«Села за стол, взяла чистый лист бумаги и стала прикидывать, что я умею»: выпускница Нетологии — о первых шагах в копирайтинге
Маркетинг

«Села за стол, взяла чистый лист бумаги и стала прикидывать, что я умею»: выпускница Нетологии — о первых шагах в копирайтинге

Выпускница Нетологии Анна Дрезгунова получила диплом востоковеда, но решила сменить профессию. Доступная на первый взгляд профессия разбивала одно ожидание за другим. Специально для Медиа Нетологии Анна рассказала про свой путь от самообучения по книгам и видео к онлайн-курсам и первым успехам.

«Села за стол, взяла чистый лист бумаги и стала прикидывать, что я умею»: выпускница Нетологии — о первых шагах в копирайтинге

анна дрезгунова

Выпускница Нетологии


Я получила диплом, но знала, что не буду работать по специальности

Вручение вузовского диплома вышло скомканным: маски, справки из библиотеки, толкучка на входе. Я стояла с дипломом в руках, улыбалась на камеру для общей фотографии, но точно знала, что не буду работать по специальности. Это не было прозрением — ещё до выпуска я задумывалась над выбором другой профессии.

В вузе я изучала культуру и языки стран Восточной Азии. В начале первого курса, в середине сентября, уволилась наша преподавательница японского языка: ей дали дополнительную нагрузку в школе, и работу в вузе она не вытягивала. Буквально к следующей паре нам нашли другую. Едва познакомившись с нами, она заявила: «Первые три недели вам будет очень плохо». И мы воодушевились, ожидая, что за это время догоним другие группы, и всё наладится. А на деле мы просто привыкли к солидным объёмам заданий на дом.

Cтало ясно, что в шутках о том, что у студента-востоковеда не должно быть личной жизни, доли шутки нет вообще.

Каждый день нас учили настоящие спецы своего дела, мэтры востоковедения. И на первом курсе я этому очень радовалась. А потом моих стараний стало недостаточно. Я только сейчас могу с уверенностью сказать, в чём дело: я не была готова. Мне не хватило любви к своей специальности, чтобы давать ей столько, сколько она требовала.

И вот, почти год назад, отложив диплом на полку, села за стол, взяла чистый лист бумаги и стала прикидывать, что я умею. Довольно быстро размышления привели меня к общеизвестной схеме: могу, хочу и надо. И где-то на стыке моих навыков и современных тенденций я обнаружила копирайтинг. Со школьной скамьи писавшая рассказы и увлечённая текстовыми ролевыми играми, я воодушевилась романтичной возможностью работать, не работая. С этого начались мои профессиональные поиски.

«Села за стол, взяла чистый лист бумаги и стала прикидывать, что я умею»: выпускница Нетологии — о первых шагах в копирайтинге Курс

Копирайтер / коммерческий писатель

Узнать больше

  • Научитесь писать тексты разных форматов — для соцсетей, email-рассылок, лендингов и СМИ
  • Узнаете, как редактировать и корректировать тексты
  • Сможете работать с конструктором сайтов Tilda


Искать базовые знания по копирайтингу в книгах было плохой идеей, начинать надо с чего-то другого

Я решила искать основы в книгах. В наше время есть учебники по любому предмету, так почему бы не по копирайтингу, — так я думала, когда бралась за изучение. И конечно, ошибалась. Прочитав за месяц с десяток основополагающих книг, я поняла три вещи.

Информация устаревает

Маркетинг, а вместе с ним и копирайтинг, меняются. И это здорово, потому что реклама уходит от банальных сценариев, кислотных цветов и натянутых улыбок. Но оказавшееся в печати теряет актуальность очень быстро, не говоря уже о книгах, которые добираются до сети.

Материалы узко специализированы

SMM? Запросто. SEO? Не вопрос. Основы маркетинга? Читай не хочу. Знания, необходимые копирайтеру, разбросаны по множеству книг, и собирать этот пазл можно очень долго.

