Редактор Вероника Нецова рассказывает, кто такой коммерческий редактор, какие задачи выполняет и сколько зарабатывает.
Коммерческий редактор — редактор, который решает бизнес-задачи клиента с помощью текста. При этом коммерческий редактор — не отдельная профессия, а обозначение широкого круга специалистов, которые на деле выполняют разные задачи.
- Редактор компании, который отвечает за привлечение клиентов с помощью публикаций в блоге.
- Редактор спецпроектов в СМИ.
- Автор, который пишет статьи для публикации в отраслевых изданиях. Благодаря публикациям о компании узнают потенциальные клиенты и партнеры.
- Копирайтер, который пишет текст для бизнес-страниц сайта.
Коммерческий редактор может писать тексты самостоятельно и редактировать чужие, управлять командой авторов или всей редакцией.
Он может взять на себя роль управления целым проектом: продумать концепцию, стратегию продвижения, подобрать команду и организовать её работу. В этом случае перед редактором стоит задача не только создать подходящий контент и донести его до читателя, но и превратить читателя в клиента компании.
Как правило, коммерческий редактор отвечает за информационный продукт: за отдельный материал, рассылку, посадочную страницу, сайт или другой контент или проект. И с этой точки зрения редакторский путь может быть разным.
Что делают коммерческие редакторы: задачи и обязанности
Коммерческие редакторы работают в издательстве или СМИ, коммуникационном или маркетинговом агентстве или другом бизнесе, на телевидении, радио или в качестве фрилансера — с разными проектами.
Они решают разные задачи в разных компаниях. В зависимости от задач их называют главными редакторами, шеф-редакторами, редакторами коммерческих проектов или просто редакторами. При этом редактор отвечает за информационный продукт, но пул его обязанностей и зона ответственности могут сильно отличаться.
Я — редактор. Слежу за тем, чтобы выполнить все договоренности и ТЗ от заказчика. Подбираю исполнителей на проекты, задаю дедлайны, составляю контент-планы, графики, проверяю работы, согласовываю, иногда размещаю материалы или слежу за размещением. Провожу интервью с заказчиком. На самом деле выполняю целый пул задач, который не ограничивается только проверкой и редактурой текста.
Моя главная задача — проверять все материалы, которые выходят в «Только спросить», на соответствие принципов доказательной медицины. Я проверяю источники и темы на соответствие интересов читателей. Параллельно занимаюсь редакторской работой: вычитываю тексты авторов на медицинские ляпы, адекватность, структуру, логику и здравый смысл.
Также пишу тексты сама: подводки в соцсетях и короткие форматы. Умею верстать, делать в фотошопе картинки, карточки, всё, что связано с оформлением по понятному шаблону. Читаю и отвечаю на комментарии читателей.

Иван Грибов
Главный редактор издания про медицину «Только спросить»
У нас маленькое бренд-медиа без огромной команды, поэтому и список моих обязанностей регулярно меняется.
На этапе запуска проекта я был издателем, продактом и главредом в одном лице. Соответственно, придумывал концепцию, собирал команду, ставил ТЗ разработчикам и дизайнерам, редактировал тексты, верстал, публиковал, анализировал. Потом сконцентрировался чисто на редакционных задачах: поиске авторов, форматов и собственно редактуре текстов. Сейчас был период, когда я продавал рекламу в «Только спросить».
Если выделить постоянные задачи, то список будет примерно такой:
- концепция и качество,
- форматы и рубрики,
- редактура текстов,
- аналитика.
- Научитесь писать тексты разных форматов — для соцсетей, email-рассылок, лендингов и СМИ
- Узнаете, как искать заказчиков и работать с ними
- Освоите работу с конструктором сайтов Tilda
Сколько зарабатывают коммерческие редакторы
Редакторы зарабатывают по-разному. Зависит от обязанностей и ряда других факторов. При этом работать редактор может в штате одной компании, и как фрилансер одновременно с разными заказчиками.
Редактор может получать фикс, оклад, премии по результатам проекта. Это может быть сдельная оплата — за каждый отдельный созданный продукт. Зарплата зависит от знаний и навыков редактора, обязанностей, зоны ответственности, размера компании, региона, типа занятости и других параметров.
По данным портала «Труд», средняя зарплата редактора в России — 40 000 рублей в месяц.

