Татьяна Котова, выпускница программы по копирайтингу, написала колонку о том, как использовать в работе копирайтера или любого другого пишущего человека секреты сценарного мастерства из книги Блейка Снайдера «Спасите котика».
Блейк Снайдер ― американский сценарист и продюсер. Самые известные фильмы по его сценариями — это «Стой! Или моя мама будет стрелять» с Сильвестром Сталлоне (Stop! Or My Mom Will Shoot) и «Мне хватит миллиона» (Blank Check). Сценарий комедии «Ядерная семейка» (Nuclear Family) он продал Стивену Спилбергу за сумму с шестью нулями, правда, фильм так и не был выпущен.
В своей книге Блейк рассказывает об основных принципах написания хорошего сценария. Хороший сценарий — сценарий, который удачно продан. Не смогли продать — значит, плохой сценарий.
Ценность книги — в практических советах, которые применимы для написания любого текста. Прочитав ее, можно понять, как писать хорошо и отличить хорошее кино от плохого, после нее вы больше не будете сожалеть о потраченном времени — вы просто не пойдете на плохое кино.
О чем рассказывает «Спасите котика»
Написание любого текста — это работа, а не творчество.
Сценарий как пазл складывается из интересной темы, убойного заголовка, понятного главного героя и четкой структуры.
Также существует ряд принципов, пренебрегая которыми, можно испортить даже самую хорошую работу. Одно из таких правил ― «спасения котика» ― послужило названием книги. «Спасите котика» — сцена, где главный герой совершает поступок, например, спасает кошку, что заставляет зрителей ему симпатизировать и внимательно следить за его приключениями.
«Это метафора тех главных принципов, основанных на здравом смысле, которым подчиняется структура хорошего повествования».
А теперь давайте перейдем к основным шагам по написанию стоящего сценария.
Определите тему и придумайте заголовок
По мнению Блейка Снайдера, работа над сценарием начинается с выбора темы. В киноиндустрии используется термин «логлайн» ― это краткое описание фильма, после прочтения которого понятно, будет ли он интересен. Логлайн отвечает на вопрос «О чем фильм?».
«Главное ― лаконично, ясно и увлекательно рассказать о чем ваш фильм потенциальной зрительской аудитории». Или о чем ваш текст. Думайте!
Примеры хорошего логлайна:
- Полицейский приезжает в Лос-Анджелес к бывшей жене и узнает, что здание, в котором она работает, захвачено террористами («Крепкий орешек»).
- Бизнесмен влюбляется в проститутку, которую нанимает, чтобы она провела с ним выходные («Красотка»).
Как и при написании сценария, при написании любого текста выбор темы очень важен. В писательском мастерстве логлайн отвечает на вопрос: «О чем статья/рассказ/пост?». Напишите в одном предложении, о чем ваш текст, и подумайте, а будет ли это интересно читателю?
Следующий важный момент — придумать убойный заголовок, который сразу привлечет внимание зрителя или читателя и поможет понять, о чем пойдет речь в сценарии или тексте.
Изучите все, что создано в вашей области
«Для наших современников важно лишь то, какую жизнь мы вдыхаем в старые сказки, как рассказываем их на современный лад и заставляем звучать по-новому. В нашей профессии данный навык необходимо всячески развивать и совершенствовать».
Сделать «то же самое, но другое» — задача хорошего сценариста. Чтобы создать что-то стоящее, Блейк советует изучить основы основ и познакомиться с сотнями кинофильмов, которые уже созданы в выбранном жанре. Это поможет автору избежать клише, а также найти идеи и вдохновение.
Если вы писатель — изучите книги. Если блогер — посмотрите работы других блогеров. Копирайтеру стоит ознакомиться с работами других авторов. Вместо того чтобы изобретать велосипед, изучите то, что уже создано: выделите сильные стороны, подумайте, что вы можете улучшить или какие нововведения привнести.
Выберите главного героя, понятного зрителю
Главный герой — ключевая фигура в фильме. На нем фокусируется все внимание, зритель отождествляет себя с ним, идет ли речь о киноэпопее или о рекламе стирального порошка.
Намного понятнее и ближе для любого человека, когда герой попадает в такую обстановку и сталкивается с такой проблемой, которая могла возникнуть в реальности. Причем неважно, будет ли это герой фильма, который преодолевает семейные разногласия, или домохозяйка в рекламном ролике, которая принимает таблетки от головной боли.
