В рамках тематического спецпроекта «Дайте себе слово» мы взяли интервью у шести специалисток, чтобы узнать, как они используют современные технологии в продвижении идей, бизнеса и карьеры.
Ольга Кравцова — российская актриса дубляжа, соосновательница студии «Кубик в кубе». Голосом Ольги зазвучали сотни женских персонажей известных сериалов. Работы любительской студии настолько полюбились зрителям, что «Кубик в кубе» начали сотрудничать с Кинопоиском на эксклюзивных условиях и теперь зрители сервиса могут официально смотреть новые сериалы в озвучке Ольги и её партнёра по студии Руслана Габидуллина.
А ещё Ольга — инстаблогер с очень лояльной и вовлечённой аудиторией. От её сторис невозможно оторваться, а посты — очень личные и честные — цепляют за живое.
Узнали у Ольги, как она стала блогером, изменила подход к созданию сторис и что советует тем, кто хочет вести свой блог, но пока сомневается.
Проекты Ольги Кравцовой
Instagram Ольги Кравцовой
Вебинары по созданию сторис и развитию личного бренда в Instagram
Официальная озвучка сериалов от студии Ольги и Руслана
Instagram студии «Кубик в кубе»
Какой у тебя бэкграунд: на кого ты училась и кем работала до того, как впервые начала озвучивать сериалы?
Я мечтала работать на радио, поэтому поступила на журфак, — это казалось логичным. Отучилась пять лет, параллельно — уже курса с третьего — постоянно работала на радио. Последние три года в универ ходила постольку-поскольку: меня даже отчислили один раз.
Я работала на радио в Новосибирске, потом переехала в Питер и там долго не могла найти работу — год, наверное. Работала агентом по недвижимости, официанткой в ночном клубе и только через год устроилась на радио в информационный отдел. Такой у меня бэкграунд.
Дальше мы с мужем уволились и стали заниматься озвучкой. Написала пост, как мы попали туда:
Параллельно я иногда брала коммерческие заказы на тексты — работала копирайтером. За текст получала 1 000‒2 000 рублей, писала в свободное время.
Когда мы с Русланом развелись (прим. ред. Руслан Габидуллин — партнёр Ольги по студии и бывший муж), денег стало мало. Если раньше у нас был совместный сериальный бюджет и одна съёмная квартира, то после развода бюджет поделился, а квартир понадобилось уже две — и я стала переживать, что у меня не хватает копирайтерских скиллов.
На журфаке не учат писать — это было неожиданное открытие. Ты вроде знаешь русский язык, но совершенно не понимаешь, как интересно написать, сделать текст продающим, придумать цепляющий заголовок, довести читателя до конца текста — этому всему на журфаке не учат — по крайней мере, на моём.
Я пошла на курсы: проучилась пару месяцев у Дмитрия Кота, были лекции и домашки. И честно говоря, онлайн-курс прокачал меня в плане текстов больше, чем пять лет на журфаке.
Поэтому я очень спокойна за школьное образование своего сына. Если у тебя есть сформированная потребность в знаниях, уже не нужно проходить весь образовательный маршрут: 11 лет школы, затем 5 лет вуза — можно взять конкретно то, что тебе нужно, от крутого специалиста и в сжатые сроки. И это будет намного полезнее.
В какой момент ты поняла, что нужно завести блог в Instagram?
Я сходила на одну конференцию по маркетингу, где выступал специалист из рекламного агентства. Он рассказал, что сейчас становятся популярными микроинфлюенсеры — это совсем малюсенькие, с тысячей подписчиков, блогеры. Рекламодатели готовы к ним идти, потому что у подписчиков такой блогер вызывает даже больше доверия, чем блогер-миллионник.
Я узнала, что можно стать микроинфлюенсером, если у аккаунта хорошая вовлечённость, — на конференции показали, как её считать. Я слышала это слово впервые в жизни. Зашла в свой аккаунт и поняла, что у меня, вообще-то, отличная вовлечённость: мои подписчики, в основном друзья и знакомые, люто лайкают и комментируют посты. Выходит, для своей небольшой аудитории я уже лидер мнений.
В тот момент посеялось семечко идеи блога, но до момента, когда я поняла, что точно нужно становиться блогером, прошло примерно два года — я просто не понимала, что делать и о чём писать.
