Что нужно знать UX-специалисту о количественных и качественных исследованиях

12.09.2017
5759
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Редактор Екатерина Малахова рассказала о том, что нужно знать об исследованиях UX-специалисту и дизайнеру.

У Гильдии вольных проектировщиков не так давно была лекция о количественных и качественных исследованиях для UX — её провел Виталий Мазуревич, ведущий UX-проектировщик в AGIMA и сооснователь Гильдии. По его мнению, технологии перестали быть конкурентным преимуществом: они становятся всё доступнее и быстро теряют уникальность. Скопировать можно что угодно. Но именно взаимодействие с людьми выходит на первый план.

Например, банк раньше ассоциировался со зданием, куда нужно было прийти и отстоять очередь, чтобы получить деньги или оплатить счета. Сейчас доступ к любым банковским услугам есть у каждого из нас в смартфоне — условия взаимодействия диктуют уже не технологии, а пользователи.

Разработка успешного продукта начинается с определения «боли» пользователя — главной проблемы, которую нужно решить. Для исследования аудитории UX-специалисту пригодятся разные методы сбора и анализа информации. Рассмотрим основные из них.

Программа обучения: «Проектирование интерфейсов: UI-UX дизайн от стратегии до тестирования»

Качественные методы исследования

Задача этих методов — помочь понять мотивы поведения и логику пользователей. Разберем, в чем заключаются их особенности.

Наблюдение — это непосредственное отслеживание какой-либо ситуации в реальном времени (прямое наблюдение) или работа с его результатами (непрямое). В зависимости от того, что изучает проектировщик (конкретный элемент или процесс в целом), наблюдение называют структурализованным или неструктурализованным. Оно может осуществляться с помощью человека или специальных технических средств.

Интервью бывает индивидуальным или групповым. Во втором случае есть риск, что получить полную и достоверную информацию от всех собеседников не удастся. Например, если в дискуссии одновременно участвуют начальник и подчиненный. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы каждое мнение было услышано.

Ещё один вариант — экспертное интервью или метод «Дельфи». В нем исследователь предлагает группе независимых экспертов дистанционно заполнить анкету с вопросами, после чего выносит противоположные мнения на следующий круг обсуждения, пока не получится добиться максимального консенсуса. Такой метод позволяет избежать открытых споров и приспособления к мнению большинства.

Юзабилити-тестирование лучше всего проводить с участием реальных пользователей, а не членов команды или случайных людей.  

Дневниковые исследования подойдут, если нужно изучить, как меняется интерес к продукту в течение определенного срока. Для них следует заранее запланировать достаточное количество времени.

Проективные методики помогают выявить скрытые мотивы и внутренние желания пользователя, понять его отношение к бренду или продукту. К ним относится следующее:

  • ассоциативные методы — сбор ассоциаций на ключевые слова и бренды;
  • методы конструирования — моделирование вымышленной ситуации, часто с открытым финалом;
  • метод коллажа — создание визуального образа по определенной схеме (например, обложка журнала с исследуемым продуктом).

Качественные сортировки пригодятся для структурирования информации — допустим, каталога товаров на сайте. Рассмотрим, как упорядочить его с помощью этого метода. Всего выделяют три вида сортировки:

  • открытая — исследователь выбирает примерно 50 разных товаров в случайном порядке, испытуемый сам придумывает категории и распределяет товары по ним;
  • закрытая — испытуемый сопоставляет товары с уже существующими категориями; такой вариант полезен при введении нового раздела в каталоге;
  • обратная — испытуемый ищет определенный товар в каталоге; этот способ подойдет в качестве теста на адекватность структуры.

Также не стоит пренебрегать анализом обратной связи: люди всегда могут рассказать что-то интересное об использовании продукта.

Важно не только собирать информацию, но и делать правильные выводы.

Количественные методы исследования

Количественные исследования направлены на то, чтобы опросить как можно больше респондентов и получить числовой результат.  Чаще всего используются следующие методы:

Задача проектировщика — подобрать способы исследования, которые лучше всего подойдут для проекта. Чтобы получить точную и достоверную информацию, важно использовать количественные и качественные методы вместе.

Количественные исследования Качественные исследования
Выявляют многообразие гипотез Оценивают гипотезы
Задают общий вектор исследований Позволяют быть уверенными в полученных выводах
Помогают интерпретировать количественные показатели Не формируют целостную картину пользовательского опыта,
не отвечают на вопрос «Почему?» и оставляют простор
для неадекватных личных интерпретаций.
Не позволяют оценить достоверность гипотез
или ранжировать их по приоритетности
 

«Золотого стандарта» методик не существует.

Заключение

У UX-специалиста не всегда есть возможность провести полноценные исследования при работе над проектом: часто не хватает времени, денег или понимания со стороны клиента. Когда проектирование выполняется без исследований, нужно мыслить конкретными пользовательскими сценариями — это снизит вероятность ошибки.  

Читать еще: «7 советов UX-специалисту по работе с машинным обучением»

Исследования не заканчиваются после выпуска продукта: чтобы постоянно совершенствоваться в условиях жесткой конкуренции, важно понимать потребности пользователей.

Проектировщик не использует все методы сразу, а выбирает наиболее подходящие для конкретной задачи.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Университет интернет-профессий
Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для обучения. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.