Руководитель команды методической инфраструктуры Нетологии Валентина Пахомова рассказала нам, как грамотный онбординг в онлайн-обучении помогает студентам адаптироваться. Один из первых шагов методиста к более близкому знакомству с учащимся — входная анкета.
Коллеги из EdMarket объяснили, чем полезен этот инструмент, как составлять входные анкеты и какие вопросы стоит в них задавать.
Зачем составлять входные анкеты онлайн-курсов
В момент, когда клиент оплачивает обучение и становится студентом онлайн-курса, организаторы могут тихо порадоваться и подключить его к учебной платформе, оставив в покое до старта программы. А могут попросить заполнить входную анкету, чтобы узнать ещё больше о своей целевой аудитории, её потребностях и запросах. После этого учесть полученную информацию и найти подход к своим студентам.
Второй вариант предпочтительнее. Чем больше узнаешь о студенте до начала обучения, тем меньше сюрпризов в процессе и тем проще разобраться, как помочь ему дойти до конца. При грамотном проектировании курса информацию о потенциальных студентах собирают ещё до старта, проводя кастдевы.
Входная анкета же — это прямое касание, возможность ближе познакомиться с учащимся и, в случае необходимости, скорректировать или дополнить занятия на курсе. Но, скорее всего, на следующем наборе. Ведь далеко не у всех методистов есть возможность вносить правки в моменте, но скорректировать недочёты в будущем может каждый.
Например, добавить примеры, релевантные для конкретной аудитории, или занятие по Google Docs, если мы выяснили, что наши студенты с ними ещё не сталкивались.
Информацию, полученную из входных анкет, могут использовать:
- продюсеры — которые изучают целевую аудиторию и спрос на рынке, ищут новые варианты продвижения продукта;
- методисты — которые создают образовательные продукты, отвечающие запросам целевой аудитории;
- кураторы — которые работают с учащимися во время прохождения курса.
Как составлять входные анкеты онлайн-курсов
Хотя бытует мнение, что лучше составить далёкую от совершенства анкету, чем не составить никакой, всё же стоит придерживаться некоторых правил. Прежде всего, при составлении анкет необходимо учитывать, в каких обстоятельствах студент будет её заполнять, постараться быть конкретным, относиться к респонденту с интересом и уважением.
- Спрашивать только необходимое. Задавать только те вопросы, ответы на которые возможно практически применять для модернизации курса. Сбор лишних сведений, работать с которыми никто не собирается, лишь рассеет внимание студента, утомит его и потратит его время впустую.
- Добавлять варианты ответов. Если необходимо анализировать результаты быстро. Так в системе можно будет фильтровать ответы по выбранным вариантам. При этом в чекбоксах, вариантах с множественным выбором, стоит добавлять графу «Другое». Если видим, что её часто выбирают, то ответ можно сделать открытым. Потом анализируем, что пишут в открытую форму, и можем снова доработать чекбокс.
- Учитывать время на заполнение. Составляя опросник, нужно постараться формулировать вопросы и планировать их количество таким образом, чтобы заполнению студент уделил 3–4 минуты. Чем больше времени требуется на анкетирование, тем выше шансы, что учащийся пропустит этот этап.
- Не повторяться. Необходимо избегать близких по смыслу вопросов. Например, если уже известно, с какими программами студент умеет работать, просьба «Оцените уровень вашей технической грамотности» будет лишней.
- Быть понятным. Формулировать вопрос следует так, чтобы он читался легко и понимался однозначно. Студент вряд ли захочет играть в игру «Угадайте, что я имею в виду». Например, если курс направлен на улучшение текущей рабочей деятельности студента, и в контент нужно добавить примеры, то лучше спросить «В какой сфере работаете?», а не «Чем занимаетесь?».
- Предлагать бонус. Всем, кто заполнит анкету. Это может быть дополнительный урок, мастер-класс, полезный чеклист. Так удастся увеличить количество респондентов и получить больше данных для анализа.
6 вопросов для входной анкеты онлайн-курсов
Основная информация о студенте
Полезно выяснить:
- пол и возраст;
- регион проживания;
- средний уровень дохода;
- профессию и род деятельности.
