3 марта 2025

Как законы анимации студии Disney помогают создавать удобные интерфейсы

В 80-х аниматоры студии Disney сформулировали принципы реалистичного движения персонажей в мультфильмах. Их можно использовать и сейчас — в том числе для создания интуитивных интерфейсов.

Мы привыкли к плавным движениям в мобильных приложениях и всплывающими окнам с подсказками на сайтах — анимация помогает пользователям ориентироваться в интерфейсе. Наработки Disney позволяют дизайнерам продумывать более естественные и понятные для пользователей способы взаимодействия с продуктами.

Дизайн-директор digital-агентства «Атвинта» Алексей Нибо рассказывает о принципах Disney в веб-дизайне и показывает, как их применять.


Алексей Нибо

дизайн-директор digital-агентства «Атвинта»
В 80-х аниматоры студии Disney сформулировали принципы реалистичного движения персонажей в мультфильмах. Их можно использовать и сейчас — в том числе для создания интуитивных интерфейсов.

Мы привыкли к плавным движениям в мобильных приложениях и всплывающими окнам с подсказками на сайтах — анимация помогает пользователям ориентироваться в интерфейсе. Наработки Disney позволяют дизайнерам продумывать более естественные и понятные для пользователей способы взаимодействия с продуктами.

Дизайн-директор digital-агентства «Атвинта» Алексей Нибо рассказывает о принципах Disney в веб-дизайне и показывает, как их применять.
В материале

Принципы анимации Disney

В начале XX века аниматоры создавали кадры вручную, но движения персонажей выглядели рваными и неестественными. В 1981 году два ведущих аниматора студии Disney — Фрэнк Томас и Олли Джонстон — сформулировали 12 принципов анимации в книге The Illusion of Life: Disney Animation. Эти принципы стали фундаментом для создания анимации во всех сферах — от кино до видеоигр и веб-дизайна.

12 принципов анимации:
  • 1
    Сжатие и растяжение. Создание ощущения веса и эластичности. Например, при ударе мячик слегка сжимается, а затем растягивается, передавая эффект упругости.
  • 2
    Подготовка, или упреждение. Перед началом движения объект делает подготовительный жест — футболист замахивается для удара по мячу. Приём помогает зрителю предсказать движение.
  • 3
    Сценичность. Внимание человека направляется на важный объект, а второстепенные элементы остаются менее заметными. Это создаёт правильную визуальную иерархию.
  • 4
    Использование компоновок и прямого фазованного движения. Метод компоновок использует ключевые кадры, между которыми добавляются промежуточные движения, создающие структуру анимации. А прямое фазованное движение создаётся последовательно, кадр за кадром — это даёт органичный, но менее управляемый эффект.
  • 5
    Сквозное движение и захлёст действия. Принцип показывает, что движение не заканчивается мгновенно — если персонаж резко останавливается, его одежда, волосы или аксессуары продолжают двигаться по инерции.
  • 6
    Смягчение начала и завершение действия. В реальном мире ни один объект не начинает и не останавливает движение резко — сначала он разгоняется, а затем замедляется.
  • 7
    Дуги. Движения в природе редко бывают строго линейными. Например, рука при взмахе движется по дугообразной траектории, а не по прямой.
  • 8
    Дополнительное действие. Приём делает основное движение более выразительным. Например, когда персонаж говорит, его жесты и мимика могут ярче продемонстрировать сказанные слова.
  • 9
    Расчёт времени. Правильный тайминг движения нужен для передачи массы, динамики и характера объекта. Например, быстрое движение делает объект лёгким, а медленное — тяжёлым.
  • 10
    Преувеличение, или утрирование. Этот принцип усиливает определённые движения, делая их более выразительными. Например, чтобы показать более яркие эмоции персонажа: улыбка на всё лицо или большие от удивления глаза.
  • 11
    Чёткий рисунок. Принцип заключается в правильной передаче объёма, массы и перспективы объекта, чтобы он смотрелся реалистично.
  • 12
    Привлекательность. Персонаж или объект должен выглядеть интересно и гармонично, даже если он простой по форме. Это вызывает симпатию у зрителей.
Узнаете, как применять ИИ для эффективного решения задач

