Редактор Екатерина Малахова рассказала о том, что нужно знать об исследованиях UX-специалисту и дизайнеру.
У Гильдии вольных проектировщиков не так давно была лекция о количественных и качественных исследованиях для UX — её провел Виталий Мазуревич, ведущий UX-проектировщик в AGIMA и сооснователь Гильдии. По его мнению, технологии перестали быть конкурентным преимуществом: они становятся всё доступнее и быстро теряют уникальность. Скопировать можно что угодно. Но именно взаимодействие с людьми выходит на первый план.
Например, банк раньше ассоциировался со зданием, куда нужно было прийти и отстоять очередь, чтобы получить деньги или оплатить счета. Сейчас доступ к любым банковским услугам есть у каждого из нас в смартфоне — условия взаимодействия диктуют уже не технологии, а пользователи.
Разработка успешного продукта начинается с определения «боли» пользователя — главной проблемы, которую нужно решить. Для исследования аудитории UX-специалисту пригодятся разные методы сбора и анализа информации. Рассмотрим основные из них.
Программа обучения: «Проектирование интерфейсов: UI-UX дизайн от стратегии до тестирования»
Качественные методы исследования
Задача этих методов — помочь понять мотивы поведения и логику пользователей. Разберем, в чем заключаются их особенности.
Наблюдение — это непосредственное отслеживание какой-либо ситуации в реальном времени (прямое наблюдение) или работа с его результатами (непрямое). В зависимости от того, что изучает проектировщик (конкретный элемент или процесс в целом), наблюдение называют структурализованным или неструктурализованным. Оно может осуществляться с помощью человека или специальных технических средств.
Интервью бывает индивидуальным или групповым. Во втором случае есть риск, что получить полную и достоверную информацию от всех собеседников не удастся. Например, если в дискуссии одновременно участвуют начальник и подчиненный. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы каждое мнение было услышано.
Ещё один вариант — экспертное интервью или метод «Дельфи». В нем исследователь предлагает группе независимых экспертов дистанционно заполнить анкету с вопросами, после чего выносит противоположные мнения на следующий круг обсуждения, пока не получится добиться максимального консенсуса. Такой метод позволяет избежать открытых споров и приспособления к мнению большинства.
Юзабилити-тестирование лучше всего проводить с участием реальных пользователей, а не членов команды или случайных людей.
Дневниковые исследования подойдут, если нужно изучить, как меняется интерес к продукту в течение определенного срока. Для них следует заранее запланировать достаточное количество времени.
Проективные методики помогают выявить скрытые мотивы и внутренние желания пользователя, понять его отношение к бренду или продукту. К ним относится следующее:
- ассоциативные методы — сбор ассоциаций на ключевые слова и бренды;
- методы конструирования — моделирование вымышленной ситуации, часто с открытым финалом;
- метод коллажа — создание визуального образа по определенной схеме (например, обложка журнала с исследуемым продуктом).
Качественные сортировки пригодятся для структурирования информации — допустим, каталога товаров на сайте. Рассмотрим, как упорядочить его с помощью этого метода. Всего выделяют три вида сортировки:
- открытая — исследователь выбирает примерно 50 разных товаров в случайном порядке, испытуемый сам придумывает категории и распределяет товары по ним;
- закрытая — испытуемый сопоставляет товары с уже существующими категориями; такой вариант полезен при введении нового раздела в каталоге;
- обратная — испытуемый ищет определенный товар в каталоге; этот способ подойдет в качестве теста на адекватность структуры.
Также не стоит пренебрегать анализом обратной связи: люди всегда могут рассказать что-то интересное об использовании продукта.
Важно не только собирать информацию, но и делать правильные выводы.
Количественные методы исследования
Количественные исследования направлены на то, чтобы опросить как можно больше респондентов и получить числовой результат. Чаще всего используются следующие методы:
- опрос;
- статистическое наблюдение;
- количественные сортировки;
- анализ данных счетчиков;
- анализ тональности текста (sentiment analysis);
- совместный анализ (conjoint analysis).
Задача проектировщика — подобрать способы исследования, которые лучше всего подойдут для проекта. Чтобы получить точную и достоверную информацию, важно использовать количественные и качественные методы вместе.
Количественные исследования
Качественные исследования
Выявляют многообразие гипотез
Оценивают гипотезы
Задают общий вектор исследований
Позволяют быть уверенными в полученных выводах
Помогают интерпретировать количественные показатели
Не формируют целостную картину пользовательского опыта,
не отвечают на вопрос «Почему?» и оставляют простор
для неадекватных личных интерпретаций.
Не позволяют оценить достоверность гипотез
или ранжировать их по приоритетности
«Золотого стандарта» методик не существует.
Заключение
У UX-специалиста не всегда есть возможность провести полноценные исследования при работе над проектом: часто не хватает времени, денег или понимания со стороны клиента. Когда проектирование выполняется без исследований, нужно мыслить конкретными пользовательскими сценариями — это снизит вероятность ошибки.
Читать еще: «7 советов UX-специалисту по работе с машинным обучением»
Исследования не заканчиваются после выпуска продукта: чтобы постоянно совершенствоваться в условиях жесткой конкуренции, важно понимать потребности пользователей.
Проектировщик не использует все методы сразу, а выбирает наиболее подходящие для конкретной задачи.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.