Практическая ценность MBA и зачем учиться именно в России

Практическая ценность MBA и зачем учиться именно в России

Разобраться

Бизнес-образование встраивает привычку мыслить глобально, снимает барьеры, а также дарит опыт, который невозможно получить при других обстоятельствах, — так считают выпускники MBA-программ. MBA — знак качества. 

Рассказываем, какие двери открывает степень MBA, что должны уметь топ-менеджеры, чтобы оставаться востребованными, в чём различие длинных и коротких программ обучения MBA и обязательно ли учиться за границей.

Практическая ценность MBA и зачем учиться именно в России

светлана третяк

Редактор Нетологии.
Узнала, как меняется жизнь после MBA-обучения

Какие возможности предоставляет диплом MBA

Карьерный рост и увеличение дохода

По данным Graduate Management Admission Council, 7 из 10 выпускников получили нынешнюю работу благодаря степени МВА.

Михаил_Соколов

Михаил Соколов

Глава клуба выпускников Cranfield School of Management в России

«MBA помогает многим снять карьерные ограничения, что позволяет легко поменять позицию, должность или зону ответственности. Например, легко осуществить переход от уровня исполнителя к человеку, который создаёт новые продукты, сервисы, направления. Мне было легко сменить операционное управление на развитие бизнеса. После обучения я перешёл на позицию заместителя генерального директора по развитию компании».

Как российские выпускники MBA оценивают карьерный рост в течение двух лет после обучения

Карьерный рост_MBA

Отличным и хорошим считают свой рост 73% топ-управленцев и 64% менеджеров среднего звена.

84% опрошенных указали увеличение дохода от 31 до 92% спустя два года после обучения.

Несмотря на растущий спрос на MBA-образование, российские работодатели считают его пока скорее преимуществом, чем требованием. Прежде всего ценятся подтверждённые профессиональные навыки, успешные бизнес-кейсы. Есть мнение, что основная причина такого положения дел в том, что в России ещё не сформировался пласт собственников, которые прошли школу MBA и понимают его практическую ценность.

Ускорение развития компании

Одна из частых причин получения топ-менеджерами бизнес-образования — поиск идей для развития бизнеса. В этом помогает накопленный опыт одногруппников, который позволяет найти решения в совместном обсуждении.

Также сотрудник с дипломом MBA развивает всю компанию через передачу полученных знаний и навыков своим подчинённым. В результате повышается эффективность работы всей команды.

Смена сферы деятельности или открытие своего бизнеса

Согласно данным Graduate Management Admission Council, 33% студентов MBA планируют уйти в другую отрасль деятельности, а 29% — начать свой бизнес. По статистике Forbes, 16% выпускников Стэнфордской школы основали стартапы.

В России перейти в другую сферу деятельности собираются 20‒25%, по результатам опросов Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ.

Переезд в другую страну

Степень MBA в хорошей бизнес-школе высоко ценится в международном кругу работодателей и инвесторов. Поэтому некоторые российские студенты по окончании обучения находят работу за границей, — к примеру, переходят из российского офиса в зарубежный либо открывают европейский стартап или ecommerce.

Алексей_Долинский

алексей долинский

Сооснователь Coursalytics.com,
магистр права и дипломатии Школы Флетчера (США)

С какими запросами приходят желающие получить MBA?

Самый распространённый вопрос — «а не пора ли и мне поучиться?». Обычно его задают успешные менеджеры и предприниматели, которые не хотят останавливаться в саморазвитии и видят в себе потенциал для большего.

На начальной стадии они довольно смутно представляют себе, что такое программы бизнес-образования, но слышали от друзей и коллег, что МВА — вещь в хозяйстве полезная.

На следующем этапе обсуждаем непосредственные задачи профессионального развития. Выясняется, что для кого-то это просто важная строчка в резюме, которая помогает при трудоустройстве. Для других — возможность получить новые знания и навыки. А третьи хотят систематизировать накопленный практический опыт работы в бизнесе.

Поделитесь несколькими кейсами, которые запомнились, когда диплом MBA помог решить важную бизнес-задачу или чем-то помог выпускнику в карьере или жизни

Комплексная бизнес-программа (называется Advanced Management Program, своего рода сокращённый аналог МВА) позволила российскому топ-менеджеру крупной промышленной корпорации войти в состав правления.