Следующий шаг в сторону блогерской активности случился, когда я узнала, что в Instagram есть так называемые лайфстайл-блогеры. Это просто люди — не Иван Дорн и не Ольга Бузова, — которые показывают свою жизнь, и это интересно куче подписчиков. Я подписалась на таких и стала наблюдать: «А вот здесь можно было сделать поинтереснее, а тут получилось скучно, можно было снять иначе». И поймала себя на мысли, что мне понятно, как создавать интересный контент.
А ещё я знала свою уникальность: у меня интересная работа, это отличает меня от других, в Instagram об этом пока никто ничего не рассказывает. В то время мне на странице во ВКонтакте регулярно приходили однотипные вопросы: как попасть в озвучку, как стать частью вашей команды, а как вы запустили студию, а где учиться на актёра дубляжа. Я увидела спрос и поняла, что пора оформить под него предложение.
В одном из интервью ты упомянула, что делать интересный контент тебе помогает сериальная насмотренность. Как это работает?
Честно говоря, на старте блогерской карьеры я это не очень осознавала. Уже потом проанализировала, почему у меня с ходу, буквально из говна и палок, получается придумать историю. Из обычной бытовой ситуации «встали, позавтракали, куда-то поехали» я могу выстроить общую линию и добавить туда драму. Считаю, что дело как раз в насмотренности, — так я изучила основы сценарного мастерства, поняла, как работает хорошая история.
Ты сама ведёшь блог или тебе кто-то помогает?
Сама. Мне постоянно пишут люди, предлагают вместо меня писать посты и снимать сторис, но это так не работает.
И сообщения в директе сама разбираешь?
Каждый блогер в какой-то момент ставит перед собой вопрос — делегировать или нет. Я решила не делегировать: лучше меньше сообщений просмотрю, но буду в курсе, что происходит, какую обратную связь мне присылают.
А какая обратная связь вдохновляет тебя больше всего?
Меня всегда радует, когда мне пишут сообщения. Особенно когда читатели говорят, что они пошли на психотерапию благодаря моему блогу — долго боялись, но решились и пошли, и им это очень помогает. У меня тепло и радость разливаются по душе, когда я такое читаю.
Когда благодаря твоему блогу кто-то ушёл из абьюзивных отношений, кто-то сменил нелюбимую работу, кто-то переехал — это невероятное чувство, ведь ты с этим человеком даже лично не общался, ничего не доказывал, ни в чём не убеждал, не уговаривал и не давал советов.
Ты просто снимал, как у тебя дела, рассказывал, как ты справляешься с трудностями, а оказалось, что эти истории кого-то вдохновили, изменили чью-то жизнь в лучшую сторону. От этого всегда ужасно тепло и приятно.
В блоге ты много пишешь о личном, для этого нужна определённая смелость. Как ты в себе поддерживаешь эту смелость, где берёшь силы оставаться открытой?
Какая-то определённая доля смелости и открытости во мне заложена изначально: я в целом открытый человек и мне интересно пробовать что-то новое. Так как смелость — часть моей личности, кажется, что она не нуждается в поддержке.
Я вообще считаю, что есть смысл общаться только так: честно и открыто, — потому что только такое общение интересно и притягивает людей.
Есть люди, которые могут сказать что-то экспертное, например, о политической ситуации в стране. А я не могу. Зато могу много рассказать о своём внутреннем мире. И у этого тоже есть большая ценность: когда ты откровенно рассказываешь о личном, люди слышат эхо этих слов у себя внутри.
Например, если я признаюсь, что до 30 лет ждала, что всё за меня сделает какой-нибудь богатый мужик — купит квартиру и горные лыжи — должно ли мне быть за это стыдно? Нет, ведь я же осознала, что это не ок, сделала по-другому. Я об этом скажу, напишу пост и кто-то, кто ещё не успел задуматься о таком, услышит внутри: «Блин, я ведь тоже жду, пока кто-то подарит мне лыжи и квартиру, и ничего не делаю». И это маленькое семечко потом прорастёт во что-то хорошее. Это помогает оставаться открытой.
Часто ли ты сталкиваешься с критикой? Как заботишься о себе в такие моменты?
Мне очень повезло — критики мало. Сложнее всего, когда критикуют не твою работу или деятельность, а твою личность. С критикой действий проще: она приходит от людей, которые видят в сторис всего минуту, две, пять из моей жизни, они просто не знают всего. А вот когда критика направлена на тебя саму: «Ты нытик, ты стрёмная», — это сложно, это задевает.
Когда на меня кто-то наезжает, во мне закипает татарская кровь и я начинаю смотреть на этого человека с позиции сверху. Расскажу про последние два случая, когда мне прилетела такая критика.
