Руководитель команды методической инфраструктуры Нетологии Валентина Пахомова рассказала нам, как грамотный онбординг в онлайн-обучении помогает студентам адаптироваться. Один из первых шагов методиста к более близкому знакомству с учащимся — входная анкета.
Коллеги из EdMarket объяснили, чем полезен этот инструмент, как составлять входные анкеты и какие вопросы стоит в них задавать.
Зачем составлять входные анкеты онлайн-курсов
В момент, когда клиент оплачивает обучение и становится студентом онлайн-курса, организаторы могут тихо порадоваться и подключить его к учебной платформе, оставив в покое до старта программы. А могут попросить заполнить входную анкету, чтобы узнать ещё больше о своей целевой аудитории, её потребностях и запросах. После этого учесть полученную информацию и найти подход к своим студентам.
Второй вариант предпочтительнее. Чем больше узнаешь о студенте до начала обучения, тем меньше сюрпризов в процессе и тем проще разобраться, как помочь ему дойти до конца. При грамотном проектировании курса информацию о потенциальных студентах собирают ещё до старта, проводя кастдевы.
Входная анкета же — это прямое касание, возможность ближе познакомиться с учащимся и, в случае необходимости, скорректировать или дополнить занятия на курсе. Но, скорее всего, на следующем наборе. Ведь далеко не у всех методистов есть возможность вносить правки в моменте, но скорректировать недочёты в будущем может каждый.
Например, добавить примеры, релевантные для конкретной аудитории, или занятие по Google Docs, если мы выяснили, что наши студенты с ними ещё не сталкивались.
Информацию, полученную из входных анкет, могут использовать:
- продюсеры — которые изучают целевую аудиторию и спрос на рынке, ищут новые варианты продвижения продукта;
- методисты — которые создают образовательные продукты, отвечающие запросам целевой аудитории;
- кураторы — которые работают с учащимися во время прохождения курса.
Как составлять входные анкеты онлайн-курсов
Хотя бытует мнение, что лучше составить далёкую от совершенства анкету, чем не составить никакой, всё же стоит придерживаться некоторых правил. Прежде всего, при составлении анкет необходимо учитывать, в каких обстоятельствах студент будет её заполнять, постараться быть конкретным, относиться к респонденту с интересом и уважением.
- Спрашивать только необходимое. Задавать только те вопросы, ответы на которые возможно практически применять для модернизации курса. Сбор лишних сведений, работать с которыми никто не собирается, лишь рассеет внимание студента, утомит его и потратит его время впустую.
- Добавлять варианты ответов. Если необходимо анализировать результаты быстро. Так в системе можно будет фильтровать ответы по выбранным вариантам. При этом в чекбоксах, вариантах с множественным выбором, стоит добавлять графу «Другое». Если видим, что её часто выбирают, то ответ можно сделать открытым. Потом анализируем, что пишут в открытую форму, и можем снова доработать чекбокс.
- Учитывать время на заполнение. Составляя опросник, нужно постараться формулировать вопросы и планировать их количество таким образом, чтобы заполнению студент уделил 3–4 минуты. Чем больше времени требуется на анкетирование, тем выше шансы, что учащийся пропустит этот этап.
- Не повторяться. Необходимо избегать близких по смыслу вопросов. Например, если уже известно, с какими программами студент умеет работать, просьба «Оцените уровень вашей технической грамотности» будет лишней.
- Быть понятным. Формулировать вопрос следует так, чтобы он читался легко и понимался однозначно. Студент вряд ли захочет играть в игру «Угадайте, что я имею в виду». Например, если курс направлен на улучшение текущей рабочей деятельности студента, и в контент нужно добавить примеры, то лучше спросить «В какой сфере работаете?», а не «Чем занимаетесь?».
- Предлагать бонус. Всем, кто заполнит анкету. Это может быть дополнительный урок, мастер-класс, полезный чеклист. Так удастся увеличить количество респондентов и получить больше данных для анализа.
6 вопросов для входной анкеты онлайн-курсов
Основная информация о студенте
Полезно выяснить:
- пол и возраст;
- регион проживания;
- средний уровень дохода;
- профессию и род деятельности.
Полученная информация, особенно ответ на тот самый вопрос «В какой сфере работаете?», поможет продюсерам и маркетологам выстроить базовый портрет целевой аудитории, настроить рекламные кампании на часто повторяющиеся сферы и улучшить маркетинговые коммуникации.
Откуда узнали про курс и как выбирали обучение
Варианты вопросов:
- Откуда вы узнали о нашей онлайн-школе?
- Какие образовательные сервисы и курсы вы рассматривали, кроме нас?
- Какой показатель стал решающим при выборе: скидка / программа / спикеры / продолжительность обучения?
После вопроса «Откуда узнали» необходимо добавить чекбокс с перечислением каналов, которые использует школа, иначе некоторые студенты могут ответить «из интернета».
Так выглядит фрагмент анкеты для студентов Нетологии, в котором мы уточняем, из какого канала студент получил информацию о курсе.
А вот открытый вопрос из нашей анкеты. Тут мы уточняем, к кому мог уйти студент. Предполагается, что респондент напишет конкретные источники или компании — или что не смотрел ничего кроме.
И снова варианты ответов, чтобы узнать, почему студент сделал выбор в нашу пользу.
Ответы позволят узнать о продуктах конкурентов, а также о том, какие преимущества нашего продукта значимы для клиентов. Плюс таким образом можно узнать, какие рекламные каналы работают лучше и какой путь проходит клиент до совершения покупки: подписан ли он на страницу онлайн-школы в соцсетях, читает ли блог или рассылку, посещает ли открытые мероприятия.
