По данным исследования сервиса Moneyman, во втором полугодии 2025-го 21,8% россиян планируют платно получать дополнительное образование. При этом интерес к дистанционным курсам растёт, и EdTech-рынок продолжает развиваться.
Мария Панкова, ex-руководитель учебно-методического отдела Нетологии, рассказывает о 7 нестареющих образовательных трендах, которые можно использовать при разработке онлайн-курсов.
Индивидуальный подход
Это подход, который строится на взаимодействии людей. Он стал особенно популярным в эпоху диджитализации.
Технологии делают нас всё более независимыми от человеческого фактора, а пандемия дополнительно ограничила нас в контактах. Поэтому в последние годы потребность в общении стала как никогда ощутимой.
Онлайн-образование не может игнорировать общие социальные тренды, поэтому в последнее время всё больше участников рынка говорят об индивидуальном подходе.
Какие существуют механики этого подхода:
- общение в комьюнити;
- сопровождение кураторов, которые поддерживают мотивацию студентов учиться;
- мастермайнд-группы;
- индивидуальная поддержка — это может быть помощь куратора, тьютора или личная консультация с экспертом.

Практико-ориентированное обучение
Проектируем программу таким образом, чтобы студент мог применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
На этот образовательный тренд мы опираемся, когда:
- проектируем обучение от задач — анализируем, какие требования предъявляет работодатель к сотрудникам, а затем создаём программу, которая поможет получить соответствующие знания и навыки;
- включаем в курс больше практических задач для отработки навыка;
- имитируем реальные рабочие процессы во время обучения — в формате бизнес-игры, симулятора, решения кейсов.
Заимствование практик из популярных образовательных продуктов
Это не означает, что мы перестаём проектировать серьёзные образовательные курсы и запускаем марафоны желаний. Тем не менее иногда полезно заимствовать приёмы, форматы и подходы, которые используют популярные программы.
Мы можем перенимать у массовых продуктов:
- формат;
- более эмоциональную подачу материала, простые примеры, Tone of Voice;
- стремление к краткосрочности обучения — этого можно добиться упаковкой знаний в микрокомпетенции.
Доказательное образование
Этот тренд получил своё название по аналогии с доказательной медициной.
Мы проектируем обучение и разрабатываем новые программы, опираясь на исследования и факты. Непроверенные правила и убеждения в стиле «все так делают» здесь не работают.
В 2021 году в Нетологии мы задались вопросом, какой должна быть оптимальная длительность учебного видео. Чтобы выяснить это, мы проанализировали исследования и открытые источники.
Большинство рекомендаций по длительности ролика находились в диапазоне от 1 до 6 минут, а в целом доходили и до получаса. В своей практике я ориентировалась на 5–7 минут, считая, что такая длительность не будет перегружать студента.

Мы решили провести собственное исследование вместе с компанией «Лаборатория знаний». Мы задействовали нейроинтерфейс, который считывает электроэнцефалограмму и интерпретирует данные в различные психоэмоциональные состояния человека.
В исследовании группа респондентов смотрела учебные видео разной длительности, а мы замеряли, насколько активно в этот момент работает их мозг. Оказалось, что оптимальная длительность учебного видео составляет от 10 до 15 минут. Длительность до 7 минут оказалась подходящей для маркетинговых и вовлекающих роликов.

Так у нас появилась научно подтверждённая цифра, на которую мы можем опираться при разработке учебных программ.
Персонализация
Выстраиваем обучение, которое максимально подстраивается под задачи клиента. Для этого мы персонализируем:
- расписание;
- наполнение занятий — проектируем отдельные задания для новичков и более опытных;
- образовательную траекторию — студент сам может собрать образовательный трек из учебных модулей.
К сожалению, далеко не все учебные платформы предоставляют технические возможности для персонализации обучения. К тому же бывает сложно подстраиваться под желания студентов — особенно когда они сами не понимают, что хотят получить в итоге.
Мастермайнд — это групповой формат работы для достижения индивидуального успеха.
- Получите углублённые знания и опыт проектирования нешаблонных онлайн-курсов
- Сможете брать проекты или искать работу уже с середины обучения
- Составите портфолио и разовьёте насмотренность в сфере онлайн-образования
Акцент на целеполагании
Одна из задач онлайн-школ — помочь пользователю понять, что он хочет получить от обучения и как прийти к этому результату. Поэтому важно предусмотреть работу с личной целью учащегося:
- помочь сформулировать её в начале обучения;
- показать разные методы определения цели;
- регулярно рефлексировать, возвращаться к цели и конкретизировать её.
Таким образом мы помогаем студентам получить запланированный результат от обучения.

Смешанное обучение
Этот подход совмещает онлайн-формат и офлайн-взаимодействие:
- живые встречи учебных групп;
- офлайн-практику, мастер-классы.
В период локдаунов и коронавирусных ограничений было сложно проектировать смешанное обучение, в результате чего появилось множество Zoom-воркшопов, вебинаров и мастермайнд-сессий. Это тоже смешанное обучение, но важно учитывать, что ни один удалённый формат не может заменить полноценный офлайн.
Образовательные тренды, о которых мы рассказали в этом материале, можно включить в свой план обучения и взять за основу в работе. Но не стоит забывать и про новые тренды — полезно за ними следить и экспериментировать 🙂
Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
