Редактор «Медиазоны» Егор Сковорода учится на курсе «Дата-журналист: истории, основанные на данных» и делится впечатлениями в Цехе. Предлагаем вашему вниманию две первые части, где Егор рассказывает, как проходит обучение, мучается с математикой и ностальгирует.
«Ско. А что ты думаешь про дата-журналистику?», — о том, как попал на курс Нетологии
Последние два месяца я всюду вижу знаки. Вот журналистка Оля Кузьменкова спрашивает в Твиттере, какое послание вы бы отправили себе в прошлое, скинув с полки одну книгу (ну ладно, три книги)? И сама же отвечает так: «Любая книжка с названием типа „you need to code too“, „coding for dummies“, ну или что-то такое, с жирным намёком».
Вот Алексей Ковалёв из Медузы возвращается с журналистской конференции и рассказывает, как «сходил на практический семинар по теме, в которой я думал, что не пойму совсем ничего, но в итоге пообещал себе, что в будущем году обязательно хотя бы открою книжку по питону. Python для журналиста-расследователя — это новый английский, то есть не знать его просто стыдно».
Я был на этой конференции несколько лет назад и помню, мы посмеивались, когда среди множества выступлений с интригующими названиями обнаружили четырёхдневный мастер-класс по Excel — теперь не посмеиваюсь и примерно понимаю, что такое может быть полезно, важно и круто.
В общем, на меня с полки упала книжка с жирным намёком. В моём случае этой книгой оказалась продюсер «Цеха» Маргарита Журавлёва с коротким сообщением в Телеграме: «Ско. А что ты думаешь про дата-журналистику?».
Мы тогда как раз вместе с «Новой газетой» выпустили исследование приговоров женщинам, осуждённым за убийство своих партнеров (и показали, что большинство из них были жертвами домашнего насилия). Исследование мы двумя командами тихонько пилили несколько месяцев, я был одним из редакторов текста и всё это время чувствовал себя неуютно от того, что слабо понимал, как мы всё это считаем, как собираем и как анализируем данные (к счастью, это прекрасно понимали Ира Долинина и Алеся Мароховская из «Новой»).
Поэтому вот я здесь, и уже второй месяц пытаюсь проходить в Нетологии курс «Python для анализа данных» — и, кажется, толком ещё ни разу не пожалел о своём поспешном и не очень обдуманном решении. Когда начал обдумывать, перед глазами сразу встал затылок моего учителя по алгебре — единственное, что мы с моей одноклассницей Катей считали на его уроках, так это складки кожи на затылке (кажется, в 11 классе я провалил все экзамены по математике и едва получил школьный аттестат).
«Немножко вспоминаем математику», — от этих слов на первых лекциях мне приходилось вздрагивать. Что такое «целочисленное деление» и зачем оно вообще нужно, я вспоминал минут десять.
На самом деле, это большое удовольствие — чувствовать, как начинает поскрипывать мой запылившийся в редакторской рутине мозг.
О том, как устроен курс
Курс устроен из вебинаров, запись которых потом выкладывается на сайт, домашних заданий и всяких материалов к ним и нескольких каналов в Slack, где можно бесконечно задавать свои дурацкие вопросы (у нас в редакции Slack не прижился, так что хоть тут поизучаю, как он работает).
Первая моя проблема — я появился там недели через полторы после начала курса, поэтому с самого начала отстал, потратил много времени на то, чтобы установить всё нужное и хоть примерно разобраться, как оно работает.
Две лекции в неделю и домашние задания — кажется, не очень много, но с моей работой в «Медиазоне» это оказалось довольно трудно совмещать.
19 декабря, например, я решил, что уж эту-то лекцию я посмотрю сегодня не в записи. Она должна была начаться как обычно в 19 часов. В 18:28 появились первые сообщения о стрельбе у здания ФСБ на Лубянке — запись лекции в итоге я посмотрел через несколько дней. А когда в другой раз всё-таки успел вовремя — половину всё равно не понял, потому что не прошёл всего, что было раньше.
Но потом расслабился и понял, что смотреть это в записи мне даже комфортнее — можно останавливать видео, что-то выписывать, самому тихонько разбираться в примерах из лекции, самому что-то немного кодить (очень смущаюсь, примеряя этот глагол на себя, не уверен, что правильно), решая задачки оттуда. Я так понимаю сильно лучше — хотя времени при таком подходе это занимает значительно больше (минимум три часа на двухчасовую лекцию).
- Освоите инструменты для создания полноценных исследований и откроете огромное информационное поле для новых материалов
- Научитесь писать, опираясь на факты
- Сможете находить гипотезы и работать с ними, создавать повестку
Неимоверно только бесит, когда интернета нет (самолёт, поезд, деревня) или он почему-то слабый и не получается смотреть видео или что-то делать. Но интернет всегда бесит, чего уж. Сильнее бесит только обычный мусор в контейнерах для раздельного сбора. Ну или звук оповещений в мессенджерах. Звук шлёпок. Руккола. Нацисты. Заусенцы.