С психологом Виталиной мы выпустили эфир о том, как помочь себе справиться с негативными эмоциями от новостей, где ОМОН бьёт дубинками безоружных людей, что делать с этими чувствами, с этим страхом. И несколько людей написали мне в директ: «Да что вы говорите полиция а ведь они солдаты они молодцы а вы то что разве можно всё ребенку позволять». И это сейчас я почти буквально пересказала сообщение — это был набор слов без каких-либо запятых, человек даже мысль не мог сформулировать. И я такая: «Фух… этот человек просто необразованный». И я что-то пишу в ответ, но тут она же начинает упрекать мой метод воспитания сына. Я тогда говорю ей: «Извините, это видео было для образованных людей, а у вас так много несогласованных предложений, что, наверное, это просто не для вас». Это некрасиво, но это моя защитная реакция.
А недавно один мальчик написал, что раньше я была интересным человеком, который озвучивает сериалы, а сейчас превратилась в ноющую бабу, которая постоянно на всё жалуется. Я сначала посмеялась, но, как мы знаем, смех — это способ снять напряжение. Ты так много времени тратишь на то, чтобы не отрицать свои чувства, чтобы принимать себя, наконец-то позволить себе обратиться за помощью или пожаловаться вслух, — и хочется, чтобы тебя за это не упрекали, а просто утешили. Я так много сил трачу на то, чтобы доверять людям и открываться им — и тут приходит кто-то и мне говорит такое… Конечно, внутри у меня сложные химические процессы, но снаружи я смеюсь, публично прошу от меня не отписываться, доказываю, что смешная, выкладываю истории с озвучкой. Такая вот защита.
А как себя поддерживаю… Я иду к близким людям, которые не будут меня оценивать или стыдить, например, к друзьям и психотерапевту, с которым мне безопасно. Я могу им рассказать, что пришёл какой-то Андрюша, меня обидел, — и они не будут над этим смеяться, они скажут: «С тобой всё в порядке, ты не ноешь, ты молодец».
Сколько времени у тебя занимает ведение блога?
Могу даже назвать экранное время. Как раз недавно анализировала, сколько часов провожу в телефоне: активного времени использования Instagram — два-три часа, монтажная программа — примерно час, Telegram — ещё час; итого получается четыре-пять часов, иногда больше. В Telegram я общаюсь с рекламодателями, и это занимает много времени.
Получается три часа — если работать расслабленно, не очень активно, и пять — если работаю, как обычно. На старте я тратила часов восемь-десять, иногда даже двенадцать. Самый большой рывок у меня был, когда сын уехал к бабушке и у меня было свободных полтора месяца, где я могла заниматься только собой и своими делами, не отвлекаясь на завтраки, обеды, разговоры.
Тогда я выросла на 50 тысяч подписчиков, потому что могла списываться с другими блогерами, продвигаться через взаимопиар, покупать рекламу, писать посты, которые привлекают, удерживают, заставляют новых людей на тебя подписаться. На старте это занимало много времени.
Ты где-то изучала продвижение в Instagram или сама училась?
Схема продвижения максимально простая: ищешь блогеров, спрашиваешь, сколько у них стоит реклама, готовишь рекламный макет и отдаёшь — этому не нужно учиться, эта схема простая, как два пальца.
Но на самом деле я училась. У меня, как у человека 1985 года рождения, в голове была устойчивая схема: окончила школу, окончила вуз и тогда имеешь право работать.
Казалось, что я должна получить какое-то образование, чтобы мне было можно работать блогером: «Вот я поучилась, теперь мне можно, теперь я блогер, а не просто с ума сошла».
Училась я в «Инсталогии». Обучение длилось неделю, суть была проста: девочки, которые уже вели блоги и в этом преуспели, делились опытом. Я узнала, что должна быть концепция страницы — чтобы незнакомый человек понял, о чём ты пишешь; должны быть красивые фотографии, друг с другом сочетающиеся, — потому что новый человек буквально за три секунды решает, подписаться на тебя или нет; должен быть примерный контент-план, чтобы понимать, о чём писать сегодня, а о чём завтра. Там же я научилась определять УТП.
По контент-плану я работала только первые полгода, а потом поняла, что всё: подписчики со мной, они меня любят и любят гораздо сильнее, чем я рассчитывала, — и стала проще к этому относиться. Иногда достаточно просто спросить: «Как дела?» — и уже получишь огромную обратную связь. Наверное, я расслабилась в этом смысле.
Расскажи немного о своих вебинарах: как появилась идея упаковать свой опыт в курсы? Обычно блогеры создают продукты из финансовых соображений, а как было у тебя?
