По данным исследования Нетологии, в 2021 году россияне потратили на онлайн-образование 226 млрд рублей — эта сумма впервые превысила траты на очное обучение. Интерес к дистанционным курсам продолжает расти и в 2022 году, формируя новые запросы к EdTech-рынку.
Мария Панкова, руководитель учебного-методического отдела Нетологии, рассказывает о 7 образовательных трендах, которые можно использовать при разработке онлайн-курсов.
Во всём многообразии трендов я выделю те, что можно применить на практике, и те, что больше про теорию: звучат интересно, но как на них опираться в повседневной жизни — непонятно.
Например:
- Упор на качество при создании онлайн-курсов — многие говорят о необходимости работать с качеством, но понимают под этим разные вещи. Общие критерии не выведены и не узаконены, поэтому на такую формулировку трудно опираться в работе.
- Искусственный интеллект в обучении — популярный тренд, о котором многие говорят, но практических примеров реализации крайне мало.
- Метавселенные — примерно та же ситуация, что и с искусственным интеллектом: многие хотят создать образовательную платформу, которая будет одновременно и соцсетью, и развлекательной площадкой, но пока таких примеров нет.
- Консолидация рынка — полезно знать, что в онлайн-образовании несколько крупных игроков поглощают небольшие стартапы, но как использовать это знание при разработке курсов — до конца неясно.
Итак, дальше поговорим про тренды, которые можно использовать в методической практике при создании образовательных продуктов.
Индивидуальный подход
Это подход, который строится на взаимодействии людей. Он стал особенно популярным в эпоху диджитализации.
Технологии делают нас всё более независимыми от человеческого фактора, а пандемия дополнительно ограничила нас в контактах. Поэтому в последние годы потребность в общении стала как никогда ощутимой.
Онлайн-образование не может игнорировать общие социальные тренды, поэтому в последнее время всё больше участников рынка говорят об индивидуальном подходе.
Какие существуют механики этого подхода:
- общение в комьюнити;
- сопровождение кураторов, которые поддерживают мотивацию студентов учиться;
- мастермайнд-группы;
- индивидуальная поддержка — это может быть помощь куратора, тьютора или личная консультация с экспертом.
Практико-ориентированное обучение
Проектируем программу таким образом, чтобы студент мог применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
На этот образовательный тренд мы опираемся, когда:
- проектируем обучение от задач — анализируем, какие требования предъявляет работодатель к сотрудникам, а затем создаём программу, которая поможет получить соответствующие знания и навыки;
- включаем в курс больше практических задач для отработки навыка;
- имитируем реальные рабочие процессы во время обучения — в формате бизнес-игры, симулятора, решения кейсов.
Заимствование практик из популярных образовательных продуктов
Это не означает, что мы перестаём проектировать серьёзные образовательные курсы и запускаем марафоны желаний. Тем не менее иногда полезно заимствовать приёмы, форматы и подходы, которые используют популярные программы.
Мы можем перенимать у массовых продуктов:
- формат;
- более эмоциональную подачу материала, простые примеры, Tone of Voice;
- стремление к краткосрочности обучения — этого можно добиться упаковкой знаний в микрокомпетенции.
Доказательное образование
Этот тренд получил своё название по аналогии с доказательной медициной.
Мы проектируем обучение и разрабатываем новые программы, опираясь на исследования и факты. Непроверенные правила и убеждения в стиле «все так делают» здесь не работают.
В 2021 году в Нетологии мы задались вопросом, какой должна быть оптимальная длительность учебного видео. Чтобы выяснить это, мы проанализировали исследования и открытые источники.
Большинство рекомендаций по длительности ролика находились в диапазоне от 1 до 6 минут, а в целом доходили и до получаса. В своей практике я ориентировалась на 5–7 минут, считая, что такая длительность не будет перегружать студента.
Мы решили провести собственное исследование вместе с компанией «Лаборатория знаний». Мы задействовали нейроинтерфейс, который считывает электроэнцефалограмму и интерпретирует данные в различные психоэмоциональные состояния человека.
В исследовании группа респондентов смотрела учебные видео разной длительности, а мы замеряли, насколько активно в этот момент работает их мозг. Оказалось, что оптимальная длительность учебного видео составляет от 10 до 15 минут. Длительность до 7 минут оказалась подходящей для маркетинговых и вовлекающих роликов.
Так у нас появилась научно подтверждённая цифра, на которую мы можем опираться при разработке учебных программ.
Персонализация
Выстраиваем обучение, которое максимально подстраивается под задачи клиента. Для этого мы персонализируем:
- расписание;
- наполнение занятий — проектируем отдельные задания для новичков и более опытных;
- образовательную траекторию — студент сам может собрать образовательный трек из учебных модулей.
К сожалению, далеко не все учебные платформы предоставляют технические возможности для персонализации обучения. К тому же бывает сложно подстраиваться под желания студентов — особенно когда они сами не понимают, что хотят получить в итоге.
Мастермайнд — это групповой формат работы для достижения индивидуального успеха.
- Узнаете, как проводить глубинные исследования будущих пользователей продукта
- Научитесь проектировать элементы образовательной среды
- Сможете разработать учебную программу онлайн-курса
Акцент на целеполагании
Одна из задач онлайн-школ — помочь пользователю понять, что он хочет получить от обучения и как прийти к этому результату. Поэтому важно предусмотреть работу с личной целью учащегося:
- помочь сформулировать её в начале обучения;
- показать разные методы определения цели;
- регулярно рефлексировать, возвращаться к цели и конкретизировать её.
Таким образом мы помогаем студентам получить запланированный результат от обучения.
Смешанное обучение
Этот подход совмещает онлайн-формат и офлайн-взаимодействие:
- живые встречи учебных групп;
- офлайн-практику, мастер-классы.
В период локдаунов и коронавирусных ограничений было сложно проектировать смешанное обучение, в результате чего появилось множество Zoom-воркшопов, вебинаров и мастермайнд-сессий. Это тоже смешанное обучение, но важно учитывать, что ни один удалённый формат не может заменить полноценный офлайн.
Образовательные тренды, о которых мы рассказали в этом материале, можно включить в свой план обучения и взять в фокус в работе. Не стоит забывать и про так называемые теоретические тренды — рано или поздно они могут прийти в нашу жизнь.
Будьте активными, смелыми и задавайте тренды сами 🙂
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.