Много чего бесит. А когда домашние задания не получаются — не бесит. Жутко интересно наблюдать за собой, как в голове откуда-то появляются разные варианты решения задачки, которая никак не выходит. И которая сейчас кажется невыносимой, а уже через несколько дней окажется довольно простой.
Отдельное удовольствие, когда видишь, что этот простенький код, мучивший тебя пару дней, взял и заработал (сравнимое с моментом, когда текст написан, отредактирован и завёрстан со всеми иллюстрациями).
Я сижу в деревне, вокруг редкая этой зимой ценность — снег — и думаю, как бы это решить. За ногу покусывает юный корги, я механически его обнимаю и думаю, как бы это решить. Пока не знаю точно, как именно полезно это всё мне будет для журналистики (хотя почти уверен, что будет), но мой мозг попытка поучить немного питон уже расшевелила.
Я засыпаю и в голову приходит ещё одна идея — проблема в том, чтобы не встать сразу и не начать её проверять. На вечеринке тоже не откроешь ноутбук (хотя пара хороших вариантов для последних домашних заданий пришла в голову как раз на тусовках). Вот и сейчас я дописываю этот текст, а в соседних вкладках открыты запись лекции и задания, я в них снова ничего не понимаю, но собираюсь непременно разобраться. Чем пока и займусь.
О карантине, ностальгии и Python
Что-то происходит на карантине. Что-то непонятное со временем и с этим привычным пространством. В детстве обжитой внешний мир очень маленький, он медленно растёт с годами: ковёр и его узоры, квартира и балкон с запахом солнечной пыли, двор и кусты с белыми ягодами, которые хлопают, соседние дома, лужа по дороге к дальнему магазину, дождевые черви на асфальтовой дорожке к школе — ни в коем случае не наступить — ближний лес и пруд, первый скрипящий троллейбус, похожий на большую корову, новый район у новой школы, плевочки города у выходов из метро, которые наконец-то складываются в целую Москву, потом ты обживаешь поезда и вроде бы Россию, потом аэропорты и как будто мир.
Потом приходит карантин, и твоё пространство снова схлопывается — не до квартиры и балкона, но до размеров тех окрестностей, куда ты можешь дойти за 10–15 минут пешком. Мир снова очень маленький и поэтому даже уютный. Но всё-таки уже привык к большому и последнюю неделю каждый день мечтаешь о Камчатке.
Время тоже как будто скакнуло назад. Вчера подруга написала: «Представь, я решила разобрать почту, разобрала до 2011 года, и столько письмищ, много любви и дружбы». Сегодня я пишу этот текст, дослушивая глубины своего плейлиста во ВКонтакте — и это тоже всё было лет десять назад.
Избегал этого двадцать лет, но на карантине начал читать Гарри Поттера (спойлеры на каждом шагу!). Пересматриваем фильмы про Джея и Молчаливого Боба — это десятый, наверное, класс.
Математику за десятый класс тоже пришлось вспоминать — и это мучительнее, чем спойлеры в Поттере (алгебру я, к сожалению, не знал никогда). Потому что я всё ещё продолжаю медленно проходить курс по Python в Нетологии (настолько медленно, что пришлось формально перейти в другую группу, потому что моя уже всё закончила), а там дело дошло до статистики — штука интересная, конечно, и нужная, но от её математической подоплеки я немного хватаюсь за голову (чудесный образом что-то всё же получается и потом всплывает в голове).
Вообще прямо сейчас, похоже, оказался в положении человека, у которого чешутся руки — и я теперь иногда прокрастинирую, чего-то там переставляя в коде. Я чему-то немного научился, и теперь понятно, что разобраться в этом до конца можно будет только с практикой. Но на нормальные вещи пока не хватает сил и времени, поэтому я ковыряюсь в датасете о преступности в Балтиморе (время пересматривать «Прослушку») или пытаюсь привести в божеский вид статистику российского судебного департамента (а она у нас очень полная и не очень удобная).
На днях заметил, что заполняя табличку с оценками своим студентам, которым что-то пытаюсь рассказывать про журналистику, на автомате полез рисовать в питоне какие-то графики (совсем с ума сошёл).
Насчёт графиков — этот курс по питону вообще-то часть программы по дата-журналистике, там есть ещё довольно полезная часть про Tableau. Это, кажется, отличный и удобный инструмент для визуализации всех данных мира. В ней столько всего, что разбираться мне пока сложновато даже с чьей-то помощью, но главная проблема в другом: курс построен на примере ужасающе скучного набора данных про прибыль и расходы каких-то американских кофеен, и каждый раз, имея с ними дело, мне приходится преодолевать изрядную долю раздражения. Всё это не упрощает дело.
Не упрощает его и карантинное заточение. Я чувствую себя как будто в вязком воздухе, и всё делаю медленней и хуже — пишу и редактирую тексты, делаю свои домашние задания и проверяю чужие, даже готовлю и мою посуду я хуже. Но это всё пройдет и останется только одно — чёртовы неразрывные пробелы, которые ты вроде отовсюду удалил, но они прорастают опять, как прорастают мои волосы, которые пришлось подстричь под ноль.
Читать также
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.