Честно говоря, как раз финансовых соображений на тот момент и не было, я не знала, что на вебинарах можно дом построить. Но как оказалось, можно.
У меня была другая мотивация. Я смотрела сторис других людей, у которых подписчиков было в разы больше, и думала: «Блин, почему вы это делаете? Вы что, не понимаете, что это скучно, это всё будут перелистывать? Можно же рассказать гораздо интереснее».
Мне было очевидно, что люди неправильно снимают сторис. И у меня так много было что сказать по этому поводу, что когда в той же «Инсталогии» Кетова и Митрошина проводили вебинары, я уговорила их взять меня вести вебинар. Они месяц подумали и согласились.
И когда я провела этот вебинар, он взорвал сферу, на всех блогерских тусовках его обсуждали. Наверное, я мыслю дерзко, но, мне кажется, что он в каком-то смысле поменял немножечко индустрию историй: люди не задумывались над особенностями зрительского восприятия, не анализировали статистику вовлечённости. А тут пришла я и обратила их внимание на эти штуки.
Кто занимался упаковкой вебинаров — ты сама всё делала или кому-то делегировала?
Так звучит, будто бы это что-то масштабное ? На самом деле всё проще. Когда тебе есть что сказать, ты садишься, пишешь тезисы, смотришь, в каком порядке логичнее их поставить, объединяешь всё общей мыслью, подбираешь яркие понятные примеры. Вебинар готов.
Я все презентации делала сама, как могла: в них плохие шрифты, некрасиво расставлены картинки. Текст лендинга тоже делала сама, я им, правда, не очень довольна, мне сложно себя продавать. Но, честно говоря, слушателям важнее суть — те знания, которые изменят их статистику в Instagram. Это как раз отличие экспертного контента от контента, который делают большие образовательные компании: от компаний ожидается идеальная упаковка, а от эксперта ждут не форму, а содержание — его опыт.
Какую ценность тебе приносит ведение блога в Instagram?
Во-первых, благодаря Instagram я поняла, что я интересный человек. Я начинала вести блог с надеждой, что на меня будут подписываться из-за необычной работы, собиралась рассказывать про сериалы и киноиндустрию. А оказалось, что намного интереснее то, как я думаю, живу, строю отношения с ребёнком. Моя жизнь отличается от жизней большинства семей: например, я часто путешествую одна, а люди боятся выехать за границу даже с семьёй или с другом. Из моего блога они узнают, что можно выезжать одной. Для меня стало большим утешением понимать, что я и моя жизнь интересны людям.
Во-вторых, стало спокойнее. Я знаю, что есть люди, которые мне помогут, если я заболею, отправят денег, если буду умирать от голода, дадут советы, если потребуется. Правда, с другой стороны, стало немного тревожнее: я так много получила благодаря Instagram, что у меня всё время есть страх: «Вдруг его закроют — что же я тогда буду делать?».
В-третьих, это, конечно, деньги. Через Instagram я наконец-то смогла зарабатывать больше 50 тысяч рублей. Приятно, что это мои деньги, они не связаны ни с кем, они зависят только от моих усилий, а не от настроения и возможностей работодателя. Конечно, заработок блогера зависит от многих факторов, но я могу влиять на них гораздо больше, чем в работе по найму. Доход зависит от меня: если я устала и не работаю, беру одну рекламу в месяц, а если мне надо, например, собрать на ипотечный взнос, то я просто сделаю чуть больше рекламы и заработаю в пять, десять раз больше.
Мне нравится, что я много чего контролирую.
Та же реклама — беру только классные компании, которым мне правда есть за что сказать спасибо: «Спасибо Zewa, что сделали салфетки, которые в стиралке теперь не превращаются в кучу мусора. Авито спасибо: я столько вещей ненужных куда-то дела. Спасибо Яндексу, что заботится обо мне и привозит еду».
Но самая огромная ценность — это возможность найти своих людей: тех, кто мыслят, как ты, и то же чувствуют.
Например, когда милицию переделывали в полицию и тратили на это огромные бабки, мне казалось: «Стойте! Подождите! Что вы делаете, зачем? Это же бессмысленно, от этого же ничего не изменится!». И вот заходишь в интернет и оказывается, что не только ты так думаешь, — и как-то полегче. Или возможность обсудить опыт материнства: ведь на самом деле матерью быть сложно, ты часто устаёшь, тебе не хватает поддержки отца, — и понимаешь, что есть просто лавина таких же женщин, и ты можешь с ними об этом поговорить. От этого сильно теплее и легче.