Онлайн-программа Mini-МВА помогла директору российского подразделения международной итальянской корпорации со штаб-квартирой в Италии систематизировать весь предыдущий опыт, получить качественно новые знания о бизнес-управлении и запланировать смену работы.

Топ-менеджер одного из трёх крупнейших сотовых операторов в России встретила на программе Executive MBA любовь своей жизни и вышла замуж вскоре после окончания программы.

Современные требования к топ-менеджерам

Согласно порталу «MBA в Москве и России», примерно половина действующих российских руководителей не обладает умениями и инструментарием для внедрения инноваций и управления изменениями. Разбираемся, какие компетенции должны быть у востребованных управленцев.

Исследование: тренды лидерства и карьеры высших руководителей

Всероссийский конкурс по поиску и развитию управленцев «Лидеры России» заказал масштабное исследование по востребованным управленческим компетенциям — приводим ключевые результаты.

Управление проектами и инновациями. Одной из ключевых форм работы в компаниях становится проектная деятельность. Лидер должен уметь оптимально распределять внимание между проектами, сопровождать и завершать начатое, выстраивать отношениями с шефом, коллегами, акционерами, внешними клиентами.

Управление изменчивой командой. Наблюдается переход от команд с фиксированным составом, понятными задачами и регламентами к «живым» динамичным командам с подвижными границами и составом, меняющимися задачами, смешанными ролями участников. Лидер выступает в качестве дирижёра, который помогает быстро сыгрываться участникам под конкретную задачу и проект, оперативно считывает внешнюю среду и атмосферу команды, маневрирует.

Умение вдохновлять считают важным большинство респондентов.

Умение «переобуваться в воздухе» и обеспечивать быстрый результат. Среди наиболее востребованных компетенций — гибкость, стратегическое мышление и ориентация на результат. Лидер должен уметь проверять свои и чужие гипотезы и перестраиваться по ходу движения.

Ритм стартапа ⟶ ритм большой компании.

Кросс-функциональные переходы и незамыленный взгляд. Современный лидер должен быть готов к горизонтальным перемещениям из одного отдела или бизнеса в другой, переключению на новые задачи-вызовы. Адаптивность и мобильность — новое конкурентное преимущество.

Переход управленца из отрасли в отрасль позволяет компании получить незамыленный взгляд на бизнес, а самому сотруднику — взять новую карьерную высоту.

Лидер
Источник: Forbes

«Работа с исключениями, быстрое принятие решений в условиях неопределённости, коммуникации и командное решение плохо формализуемых задач — такие компетенции будут требоваться не только от топ-управленцев, но и от линейных менеджеров и производственного персонала.

Это потребует иной корпоративной культуры — основанной на свободе и личной ответственности за результат, поощряющей эксперименты, дающей право на ошибку, стимулирующей горизонтальные взаимодействия», — отмечает ректор Московской школы управления «Сколково» Марат Атнашев.

«Золотые» компетенции управленца

Согласно исследованию «Сколково», у цифровых компаний-лидеров есть две важные уникальные компетенции: умение выстраивать стратегические партнёрства и понимание клиентского опыта — то, что нужно человеку в конкретный момент и как создать для него эту ценность. Эти компетенции можно назвать «золотыми» в управлении на следующие 10‒20 лет.

курс

Digital
MBA

Узнать больше

  • Узнаете про digital-инструменты и получите ценный опыт зарубежных и российских экспертов в сжатые сроки 
  • Поможем усилить команду, себя как лидера и построить стратегию развития бизнеса в цифровой среде
  • Станете частью комьюнити для обмена опытом и поиска деловых партнёров

Также исследование «Сколково» показало, что менеджеры российских и международных компаний обладают общими компетенциями, что позволяет говорить об управленческом стандарте. В этот список входит стратегия, финансы, маркетинг, проектное управление, переговоры — почти всё, что относится к современному стандарту MBA и EMBA.

Алексей_Долинский

Алексей Долинский

Сооснователь Coursalytics.com,
магистр права и дипломатии Школы Флетчера (США)

Что помогает получить сильные управленческие компетенции во время MBA-обучения?

За хорошей программой МВА стоит несколько факторов успеха, которые усиливают друг друга.

