Забрать своё и наказать: как фрилансеры воюют с недобросовестными заказчиками
Карьера

Забрать своё и наказать: как фрилансеры воюют с недобросовестными заказчиками

Фрилансер Дарья Сопина рассказала Медиа Нетологии, как защититься от мошенников и отстоять своё, если работу приняли, но не оплатили.

Большинство фрилансеров работают сразу с несколькими клиентами, часто без заключения трудовых договоров. Это повышает риски наткнуться на тех, кто получит работу и не оплатит её.

Забрать своё и наказать: как фрилансеры воюют с недобросовестными заказчиками

дарья сопина

Автор-фрилансер


Универсальные способы защиты от недобросовестных клиентов

Есть пять основных способов защититься от неоплаты, которые подходят всем диджитал-фрилансерам: маркетологам, дизайнерам, программистам и так далее.

Берите предоплату. Можно брать 10%, 50%, 100%.

Забрать своё и наказать: как фрилансеры воюют с недобросовестными заказчиками
Совет про предоплату — самый распространённый в обсуждениях тематической копирайтерской группы во ВКонтакте «Подслушано. Копирайтинг»

Работайте по договору. Правильно оформленные документы позволят обратиться в суд, если клиент не оплатит работу. Кроме того, недобросовестные заказчики часто сами отказываются от официального сотрудничества.

Работайте по рекомендациям. Можете брать только клиентов, с которыми уже работали другие знакомые вам диджитал-специалисты. Шанс нарваться на неоплату в этом случае стремится к нулю.

Фиксируйте уникальность работы. Вышлите сами себе письмо с результатом вашей работы и не открывайте его. Если начнутся разбирательства, оно поможет доказать авторство.

Обратитесь к гаранту. Найдите третье лицо, которому вы доверяете. Клиент переведёт деньги ему, а гарант вышлет их вам после выполнения работы или вернёт заказчику, если вы откажетесь от заказа или сорвёте сроки. Также можно работать через специальные площадки: например, Kwork или fl.ru — на них есть сервисы безопасных сделок.

Если вас всё-таки обманули, можно попробовать вернуть свои деньги. Большинство поступает так:

  • Пишут хостеру сайта клиента и подтверждают скриншотами, что клиент не оплатил заказ. Есть небольшой шанс, что неоплаченная работа будет удалена с сайта заказчика.
  • Оставляют негативные отзывы везде, где только можно. Заносят клиента в чёрные списки в соцсетях.
  • Пишут в специальные группы, которые помогают вернуть деньги: например, в «Версус. Чёрный список» или «Чёрный и белый список инфобизнесменов» во ВКонтакте.
  • Обращаются в суд. Есть нюанс — обращаться в суд имеет смысл, если вы платите налоги. Если нет, вас самого могут привлечь к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.


Как защитить свою работу копирайтеру

Прислать текст скриншотом. Его нельзя будет скопировать и вставить на сайт, а перепечатывать статью слишком долго, нудно, неудобно. Клиент может использовать специальные программы для распознавания текста, но не все заказчики о них знают, не все программы работают корректно.

Делать защищенный PDF. Текст PDF-файла с защитой от копирования и скачивания можно только перепечатать. Не каждый недобросовестный клиент будет заниматься этим, а добросовестные смогут прочитать статью, оплатить её и получить текст в нормальном документе.

Прислать часть текста. Её хватит для ознакомления со стилем, подачей, оформлением. Недобросовестный заказчик ничего не сможет сделать с частью статьи, а честный клиент получит полную версию после оплаты.

Работать на биржах. Биржи копирайтинга — например, Etxt.biz — выступают гарантом. Когда клиент оформляет заказ, на его счету блокируется определенная сумма. Он не сможет отказать в принятии работы без весомых причин, а если откажет и опубликует статью, автор может обратиться к модераторам. Деньги со счёта заказчика спишут автоматически.

Зафиксировать уникальность текста. На Текст.ру можно зафиксировать уникальность текста, если она составляет 100%. Это может отпугнуть недобросовестных клиентов: фиксация станет весомым аргументом в возможном споре.

Забрать своё и наказать: как фрилансеры воюют с недобросовестными заказчиками
Владимир Свиридов рассказал, как фиксация уникальности помогает защититься от мошенников

Если копирайтеров всё-таки обманывают, они часто наказывают заказчика двумя способами:

  • размещают текст на площадках с моментальной индексацией — например, на baby.ru;
  • оставляют дизлайки или негативные комментарии под опубликованным текстом.


Как защититься SEO-специалисту

Прислать ядро в защищённом файле. Чаще всего собранное семантическое ядро присылают в таблицах. Для защиты можно поместить его в Google Таблицу и запретить экспорт. Клиент не сможет скопировать информацию и создать копию.