Главный герой идеально подойдет для фильма, если он отвечает следующим условиям:
- предлагает наиболее острый конфликт,
- ему предстоит пройти самый длинный путь в эмоциональном плане,
- у него есть понятная зрителям базовая цель.
Если вы пишете книгу или снимаете ролик, подумайте над тем, понятны ли мотивы вашего героя зрителям. Выживание, голод, секс, защита близких, страх смерти всегда привлекают внимание аудитории.
Если вы пишете статью о какой-то проблеме, добавьте историю человека, который столкнулся с этой проблемой и ее решил. Так читатель получит возможность идентифицировать себя с кем-то, и статья будет иметь больший успех. Как говорит Максим Ильяхов: «Не врите и добавьте мяса».
Следите за структурой сценария или текста
У сценария должна быть четкая структура. Как и у любого текста.
Если вовремя не перейти от одной части к другой, зритель заскучает, и есть большой шанс провалить фильм.
Укрупненно скелет фильма можно представить в виде трех составляющих: тезис, антитезис и синтез. В тезисе мир предстает таким, каким он был до развития основных событий. Далее следует антитезис — мир меняется. И в финале — синтез — повествование подходит к своему логическому завершению: прошлое остается позади, все уроки выучены.
Блейк Снайдер детализирует структуру и делит сценарий на 15 сюжетных точек. По мнению автора, в хорошем сценарии должно быть ровно 110 страниц:
1. Открывающая сцена (страницы с 1 по 5);
2. Формулирование темы (на пятой странице);
3. Установка (происходит с первой по десятую страницы);
4. Катализатор (на 12 странице);
5. Размышление (с 12 по 25);
6. Переход ко второму акту (на двадцать пятой странице);
7. Второстепенная сюжетная линия (страница 30 преподносит сюрпризы);
8. «Развлечения и приколы» (немного отдохнуть на страницах с 30 по 55);
9. Поворотная точка (дошли до нее на 55 странице);
10. «Плохие парни наступают» (антигерои посылают в бой тяжелую артиллерию с 55 по 75 страницы);
11. «Все потеряно» (положение дел безнадежно на странице 75);
12. «Душа во мраке» (герой ищет выход, но он где-то есть, страницы с 75 по 85);
13. Переход к третьему акту (уф, страница 85);
14. Финал (все ближе и ближе к концу: кульминация — нарастание силы действия с 85 по 110);
15. Заключительная сцена (страница 110).
Каждая часть имеет свою смысловую нагрузку и не меняется в зависимости от жанра фильма.
У каждого текста должна быть четкая структура. Она помогает читателю не заблудиться в потоке мыслей автора и вынести для себя пользу.
Помните о правилах вашей профессиональной области
Блейк Снайдер приводит ряд правил киноиндустрии, которые он собрал из своего опыта и прочитанных книг. Эти простые и ироничные принципы помогут сделать фильм более привлекательным для аудитории.
- «папа римский в бассейне» ― поместите героя в неожиданную обстановку, чтобы донести сложную информацию до зрителей;
- «абракадабра в квадрате» ― следите за количеством волшебства и чудес, их не должно быть слишком много;
- «опасный ледник» ― поместите героя в действительно опасную ситуацию, которая ощущается здесь и сейчас.
В каждой профессиональной области есть набор правил, которым необходимо следовать, чтобы работа получилась хорошо. Изучите правила, которые работают в вашей сфере и старайтесь их не нарушать.
5 советов от Блейка Снайдера, которые могут быть полезны пишущему человеку
- Сформулируйте тему, которая будет интересна вашей аудитории, и придумайте привлекательный заголовок.
- Изучайте все, что создается в вашей профессиональной области.
- Добавьте в текст образ человека, чьи потребности понятны читателям.
- Следуйте четкой логической структуре.
- Помните о базовых правилах.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Читать еще
- Инструкция от Стивена Кинга: как писать хорошо
- Зачем редактору изучать программирование
- Как научиться писать тексты и заработать на этом
Обучение
- Бесплатный курс «Курс молодого бойца: первые шаги в digital»
- Программа обучения «Основы копирайтинга: пишем профессионально»
- Программа обучения «Коммерческий копирайтинг: практика работы с текстом»
- Офлайн-курс «Контент-продюсер»