Полученная информация, особенно ответ на тот самый вопрос «В какой сфере работаете?», поможет продюсерам и маркетологам выстроить базовый портрет целевой аудитории, настроить рекламные кампании на часто повторяющиеся сферы и улучшить маркетинговые коммуникации.
Откуда узнали про курс и как выбирали
обучение
Варианты вопросов:
- Откуда вы узнали о нашей онлайн-школе?
- Какие образовательные сервисы и курсы вы рассматривали, кроме нас?
- Какой показатель стал решающим при выборе: скидка / программа / спикеры / продолжительность обучения?
После вопроса «Откуда узнали» необходимо добавить чекбокс с перечислением каналов, которые использует школа, иначе некоторые студенты могут ответить «из интернета».
Так выглядит фрагмент анкеты для студентов Нетологии, в котором мы уточняем, из какого канала студент получил информацию о курсе.
![Входная анкета онлайн-курса: 6 вопросов, которые стоит задать студенту на старте обучения](https://blog-prod-bucket.website.yandexcloud.net/uploads/2023/03/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8.jpg)
А вот открытый вопрос из нашей анкеты. Тут мы уточняем, к кому мог уйти студент. Предполагается, что респондент напишет конкретные источники или компании — или что не смотрел ничего кроме.
![Входная анкета онлайн-курса: 6 вопросов, которые стоит задать студенту на старте обучения](https://blog-prod-bucket.website.yandexcloud.net/uploads/2023/03/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B.jpg)
И снова варианты ответов, чтобы узнать, почему студент сделал выбор в нашу пользу.
![Входная анкета онлайн-курса: 6 вопросов, которые стоит задать студенту на старте обучения](https://blog-prod-bucket.website.yandexcloud.net/uploads/2023/03/%D0%A7%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BB%D0%BE-%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.jpg)
Ответы позволят узнать о продуктах конкурентов, а также о том, какие преимущества нашего продукта значимы для клиентов. Плюс таким образом можно узнать, какие рекламные каналы работают лучше и какой путь проходит клиент до совершения покупки: подписан ли он на страницу онлайн-школы в соцсетях, читает ли блог или рассылку, посещает ли открытые мероприятия.
Какой опыт онлайн-обучения
Варианты вопросов:
- Какое обучение вы проходили ранее?
- В каких онлайн-школах вы уже учились?
- В каком формате проходили обучение?
- В каком формате вам удобно учиться?
- С какими техническими решениями уже сталкивались?
Отметим, что это только варианты, а не рекомендованный список вопросов. Задавать их следует лишь в тех случаях, когда действительно возможно учесть полученную информацию: разные компании могут использовать разные платформы, методист не всегда может влиять на их выбор и менять формат в процессе.
В целом вопросы об опыте онлайн-обучения позволяют выяснить, есть ли у студентов опыт обучения, в частности, дистанционного. Умеет ли он организовывать своё пространство, расписание и в целом встраивать обучение в свою жизнь. Или же нам нужно помочь студенту в этом: дать бонусный материал «Как учиться онлайн» и чеклисты для самопроверки готовности к обучению, подсказать, какие процессы будут происходить во время обучения, объяснить, что спад мотивации — это нормально.
Какой уровень знакомства с темой обучения
Варианты вопросов:
- Знакомы ли вы с темой обучения?
- Как оцениваете текущий уровень владения темой?
- Какие образовательные сервисы и курсы вы изучали по этой или похожей теме?
Если студент уже что-то изучал, то, скорее всего, он учился у конкурентов, но пришёл к нам — это материал для конкурентного анализа. И тут же может быть вариант ответа «Никакие не изучал (-а)».
Во входной анкете Нетологии, например, уровень знаний и опыта уточняют простой шкалой со звёздами.
![Входная анкета онлайн-курса: 6 вопросов, которые стоит задать студенту на старте обучения](https://blog-prod-bucket.website.yandexcloud.net/uploads/2023/03/%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.jpg)
Однако для оценки опыта бывает полезно дать студентам варианты ответа — Это может быть количество лет в профессии, количество выполненных проектов или вообще смешанная иерархия с пояснениями:
- нулевой — нет запущенных или созданных проектов;
- начальный — 1–3 запущенных проекта;
- средний — 3–5 проектов;
- опытный — 6 и более.