Есть книги, которые копирайтеру всё равно стоит прочесть

И это материалы о нормах языка. Русский язык тоже меняется, и заимствования уже не кажутся инородными, но база есть база. Чего без чтения не достичь, так это умения грамотно и просто излагать свои мысли.

Нора Галь «Слово живое и мёртвое». Будет трудно. Вся книга — одно большое обращение к редакторской совести. Но нет-нет да и наткнёшься в ней на ошибку, которой за собой не замечал. В ней расписаны одна за другой реальные оплошности авторов и переводчиков, распутаны клубки словесных нагромождений, указаны тонкости употребления различной лексики. Какие-то из описанных случаев уже вошли в современный язык, что довольно забавно. Но с этим трудом, плодом многих лет работы, однозначно нужно ознакомиться всем, кто работает со словом.

Максим Ильяхов «Пиши, сокращай». Эта книга скажет за себя сама: она написана легко и понятно, снабжена примерами, при желании её можно осилить и за день. Да и какого копирайтера ни разу не отправляли прогонять текст через glvrd.ru.

Однако важно помнить, что это не инструкция и не решебник, а инфостиль — лишь один из инструментов копирайтера. Не бывает универсальной манеры письма, самого эффективного жанра, лучшего типа статьи. Бывает подходящий.

Публицистика. «Просто много читайте» — плохой совет. Художественная литература, при всём к ней уважении, вам мало поможет. Более того, классика часто учит излишеству, украшательству. Ищите новое: то, с чем вам предстоит работать, то, что вам по душе. Ищите своё.

Нас окружает множество ресурсов, которые мы не замечаем: рассылки, новостные порталы, паблики в соцсетях. Мне нравится рассылка «Сделаем», сообщество во ВКонтакте «Тамара, какого хрена?» и дайджесты Email Soldiers. Возможно, вам будет полезно что-то другое.

Нора Галь: «Слово живое и мёртвое»

«Села за стол, взяла чистый лист бумаги и стала прикидывать, что я умею»: выпускница Нетологии — о первых шагах в копирайтинге

Максим Ильяхов, Людмила Сарычева: «Пиши, сокращай»

«Села за стол, взяла чистый лист бумаги и стала прикидывать, что я умею»: выпускница Нетологии — о первых шагах в копирайтинге


YouTube — отличный источник информации, но только для тех, кто уже в теме

Отчаявшись найти базовый печатный труд по копирайтингу, я отправилась искать в интернет что-то другое: YouTube-каналы, блоги, форумы — мне бы уже что угодно сошло. Алгоритмы таргетированной рекламы стали предлагать мне разные школы копирайтинга. И что забавно, ни одно имя, красующееся в заголовке завлекающих постов, не было мне знакомо. Но каждый человек обещал научить писать пробирающие до мурашек тексты и зарабатывать на них приличные деньги.

Почитав отзывы о различных курсах, я решила познакомиться с некоторыми поближе. Начала с бесплатного интенсива одного онлайн-университета.

Он состоял из трёх вебинаров, от которых я ждала базовых знаний, фишек и рекомендаций новичкам, пусть и щедро сдобренных рекламой курсов.

К началу трансляции я сидела с огромной чашкой чая, специально приготовленным блокнотом и ручкой. Речь пошла о том, кто такие копирайтеры. Я немного смутилась, но продолжила слушать. Потом стали расписывать перспективы — актуальность профессии, доходы успешного специалиста, воодушевляющая статистика, — и вот тогда я напряглась. После этого нам рассказали, как устроены курсы, что там изучают… в общем, анонсировали те знания, которые я ожидала получить на интенсиве.

Через несколько дней мне позвонили и предложили записаться на курс. И получили отказ. Я понимаю, что такова стратегия: заинтересовать, ознакомить, подхватить интерес и на этой волне получить от человека конверсию. Но где-то произошёл сбой. Честно говоря, я почувствовала себя обманутой. Этому я учиться не хочу.