Создадите персонажа с помощью нейросети

Получите рекомендации от эксперта по работе с Figma
Узнаете, как применять ИИ для эффективного решения задач

Создадите персонажа с помощью нейросети

Получите рекомендации от эксперта по работе с Figma

Как пользователи воспринимают анимацию

Веб-дизайн активно использует анимацию, чтобы помочь пользователям ориентироваться в интерфейсе. Мы привыкли к плавным движениям в мобильных приложениях, переходам между страницами на сайте и hover-эффектам — изменению размера или цвета элементов.

Наш мозг адаптировался к определённым паттернам движения, которые мы наблюдаем в реальном мире. Если объект ведёт себя так, как мы ожидаем, например, мячик подпрыгивает после удара об землю — мы воспринимаем это как естественное явление. Однако если анимация ведёт себя «противоестественно» — объект резко исчезает или меняет траекторию без предварительного движения — это вызывает дискомфорт.

Когда пользователь кликает по кнопке, анимация нажатия должна быть понятной и логичной: кнопка слегка проседает, а затем возвращается в исходное положение. Если же она резко подпрыгнет, это создаст ощущение хаоса.

Использование принципов анимации Disney помогает решить следующие задачи в веб-дизайне:
  • Создавать понятные интерфейсы. Хорошая анимация направляет пользователя, делая взаимодействие предсказуемым.
  • Повышать вовлечённость. Когда элементы интерфейса двигаются естественно, пользователь воспринимает их как отзывчивые и живые.
  • Оптимизировать пользовательский опыт. Чёткие визуальные сигналы помогают быстрее ориентироваться в веб-пространстве.
  • Делать бренд запоминающимся. Продуманные анимации формируют характер интерфейса и создают определённые ассоциации

Какие принципы используются в веб-дизайне

Можно использовать все 12 принципов анимации Disney. Однако есть шесть актуальных приёмов, которые особенно полезны для создания удобных интерфейсов. Разберём их подробнее.

Смягчение начала и завершения движения

Этот принцип основан на законе инерции: объекты в реальном мире не могут моментально достигнуть максимальной скорости или мгновенно остановиться. Они разгоняются постепенно, а перед остановкой замедляются. Это характерно для любого движения — например, когда плавно разгоняется автомобиль или человек переходит с ходьбы на бег.

Когда элементы интерфейса двигаются с одинаковой скоростью, они воспринимаются как жёсткие и неестественные. Принцип смягчения начала и завершения движения делает взаимодействие более плавным и понятным для пользователя.
Слева — металлический шар, справа — резиновый мяч, который сжался при падении
Приём можно использовать в любой анимации интерфейса. Для упрощения разработки в CSS есть функция easing (ease-in-out), чтобы сразу же добавить эффект смягчения.

Сжатие и растяжение

Приём передаёт вес, плотность и эластичность объекта. В классической анимации он применяется для создания ощущения мягкости и гибкости. Например, когда резиновый мяч ударяется об землю, он слегка сжимается, а затем при отскоке растягивается. Если же мы анимируем твёрдый предмет — металлический шар — его движения будут жёсткими.
Сжатие резинового мяча при падении справа и отсутствие изменений в движении шара, который прыгает без использования законов физики
Этот приём делает движение выразительным и убедительным. Без него объекты выглядят плоскими и статичными.

В веб-анимации принцип применяют для создания интерактивности и отклика. Если кнопка при нажатии слегка сжимается, а затем возвращается в исходное состояние с лёгким растяжением, пользователь видит, что объект реагирует на его действия.

Подготовка, или упреждение

В реальной жизни мы интуитивно ожидаем подготовительное движение перед основным действием. Если персонаж в мультфильме просто начнёт движение без подготовки, это будет выглядеть неправдоподобно. Ниже показан пример анимационного персонажа — Дональда Дака, по движениям которого сразу понятно, что он готовится бежать.
Пример персонажа с подготовительным действием
В веб-анимации упреждение используется для того, чтобы подсказать пользователю, что произойдёт дальше. Это делает интерфейс интуитивным, снижает когнитивную нагрузку и улучшает восприятие. Если же элемент неожиданно исчезает, перемещается или меняет форму без предварительного сигнала, это может вызвать у пользователя дискомфорт.

