Елена Герасимова, руководитель факультета «Аналитика и Data Science» в Нетологии, рассказала, на чём основывается подход data-driven, как он используется в современных компаниях и что нужно делать руководителю, чтобы успешно внедрить культуру принятия решений на основе данных.
Термин data-driven появился на стыке девяностых и двухтысячных. Именно тогда бизнес-среда стала говорить о новом подходе в маркетинге, который позволял принимать решения на основе собранных данных.
Сегодня в дефиците не только технические специалисты, способные организовать работу с данными и устройствами, но и менеджеры, понимающие, как интегрировать Data Science и новейшие технологии в бизнес-процессы, правильно нанимать специалистов, ставить им задачи и организовывать их работу.
Менеджмент data-driven — это культура принятия стратегических решений на основе данных с интеграцией аналитических отчетов в ключевые бизнес-процессы компании.
Учитывая растущее количество кросс-компетентных ролей в компаниях, появляется все больше принципиально новых позиций, которые занимаются работой с аналитикой в разном виде:
- CDO (Chief Data Officer);
- CAO (Chief Analytics Officer);
- CPO (Chief Privacy Officer);
- CAIO (Chief Artificial Intelligence Officer);
- CGO (Chief Growth Officer).
Каждая из этих позиций предполагает выступление ролевой моделью инфраструктурных изменений и трансформацию существующей в компании культуры, стратегии, видения и методики принятия решений.
При этом нередко переход к data-driven подразумевает не столько технологическую трансформацию, сколько изменение бизнес-модели компании. При таком подходе вы отбрасываете все, кроме численных данных, в целостности и актуальности которых уверены.
В каждой из новых перечисленных ролей на первый план выходят:
- понимание множества окружающих функций и процессов;
- «насмотренность», опыт и компетенции в каждой из затронутых в трансформации областей;
- способность связать воедино собственный опыт и видение остальных участников С-уровня;
- желание преодолевать сопротивление «делать, как всегда делали», исследовать и быть готовым принять культуру работы с данными.
Роль данных в принятии решений
С руководителями мы разобрались — от данных им никуда не деться. Какую же роль играет аналитика для принятия решений?
Подход data-driven демонстрирует видение того, как компания, использующая данные для принятия решений, выглядит в реальности (совершенно необязательно иметь для этого цифровой продукт).
Помимо этого, он помогает уточнить формулировку миссии бизнеса и получить выводы, которые делают аналитику и данные ощутимыми (реальными) для людей без опыта анализа. Передовые технологии обработки данных через ИИ и машинное обучение становятся понятными более широкому кругу, когда используются для предиктивного анализа продаж, износа оборудования и риска вложений в активы.
Таким образом культура работы с данными помогает сделать очевидными практические бизнес-результаты от анализа данных и понимание текущего состояния, фокуса и намерений бизнеса.
Как стать data-driven?
Сама культура принятия решений, основанная исключительно на данных, может выглядеть простой с точки зрения внедрения, но руководителю и всей команде необходимо пройти определенные шаги и разобрать важные вопросы.
- Четко опишите свои бизнес-данные и аналитическую стратегию.
- Что собираем? Где храним? Сколько храним? Сколько это стоит? Какой результат нам даст?
- Не страшно, если компания решит начать с небольшого проекта. Только такие гиганты, как Facebook или Amazon, могут себе позволить хранить все подряд постоянно и без потерь.
- Оцените стоимость информационно-технической экосистемы, позволяющей получать доступ к данным, и количество ее пользователей.
- Сейчас всю обработку данных можно доверить облакам, так вам не нужно будет капитально вкладываться в оборудование, которое может устареть быстрее, чем трансформируется культура компании.
- Распишите план действий по переходу от бизнес-отчетности к глобальной аналитике: отчетность — результат, аналитика — процесс, хотя и там, и там заказчик — бизнес.
- Актуализируйте курс и скорость трансформации раз в квартал: нужно, чтобы все сотрудники компании жили ею, а не просто смотрели на цифры в формальных документах.
- CDO берет на себя роль центра всей «аналитики»: создает для каждого из потребителей данных в компании инфраструктуру самостоятельного доступа.
- Объедините всех единой целью изменения культуры работы с данными: необходимо тесно взаимодействовать с ИТ-специалистами и другими участниками С-круга вашей компании.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что переход к культуре data-driven необходим не всем.
Например, компании, основанные на сильном брендинге в качестве источника основного дохода, могут не видеть особой ценности в том, чтобы стать data-driven, поскольку решения по брендингу не требуют большого количества данных.
Отличным примером применения трансформации data-driven на уровне всей компании является Uber: обширно используются данные, которые компания получает от пассажиров и водителей.
Алгоритмы Uber рассчитывают стоимость поездки, оценивают потоки людей, меняют цены, дают рекомендации водителям, как больше заработать, основываясь на собранных данных.
В компании такого уровня вся работа с данными требовала бы найма огромного штата дата-сайентистов и их погружения в бизнес-контекст. Вместо этого компания пошла по пути построения платформы управления данными, которая позволила использовать продвинутые аналитические инструменты широкому кругу пользователей.
Но стоить помнить, что и к сотрудникам, даже высокоуровневым, в таких условиях предъявляются высокие требования. Как минимум ожидается владение базовым инструментарием аналитика:
- SQL;
- основы Python;
- BI-инструментов.
Подводя итог, можно сказать, что руководителям, «пощупавшим» данные, гораздо проще находить со своими аналитиками общий язык в дальнейшем.
Аналитик данных — это одна из важнейших ролей в компании. Глаза, ум и здравый смысл бизнеса.
Аналитик обязан «видеть цифру за каждым человеком и человека за каждой цифрой», а также уметь продать свое видение коллегам, которые могут иметь очень разный опыт и отношение к аналитике в целом. Эта роль даже в продуктовой компании предполагает максимальное количество общения с неаналитиками.
- Научитесь использовать данные для стратегического планирования
- Сможете правильно формулировать задачи и ожидания и получать максимально полезные отчёты
- Научитесь строить аналитические метрики, связывать их в систему и проектировать дашборды
Именно культура работы с данными помогает договориться о правилах игры, терминах, визуализации метрик, выводах и дальнейших рекомендациях. Но руководителю нужно учиться пониманию роли аналитики и ее результатов в бизнес-процессах компании.
Это будет происходить небыстро, даже если, на первый взгляд, культура data-driven близка компании. Менеджерам необходимо понимать, как интерпретировать данные в стратегии, строить работающие гипотезы на их основе и при этом контролировать работу специалистов по аналитике.
Изначально материал опубликован на Rusbase.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.