Больше открытых вакансий редакторов в Московской, Ленинградской и Свердловской областях. Но редакторы из регионов могут работать удалённо на московскую компанию и таким образом зарабатывать больше, чем в родных городах.

По данным портала «Труд», средняя зарплата редактора в Москве — 45 000 рублей.

Среди похожих профессий в Москве самой высокооплачиваемой считается журналист корпоративного издания со средней зарплатой 70 000 рублей. На втором месте — шеф-редактор с зарплатой 65 000 рублей, а на третьем — главный редактор с зарплатой 60 000 рублей.

В вакансиях формулировка «Коммерческий редактор» встречается редко; обычно название вакансии звучит как просто «Редактор». На hh.ru по запросу «Редактор» показывается 1178 вакансий с зарплатой от 45 000 до 110 000 рублей и выше.

По запросу «Шеф-редактор» в Москве показывается 14 вакансий с зарплатой от 75 000 рублей.

Что должен знать и уметь коммерческий редактор
Коммерческий редактор, прежде всего, должен уметь работать с текстами и различными видами контента: продающим, экспертным, обучающим, развлекательным и вовлекающим. Создавать, упаковывать, продвигать, анализировать и улучшать — всё это работа с текстом. И чем дальше редактор развивается, тем больше знаний и навыков ему пригодятся.
- Создавать тексты. Редактор должен уметь писать свои материалы и редактировать чужие. Работать с различными видами текстов: описаниями продуктов, информационными статьями, продающими текстами, email-письмами и текстами для сайтов и посадочных страниц. Далеко не всегда редакторы пишут сами и могут доверять эту задачу автору, и редактировать уже авторский текст.
- Упаковывать контент. Редактор должен уметь оформить и сверстать готовый текст в специальном сервисе, CMS (системе управления контентом сайта) или на конструкторе лендингов — всё это называется «упаковать контент». Ещё — работать с изображениями: подобрать подходящее для публикации или лендинга или сделать самостоятельно в простом фоторедакторе.
- Общаться. Редактор должен уметь общаться с авторами, заказчиками, экспертами и другими специалистами — дизайнерами, иллюстраторами, верстальщиками. Он не должен бояться разговаривать, задавать вопросы, вытаскивать из кого бы ни было нужную информацию. Редактор умеет договориться о предоплате, забрифовать клиента, распределить задачи между авторами и проконтролировать их работу, если это входит в зону его ответственности. Он не должен бояться общения.
- Продвигать и анализировать. По мере своего развития коммерческий редактор учится доносить контент до читателей. На этом этапе он должен уметь создавать контент-план, знать способы распространения контента и аналитические метрики, чтобы оценить эффективность каналов дистрибуции. Ещё хороший редактор может предположить, почему контент не зашёл и что с этим делать.
Необходимые знания и навыки коммерческого редактора зависят от того, чем именно он хочет заниматься и в каком направлении двигаться.

Роман Скрупник
Руководитель группы контента Нетологии
Над блогом Нетологии работают главред, редакторы, авторы. У нас разные должности, но все мы коммерческие редакторы, потому что с помощью текста достигаем конкретных бизнес-целей компании.
Периодически для нас пишут авторы со стороны — редакция заказывает статью, а автор её готовит: определяет структуру материала, находит экспертов для интервью и комментариев, изучает исследования по теме и оформляет текст в полноценную статью. Многие из них также называют себя коммерческими редакторами или копирайтерами, потому что готовят текст, который принесёт пользу бизнесу.
Коммерческий редактор — это не название должности, а определение для людей, которые пишут материалы для коммерческих проектов.
Если вы обучитесь навыкам коммерческого редактора, вы сможете и писать текст, и управлять редакциями. Зависит от ваших сильных сторон и предпочтений.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.