Регистрация сайта на себя. Если у клиента нет аккаунтов в Яндекс.Вебмастере, Google Webmasters, Яндекс.Метрике и других полезных сервисах, SEO-специалист может завести свой аккаунт и открыть гостевой доступ для заказчика. Клиенту придётся платить, потому что он не сможет сохранить результат работы в случае неоплаты. Это не очень правильно, но помогает защитить свою работу.

Обманутые SEO-специалисты также часто наказывают недобросовестных заказчиков:

  • сносят важные файлы, настройки, добавляют что-то вредоносное, если остался доступ к сайту;
  • закупают много дешёвых ссылок с нерелевантных площадок, чтобы сайт забанили, если доступа к нему не осталось.
Забрать своё и наказать: как фрилансеры воюют с недобросовестными заказчиками
Так обманутые SEO-специалисты и разработчики могут «наказать» недобросовестного клиента


Как защититься специалисту по настройке таргетированной и контекстной рекламы

Работать в своём кабинете. Функциональность многих сервисов позволяет открывать гостевой доступ к аккаунту — например, клиентам. Копирование всех объявлений и настроек займёт очень много времени, поэтому недобросовестные клиенты, скорее всего, откажутся от такого формата работы.

Настраивать 1–2 объявления. Можно настроить до полной оплаты только несколько объявлений. Их хватит, чтобы клиент оценил эффективность кампании по числу кликов, конверсии, стоимости лида.

Назвать рекламный бюджет, куда уже включена часть стоимости услуг. Чтобы увидеть хоть какие-то результаты, клиент должен заплатить сервису, который будет показывать объявления. Если специалист работает на своём аккаунте, он может запросить большую сумму рекламного бюджета, чем требуется для тестирования. В случае неоплаты разница останется у него. Это не совсем честный метод.

Если клиент оказался недобросовестным, обманутые специалисты могут:

  • запустить ботов для скликивания объявлений — клиент потеряет рекламный бюджет, но не получит клиентов;
  • снести настройки рекламной кампании или изменить их так, чтобы заказчик потерял деньги, если остался доступ в аккаунт.


Как защититься дизайнеру

Прислать макет в низком качестве. Клиент сможет посмотреть его и оценить качество работы, но работать с ним дальше нельзя: при распечатке или использовании на сайте изображение будет пиксельным. Даже если заказчик не заплатит, он не сможет использовать результат работы.

Накладывать вотермарки на макет. Вотермарки или водяные знаки затрудняют использование изображения без оплаты. Их можно убрать в Photoshop, но в большинстве случаев клиенты не умеют это делать. Если заказчик окажется недобросовестным, ему придётся обращаться к другому специалисту, чтобы снять вотермарки, или всё-таки оплатить работу дизайнеру.

Забрать своё и наказать: как фрилансеры воюют с недобросовестными заказчиками
Рассказ о мошеннике на 3ddd: вотермарки — хороший способ «отсеять» мошенников


Как защититься разработчику

Выполнять работу по частям. Разработка сайта — сложный, долгий процесс, поэтому разработчики редко работают по постоплате. Чаще оплату разбивают на несколько этапов. Если клиент откажется платить, он получит только незначительную часть работ.

Показать результат на своём хостинге. Если проект небольшой и сравнительно лёгкий, разработчик может показать результат сначала на своём хостинге. Заказчик не сможет скопировать его самостоятельно — для этого нужны хотя бы знания кода. Также можно показать результат на видео или через какие-либо сервисы, которые не позволят скопировать результат.

Забрать своё и наказать: как фрилансеры воюют с недобросовестными заказчиками
Комментарий на Тостере: так можно защититься от недобросовестного клиента при вёрстке

Если клиент не заплатил за работу, обманутые разработчики:

  • вешают баннер на главной странице с информацией о том, что клиент не оплатил разработку — если остался доступ к сайту или с помощью кода;
  • удаляют сайт полностью, если остался доступ к аккаунту клиента;
  • атакуют сайт или другим способом делают так, чтобы он не работал.
Забрать своё и наказать: как фрилансеры воюют с недобросовестными заказчиками
У разработчиков много места для манёвра: об этом говорят на «Ответы Mail.ru»

Забрать своё и наказать: как фрилансеры воюют с недобросовестными заказчиками Профессия

Копирайтер/ коммерческий писатель

Узнать больше

  • Научитесь писать тексты разных форматов
  • Поймёте, как найти заказчиков и как с ними работать
  • В качестве итогового проекта сверстаете своё портфолио на Tilda

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Забрать своё и наказать: как фрилансеры воюют с недобросовестными заказчиками

дарья сопина

Автор-фрилансер

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 6