Практическая ценность MBA и зачем учиться именно в России Преподаватели в ведущих мировых бизнес-школах — эксперты, которые постоянно работают с лидирующими компаниями, изучают и систематизируют их опыт, что позволяет выделять лучшие практики.

Практическая ценность MBA и зачем учиться именно в России Правильно подобранные материалы и бизнес-кейсы позволяют не просто прочитать и узнать факты, но вжиться в атмосферу изучаемой компании и лица, принимающего решения, почувствовать себя на их месте и научиться на их опыте, как на своём.

Практическая ценность MBA и зачем учиться именно в России Возможность пообщаться в доверительной атмосфере с успешными практиками бизнеса — это источник идей, подсказок, вдохновения.

Практическая ценность MBA и зачем учиться именно в России Ну и самое главное — другие участники. На хороших программах встречаются потрясающие люди, которые часто становятся друзьями на всю жизнь, деловыми партнёрами или даже супругами.

«Зелёный» диплом MBA

Навыки борьбы с климатическим кризисом — это ещё один тренд в области лидерских компетенций, который отмечают международные специалисты в сфере образования.

Увеличивается количество студентов MBA, которые хотят руководить компанией с социальной или экологической миссией. Учесть особенности менеджмента таких компаний позволяет программа устойчивого развития — комплекс экономических и социальных изменений, который основан на бережном использовании природных ресурсов и направлен на улучшение состояния планеты.

Главная цель «зелёных» образовательных программ — обучить управленцев, которые способны внедрить в бизнес принципы экологичной работы и бережного отношения к планете и её ресурсам.

Чем различаются длинные и короткие программы обучения MBA

В последнее время очные длительные программы MBA переживают не лучшие времена в связи с ростом популярности онлайн-образования, ускоренных годичных программ и бизнес-магистратур. Согласно исследованию РБК, самые популярные виды образования — тренинги для руководителей, курсы менеджмента и онлайн-курсы для руководителей.

К длинным программам MBA относится классическое MBA-обучение с отрывом от работы.

Короткие программы MBA — это ускоренные и краткосрочные программы.

  • Ускоренный MBA позволяет получить степень MBA без отрыва от работы и ориентирован на освоение определённого навыка — например, управления цифровой трансформацией бизнеса.
  • Краткосрочные программы MBA могут рассматриваться как вариант повышения квалификации или профессиональной переподготовки — без диплома MBA. Часто учебное заведение предлагает пройти отдельные модули из курса MBA. Это позволяет слушателю оценить, насколько по силам совмещать темп и формат обучения, чтобы принять решение о дальнейшем обучении на программе.

Собрали ключевые отличия:

MBA_длинные_короткие_программы

Несмотря на преимущества полноценных программ MBA, короткие программы достаточно популярны в России. Частично это объясняется тем, что предприниматели хотят получить знания за короткое время и сравнительно небольшие деньги.

Что говорят по поводу коротких программ российские бизнес-школы

Приведём некоторые мнения из исследования РБК.

Академия бизнеса Ernst & Young

Компании всё чаще выходят с запросом на переквалификацию сотрудников и их адаптацию к новым условиям работы. От сотрудников ожидается, что они смогут внедрять цифровые технологии, управлять сложной цифровой средой и распределёнными командами, фокусироваться на комплексном понимании ситуации и поиске творческих решений. Именно поэтому на первое место выходят не только навыки работы с digital-технологиями, но и социальные навыки и навыки мышления.

Увеличился спрос на soft-тематики: межличностные навыки, совершенствование лидерских качеств и развитие навыков мышления. У руководителей на первое место выходят такие темы, как эмоциональный интеллект, построение высокоэффективных команд, персональный бренд и навыки публичного выступления.

Банковский институт НИУ ВШЭ

Мы всё больше ощущаем запрос на короткие программы, связанные с вопросами внедрения инновационных решений и технологий. В то же время остаётся потребность в традиционных навыках, которые требуются собственнику бизнеса или управленцу.

Московская школа управления «Сколково»

Предприниматели часто выбирают отдельные короткие программы — по переговорам, проектному управлению, цифровизации бизнеса и другим темам.

В какой стране учиться

Выбор страны обучения зависит от страны, в которой в дальнейшем собираетесь работать.

Если планируете работать за границей — лучше получить диплом MBA западной бизнес-школы. Получите опыт ведения бизнеса и связи, которые помогут устроиться в международную компанию.