Какой опыт онлайн-обучения
Варианты вопросов:
- Какое обучение вы проходили ранее?
- В каких онлайн-школах вы уже учились?
- В каком формате проходили обучение?
- В каком формате вам удобно учиться?
- С какими техническими решениями уже сталкивались?
Отметим, что это только варианты, а не рекомендованный список вопросов. Задавать их следует лишь в тех случаях, когда действительно возможно учесть полученную информацию: разные компании могут использовать разные платформы, методист не всегда может влиять на их выбор и менять формат в процессе.
В целом вопросы об опыте онлайн-обучения позволяют выяснить, есть ли у студентов опыт обучения, в частности, дистанционного. Умеет ли он организовывать своё пространство, расписание и в целом встраивать обучение в свою жизнь. Или же нам нужно помочь студенту в этом: дать бонусный материал «Как учиться онлайн» и чеклисты для самопроверки готовности к обучению, подсказать, какие процессы будут происходить во время обучения, объяснить, что спад мотивации — это нормально.
Какой уровень знакомства с темой обучения
Варианты вопросов:
- Знакомы ли вы с темой обучения?
- Как оцениваете текущий уровень владения темой?
- Какие образовательные сервисы и курсы вы изучали по этой или похожей теме?
Если студент уже что-то изучал, то, скорее всего, он учился у конкурентов, но пришёл к нам — это материал для конкурентного анализа. И тут же может быть вариант ответа «Никакие не изучал (-а)».
Во входной анкете Нетологии, например, уровень знаний и опыта уточняют простой шкалой со звёздами.
Однако для оценки опыта бывает полезно дать студентам варианты ответа — Это может быть количество лет в профессии, количество выполненных проектов или вообще смешанная иерархия с пояснениями:
- нулевой — нет запущенных или созданных проектов;
- начальный — 1–3 запущенных проекта;
- средний — 3–5 проектов;
- опытный — 6 и более.
Также с помощью ответов на эти вопросы мы узнаём соотношение студентов начального и более опытного уровней. Рекомендуем сопоставить эту информацию с целями студентов. Обычно сегменты ЦА не объединяются по опыту. То есть нельзя одновременно учить, а тем более создать одинаково полезный курс для новичков и опытных.
Как правило, сегмент один: либо новички, либо опытные. Если наш курс для новичков, а по ответам анкеты мы видим, что среди респондентов много средних или опытных. Тогда нужно смотреть в цели обучения: зачем к нам приходит опытная аудитория? Может быть, нужен диплом о профессиональной переподготовке? Эту информацию могут использовать маркетологи школы, чтобы привести на курс целевых студентов.
Несмотря на то, что мы создали курс для определённых людей, отслеживать, кто и зачем пришёл — тоже важно. Иначе опытный студент, который как-то попал на курс для новичков, может начать выражать недовольство, говоря, что в материалах много воды. И тогда нам нет смысла брать его обратную связь в работу, поскольку курс изначально создан для новичков.
Какие ожидания от обучения
Варианты вопросов:
- Почему вы записались на этот курс?
- Какой результат хотите получить в финале онлайн-курса?
- Какая тема в программе кажется вам особенно важной и интересной?
Чем больше мы знаем про ожидания студентов от обучения, тем лучше спроектируем образовательный продукт, который удовлетворяет эти ожидания. А ещё это дополнительный — и прекрасный — способ сфокусировать внимание студентов на целях, достижение которых мы будем актуализировать на разных этапах обучения.
Как студент планирует учиться
Очень важно понимать, можем ли мы сделать обучение более комфортным для студентов — и как. Поэтому спрашиваем:
- Планируют ли они посещать «живые» вебинары или будут смотреть в записи?
- Будут учиться по вечерам после рабочего дня или догонять группу на выходных?
- Готовы ли заниматься по несколько часов в день или могут потратить на обучение не больше часа в будни и не больше 2–3 часов в выходные?
Эти данные помогут выстроить учебный процесс так, чтобы он вписывался в график студентов. Невозможно требовать от учащихся, чтобы на время прохождения курса они забыли о других делах и личной жизни.
Важно: задавать такие вопросы имеет смысл, только если есть готовность проявлять гибкость и подстраивать расписание курса под группу.
- Научитесь создавать качественные образовательные продукты
- Узнаете, как выявлять сильные стороны эксперта и оформлять его знания и опыт в учебный контент
- Отработаете реальные задачи методиста, каждая из которых — кейс для портфолио
Резюмируем
Входная анкета — возможность лучше узнать свою фактическую аудиторию и понять, насколько она соответствует целевой.
Ответы на вопросы пригодятся:
- продюсерам курса — для изучения ЦА и рыночного спроса;
- методистам курса — для кастомизации образовательных продуктов;
- кураторам курса — для лучшего выстраивания работы с учащимися.
При составлении анкеты необходимо:
- запрашивать только ту информацию, которая пойдёт в обработку;
- добавлять чекбоксы, чтобы сокращать время на обработку ответов;
- закладывать на анкетирование 3–4 минуты;
- формулировать вопросы без дублей;
- задавать вопросы с однозначной трактовкой;
- предлагать бонус за прохождение анкетирования.
Вот о чём стоит спросить во входной анкете, чтобы все вышеперечисленные — продюсеры, методисты, кураторы — получили максимум полезной информации:
- основная информация о студенте;
- принцип выбора конкретного онлайн-курса;
- есть ли у студента опыт онлайн-обучения;
- есть ли у студента опыт в теме курса;
- какие у студента ожидания и цели обучения;
- насколько студент настроен на процесс обучения.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.