Что бы ты посоветовала тем, кто хочет вести блог, но сомневается, что кому-то будет интересен?
Это вопрос сложный, прямо экзистенциальный.
Во-первых, конечно, я всем посоветую идти в психотерапию.
Если пока не готовы на терапию, посмотрите хотя бы мультфильм «Душа», где рассказывают про то, что каждая жизнь уникальна и интересна сама по себе. И это правда так: людям интересно, кто что ест, кто как лечится, делаешь ты прививку от СOVID или нет. Людям интересно сверять свою жизнь с жизнью других людей.
Каждому есть что рассказать — я в это верю. Но мои ответы не снимут синдром самозванца. Я могу сказать много поверхностных вещей: смотрите мультик «Душа», в каждом человеке есть что-то интересное, это очень новая сфера, которая очень быстро растёт, ниша есть для всех. Но это не сильно изменит ситуацию, потому что голос самозванца глубоко сидит, он всегда про то, как с тобой общались родители и социум: «Ничего в тебе особенного нет. Кто ты такая вообще, чтобы рот открывать? Молчи и слушай умных людей».
Кроме того, огромному количеству людей нужно некое разрешение от авторитета. Так устроены и система образования, и воспитание в семье: вот когда кто-то взрослый разрешит, тогда и можно делать.
На деле ты должен разрешить себе сам. Иногда глубокое погружение в изучение новой сферы становится формой прокрастинации: ты учишься и учишься, и учишься — уже всё знаешь. Прошёл сто вебинаров и десять курсов, но не делаешь следующий шаг. Тогда дело не в том, что ты знаешь недостаточно, а в том, что нужно разрешить себе действовать.
Сама блогосфера настолько большая, что в любом случае твои люди тебя найдут. Люди меняют интересы: сначала подписываются на одних блогеров, затем часть устаёт и подписывается на других. Например, ты ведёшь блог про финансы — и со временем тема финансов для кого-то становится скучной, исчерпывает себя, и люди отписываются. Но вот это местечко остаётся пустым — они подпишутся на кого-то другого, например, того, кто рассказывает про здоровое питание. Люди всегда ищут новые темы, новых людей, поэтому вы кому-нибудь да пригодитесь.
Как ты оцениваешь, насколько современные технологии изменили жизнь женщин и твою вообще?
Я думаю, что нам всем ужасно повезло, что мы живём в XXI веке, когда благодаря технологиям всё становится проще.
Например, путешествовать сейчас очень легко: можно поехать практически в любую страну и везде будет страховка и медицина, в интернете всегда можно посмотреть, где вкусно поесть и хорошо поспать. Отзывы и рейтинги — это просто лучшее изобретение, это сильно сокращает время на поиск и выбор. Даже пандемия в каком-то смысле помогла: стало понятно, что можно обставить целый дом при помощи доставки, ни разу не побывав в магазине лично. Просто посидел в интернете час — и тебе привезли всё, что надо.
Ещё очень люблю приложение для уборки Qlean: теперь можно уехать на дачу, а у тебя кто-то дома наведёт порядок. И уже полтора года не хожу по магазинам — с тех пор как появились «Самокат» и Яндекс.Лавка. Не знаю, сколько времени экономлю, но кажется, что очень много. Раньше раз в неделю ездила в «Ленту», ежедневно что-то покупала, а сейчас я просто тыкаю в экран и через 15 минут мне всё привозят.
Да и вся моя работа построена на технологиях. В детстве я мечтала работать на радио, потому что казалось, что это площадка, где я могу о себе заявить. А благодаря интернету уже не нужна никакая площадка или организация, чтобы творческий человек мог себя реализовать. Мне вообще непонятно, чем бы я занималась, кем бы я работала сейчас без интернета?
Какой совет на старте своей блогерской активности тебе бы очень пригодился?
Я бы хотела себе тогда сказать, что снимать сторис — это работа, общаться с людьми в директе — тоже работа, и в целом вести блог — это полноценная занятость, которая забирает много времени и сил. И не надо думать, что ты ничего не делала весь день и непонятно почему так устала.
Правда, если бы я передала себе это сообщение на старте блогинга — оно было бы бесполезно. Вот когда ты уже выгорел и устал, тогда тебе от этих слов полегчает: «А ведь точно: мой блог — это работа, и понятно, почему я так устаю». А когда ты этот опыт не прожил, толку от этого нет, — получается, что к любому важному осознанию нужно прийти.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.