтов одного владельца, которые не сообщают пользователю ничего принципиально нового, предоставляют одни и те же услуги, и созданы, чтобы заполнить собой выдачу по одним и тем же запросам.
Из нескольких аффилированных сайтов в выдаче появляется только один сайт по одному и тому же запросу.
Как защитить:
Регистрировать сайты на разных доменах и продвигать разные товары или услуги, тогда сайты не будут конкурировать между собой и выходить в топ по одним и тем же запросам. Закрыть сайты-аффилиаты от индексации.