Принцип используют в элементах дизайна, карточках, кнопках, меню и эффектах наведения.

Использование компоновок и прямого фазованного движения

Этот принцип определяет два подхода к созданию анимации:
  • Прямое фазованное движение, когда анимация создаётся последовательно, кадр за кадром, без заранее установленных контрольных точек. Это даёт плавные и естественные результаты, но может привести к потере чёткости или предсказуемости. Такой метод часто используется в динамичных сценах — например, с дымом, водой или огнём.
  • Компоновки — сначала задаются ключевые позы (начальное и конечное состояние), а затем добавляются промежуточные кадры. Этот приём делает анимацию управляемой и логичной.
В веб-дизайне чаще используется метод компоновок, так как анимация интерфейсов должна быть предсказуемой, аккуратной и удобной для пользователя. Этот принцип помогает управлять сложными движениями и структурировать эффекты. Если объект движется хаотично и без чётких ключевых точек, пользователь не сможет понять логику взаимодействия.
Приём компоновки в анимации: сначала создают основные кадры, а затем добавляют дополнительные
Что получается в результате
Использование ключевых поз в анимации делает её более читаемой:
  • Элементы появляются последовательно, а не хаотично.
  • Движение выглядит логичным и плавным.
  • Интерфейс остаётся предсказуемым.
Приём используют в элементах дизайна, переходах, изображениях графиков и диаграмм.

Дуги

В реальной жизни объекты редко двигаются по прямым линиям. Например:
  • При ходьбе руки и ноги двигаются по дуге, потому что сгибаются в суставах — именно они становятся центром траектории движения.
  • Когда человек бросает мяч, тот летит по параболе, а не строго вверх или вниз.
  • Если маятник раскачивается, он двигается по изогнутой траектории.
Когда анимация построена по жёстким прямым линиям, она выглядит механической. Вместо резких и линейных перемещений лучше использовать мягкие, округлые траектории, приближенные к естественным.
Использование дуги в анимации элемента
Принцип используют в элементах дизайна и анимации персонажей.

Дополнительное действие

Дополнительное действие — это второстепенное движение, которое подчёркивает основное и делает его более выразительным. Оно должно не отвлекать внимание, а лишь усиливать эффект от главного действия.

Представьте, что мальчик скачет на лошади. Основное действие — лошадь несётся вперёд, а мальчик держит поводья. Однако без дополнительных деталей сцена выглядит статичной и неестественной.

Теперь добавим дополнительные действия:

  • В одной руке мальчик держит шарик, который покачивается и подпрыгивает в такт движениям.
  • Голова лошади слегка двигается вверх-вниз, следуя ритму скачки.
  • Грива и хвост лошади развеваются на ветру, подчёркивая динамику сцены.
В анимации без дополнительного действия движение кажется жёстким и плоским, а с ним — более естественным и живым. В веб-интерфейсе приём делает анимацию более глубокой и выразительной.
Смещение основных элементов и анимация дополнительных на фоне
Принцип используют для анимации элементов и иллюстраций.

Резюмируем

Когда анимация основана на естественных законах движения, она воспринимается легко и комфортно, создаёт плавное, логичное и предсказуемое поведение элементов.

Принципы анимации Disney, разработанные для создания реалистичных персонажей, прекрасно адаптируются и под цифровые продукты и интерфейсы. Внедрение принципов позволяет:
  • улучшить UX — пользователи быстрее понимают, как взаимодействовать с сервисом или сайтом;
  • придать интерфейсу живость — анимации выглядят естественно и приятно;
  • упорядочить информацию — анимация помогает расставить акценты и направить внимание.
Читать также
Мнение автора и редакции может не совпадать.

Чтобы быть в курсе всех новостей и не пропускать новые статьи, присоединяйтесь к Telegram-каналу Нетологии.
Алексей Нибо
дизайн-директор digital-агентства «Атвинта»
Оцените статью