Школа авторов Яндекс.Дзена оказалась для меня лучшим бесплатным ресурсом с базой для копирайтеров и редакторов

Я узнала о ней ещё в конце весны, когда судорожно вносила правки в дипломную работу и дрожала в предвкушении госов. Но как известно, за погляд денег не берут, так что я записалась как слушатель. И не пожалела.

Я больше не встречала материалов такого качества в открытом доступе. Целых 23 лекции о том, как писать, оформлять и исправлять тексты. Отлично организованные, доступно изложенные знания. В общем, предел моих мечтаний на тот момент. Однако основной целью организаторов было подготовить копирайтера к работе именно с их платформой. Например, алгоритмы Дзена требуют от статьи максимальной конкретики: подойти к теме со стороны значит привлечь читателя, который может быть не заинтересован в продукте вовсе.


На бирже я столкнулась с жестокой реальностью копирайтинга, возможно, слишком жестокой

Копирайтеру нужно портфолио. И чтобы его собрать — а совсем не ради денег, конечно, — я решила отправиться на биржу. Я знала, на что иду. Или думала, что знала. Так или иначе, 20 рублей за 1 000 знаков без пробелов меня не испугали. А должны были.

Заказчики в большинстве своём выжимали из вложений максимум: к низкой оплате прилагались не вполне реальные сроки исполнения и по несколько подходов правок.

Забегая вперёд, на курсах учат работать с хорошими заказами. Это когда у копирайтера есть приемлемые дедлайны и возможность уточнить необходимую информацию у заказчика. На бирже ТЗ без списка ключевых слов занимает пару абзацев, и понимай как хочешь.

Маркетинг учит делать то, что нужно. Писать так, как понравится аудитории. Делать контент, который привлечёт внимание нужных людей. Тогда как большинство заказчиков на бирже до сих пор свято уверены, что основной критерий качества работы — их личное мнение.

Биржа — это кладбище надежд для новичка. Она учит работать в жёстких рамках и готовиться к худшему. И я не уверена, что это хороший, а точнее, полезный опыт. Он учит молчать, потому что отстаивать своё мнение бесполезно, потому что есть сотни исполнителей, которые делают дешевле и быстрее.


Если бы я могла вернуться и снова сделать выбор между самообучением и Нетологией, то поступила бы точно так же

Мне потребовалось время, чтобы понять, что я действительно хочу и дальше заниматься копирайтингом. Но заманчивая скидка и желание учиться таки привели меня на курсы Нетологии. Я и не заметила, как превратилась в восторженную советчицу, смело рекомендующую их всем подряд.

Наконец-то мне дали базу. Рассказали о жанрах, показали различные инструменты для работы, раскрыли кейсы и дали попрактиковаться. Если с биржи в моё портфолио не угодило примерно ничего, то домашние задания Нетологии могут быть отличной базой для демонстрации наработок. Создав проект лендинга и поучаствовав в разработке контент-плана для блога в Instagram, я поняла, что ни рубля из потраченного не ушло в никуда.

Позади первый модуль. И конечно, не всё было гладко. Свою первую домашку я получила с пометкой «на доработку»: к двум страницам напечатанного мной текста прилагались два комментария. Для меня их смысл сводился к «это просто плохо». Преподаватель и потом не отличался многословностью, что меня не обрадовало. Зато все остальные задания были разобраны в деталях. По ощущениям похоже на работу с опытным редактором.


Это только начало

Впереди ещё месяцы учёбы, множество текстов и немало ошибок.

Курсы открыли мне полезную, но неприятную вещь: мне нужно учиться не только сопутствующей теории, вроде маркетинга, но и работе над текстом. Однако можно видеть в этом недостаток, а можно зону роста. И я собираюсь расти.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

«Села за стол, взяла чистый лист бумаги и стала прикидывать, что я умею»: выпускница Нетологии — о первых шагах в копирайтинге

анна дрезгунова

Выпускница Нетологии

«Села за стол, взяла чистый лист бумаги и стала прикидывать, что я умею»: выпускница Нетологии — о первых шагах в копирайтинге