Также с помощью ответов на эти вопросы мы узнаём соотношение студентов начального и более опытного уровней. Рекомендуем сопоставить эту информацию с целями студентов. Обычно сегменты ЦА не объединяются по опыту. То есть нельзя одновременно учить, а тем более создать одинаково полезный курс для новичков и опытных.
Как правило, сегмент один: либо новички, либо опытные. Если наш курс для новичков, а по ответам анкеты мы видим, что среди респондентов много средних или опытных. Тогда нужно смотреть в цели обучения: зачем к нам приходит опытная аудитория? Может быть, нужен диплом о профессиональной переподготовке? Эту информацию могут использовать маркетологи школы, чтобы привести на курс целевых студентов.
Несмотря на то, что мы создали курс для определённых людей, отслеживать, кто и зачем пришёл — тоже важно. Иначе опытный студент, который как-то попал на курс для новичков, может начать выражать недовольство, говоря, что в материалах много воды. И тогда нам нет смысла брать его обратную связь в работу, поскольку курс изначально создан для новичков.
Какие ожидания от обучения
Варианты вопросов:
- Почему вы записались на этот курс?
- Какой результат хотите получить в финале онлайн-курса?
- Какая тема в программе кажется вам особенно важной и интересной?
Чем больше мы знаем про ожидания студентов от обучения, тем лучше спроектируем образовательный продукт, который удовлетворяет эти ожидания. А ещё это дополнительный — и прекрасный — способ сфокусировать внимание студентов на целях, достижение которых мы будем актуализировать на разных этапах обучения.
![Входная анкета онлайн-курса: 6 вопросов, которые стоит задать студенту на старте обучения](https://blog-prod-bucket.website.yandexcloud.net/uploads/2023/03/%D0%9E%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8.jpg)
Как студент планирует учиться
Очень важно понимать, можем ли мы сделать обучение более комфортным для студентов — и как. Поэтому спрашиваем:
- Планируют ли они посещать «живые» вебинары или будут смотреть в записи?
- Будут учиться по вечерам после рабочего дня или догонять группу на выходных?
- Готовы ли заниматься по несколько часов в день или могут потратить на обучение не больше часа в будни и не больше 2–3 часов в выходные?
Эти данные помогут выстроить учебный процесс так, чтобы он вписывался в график студентов. Невозможно требовать от учащихся, чтобы на время прохождения курса они забыли о других делах и личной жизни.
Важно: задавать такие вопросы имеет смысл, только если есть готовность проявлять гибкость и подстраивать расписание курса под группу.
- Научитесь создавать качественные образовательные продукты
- Узнаете, как выявлять сильные стороны эксперта и оформлять его знания и опыт в учебный контент
- Отработаете реальные задачи методиста, каждая из которых — кейс для портфолио
Резюмируем
Входная анкета — возможность лучше узнать свою фактическую аудиторию и понять, насколько она соответствует целевой.
Ответы на вопросы пригодятся:
- продюсерам курса — для изучения ЦА и рыночного спроса;
- методистам курса — для кастомизации образовательных продуктов;
- кураторам курса — для лучшего выстраивания работы с учащимися.
При составлении анкеты необходимо:
- запрашивать только ту информацию, которая пойдёт в обработку;
- добавлять чекбоксы, чтобы сокращать время на обработку ответов;
- закладывать на анкетирование 3–4 минуты;
- формулировать вопросы без дублей;
- задавать вопросы с однозначной трактовкой;
- предлагать бонус за прохождение анкетирования.
Вот о чём стоит спросить во входной анкете, чтобы все вышеперечисленные — продюсеры, методисты, кураторы — получили максимум полезной информации:
- основная информация о студенте;
- принцип выбора конкретного онлайн-курса;
- есть ли у студента опыт онлайн-обучения;
- есть ли у студента опыт в теме курса;
- какие у студента ожидания и цели обучения;
- насколько студент настроен на процесс обучения.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.