Обучение в России необходимо тем, кто собирается вести бизнес в своей стране. Важно, что программа учитывает специфику России, ведь реалии ведения российского бизнеса и западного значительно отличаются. Также российский MBA позволит познакомиться с авторитетными коллегами-соотечественниками, будущими партнёрами или инвесторами.

Это не означает, что российские программы MBA не включают западный опыт. Престижные российские бизнес-школы привлекают международных консультантов и преподавателей, а также организовывают зарубежные учебные модули. Всё это позволяет российским слушателям наладить в том числе и внешние международные деловые контакты.

Алексей_Долинский

алексей долинский

Сооснователь Coursalytics.com,
магистр права и дипломатии Школы Флетчера (США)

Как бы вы охарактеризовали российский рынок MBA, включая онлайн-программы?

Российский рынок крайне плохо структурирован. Мы пока не научились отличать качественное образование от некачественного, поэтому рынок завален поддельными кроссовками адидас от бизнес-образования.

Несколько провайдеров образования предоставляют контент мирового уровня качества или сделали свой собственный контент вполне достойного уровня. Однако подавляющее большинство занимается откровенной профанацией, производством контрафакта или торговлей дипломами.

В этой каше крайне трудно выявлять ценные и качественные продукты.

На что следует обращать внимание при выборе программы MBA и бизнес-школы в России?

Практическая ценность MBA и зачем учиться именно в России Преподаватели

На престижных программах обучают эксперты мирового уровня и российские практики. Отсутствие любого из этих элементов — тревожный сигнал.

Практическая ценность MBA и зачем учиться именно в России Образовательный дизайн

Это широкий спектр образовательных технологий, которые позволяют вовлечь участников в изучаемый материал. Если нет внятной информации о том, как организован образовательный процесс, об этом, скорее всего, просто не подумали.

Практическая ценность MBA и зачем учиться именно в России Подход к отбору участников

Хорошие программы не могут принимать всех желающих — стараются сделать так, чтобы сформированный звёздный состав дополнял друг друга. Чем выше барьер на входе, тем ценнее награда за этим барьером.

Преимущества российского обучения на MBA

  • Более низкая стоимость обучения по сравнению с зарубежными программами.
  • Возможность совмещать работу и учёбу.
  • Программы созданы с учётом российской специфики и на основе российских кейсов.
  • На престижных программах нетворкинг не только российский, но и международный.
  • Комфортный язык обучения — при обучении на неродном языке информацию усвоить сложнее, поэтому не всё запоминается.

MBA и крупнейшие компании России

По оценке РБК, российский рынок МВА составляет 3,3 млрд рублей с учётом онлайн-программ. Согласно исследованию РБК-500 (рейтинг 500 крупнейших компаний России по выручке), диплом MBA имеют руководители 50 из 500 компаний, участвовавших в рейтинге.

17 из 50 руководителей получили степень MBA в России, 33 — в зарубежных бизнес-школах. Наиболее широко среди руководителей крупнейших компаний России представлены выпускники MBA-программ бизнес-школ, работающих в рамках РАНХиГС (5 руководителей), INSEAD (4), Московской школы управления «Сколково» (3), Стокгольмской школы экономики (3).

MBA_российские управленцы
Полная версия на сайте РБК

Резюмируем

Диплом MBA делает возможным карьерный рост, увеличение дохода, позволяет сменить отрасль, начать свой бизнес, переехать в другую страну.

Наиболее востребованы гибкие лидеры, которые умеют управлять проектами и изменчивыми командами, обладают цифровыми компетенциями и способны к горизонтальным перемещениям.

Умение выстраивать стратегические партнёрства и понимание клиентского опыта — «золотые» управленческие компетенции.

В международный и российский управленческий стандарт входит стратегия, финансы, маркетинг, проектное управление, переговоры — почти всё, что относится к современному стандарту MBA и EMBA.

Несмотря на преимущества полноценных программ MBA, короткие программы достаточно популярны в России. Частично это объясняется тем, что предприниматели хотят получить знания за короткое время и сравнительно небольшие деньги.

Делайте осознанный выбор.


Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Практическая ценность MBA и зачем учиться именно в России

светлана третяк

Редактор Нетологии

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 2