Самый популярный формат съёмки экспертного контента — так называемая говорящая голова, когда спикер записывает себя по плечи. Но многим такая подача уже приелась: смотреть дольше пяти минут на статичную фигуру скучно. Зритель отвлекается, его внимание рассеивается — воспринимать информацию становится всё сложнее.
Решить эту проблему помогут приёмы для удержания внимания — они актуальны для любых видеороликов больше трёх минут. Анна Хлебникова, медиаменеджер и руководитель студии видеопродакшена Videoset-insta, собрала 16 самых простых и при этом эффективных способов — они подходят и тем, у кого нет богатого опыта в съёмках и монтаже.
Смысловые методы удержания внимания: продумываем при подготовке и включаем их в сценарий
Оживляем рассказ
Случаи из практики, истории, интересные примеры, необычные сравнения — всё это привлекает внимание. Кроме того, слушателям намного легче запомнить и усвоить жизненный материал.
Если зритель начнёт отвлекаться, пока речь идёт об абстрактных вещах, он наверняка моментально переключит внимание на спикера, как только услышит что-то вроде «У меня такой случай был в прошлом году. Представьте, приходит ко мне клиент и с порога заявляет…».
Личные истории всегда вызывают интерес.
Не стоит бояться рассказывать о прошлых неудачах — это сближает эксперта с аудиторией. Очень приятно и ценно знать, что спикер понимает проблемы и трудности, с которыми сталкивается зритель, и в его работе тоже далеко не всё шло идеально.
Приводим контраргумент
Стоит представить разные точки зрения, рассмотреть проблему с нескольких сторон, пусть даже одна из этих сторон будет явно неправильной.
Например, если маркетолог скажет, что сейчас всем без исключения нужно бежать из запрещённой соцсети в VK — площадка заблокирована, продвигаться через рекламу нельзя, сильный отток аудитории, это будет неправильно, хотя на первый взгляд звучит логично. Лучше озвучить эту точку зрения с аргументами, а затем объяснить, почему она неверна, и рассказать, кому на самом деле стоит уходить, а кто может оставаться, какие площадки, кроме VK, можно рассматривать. Суть в том, чтобы зритель задумался, проанализировал варианты и принял решение сам.
Контраргументы будоражат, привлекают внимание, побуждают относиться к обучению вдумчиво.
Если эксперт рассказал об одной точке зрения, зритель видит, что всё звучит логично, он понемногу отвлекается — тема кажется лёгкой. А вот заданные вопросы и аргументы ставят первоначальный тезис под сомнение. И зритель заинтересован: «Да, действительно, я об этом не подумал. И в самом деле, как быть с этими вопросами?». Теперь ему важно разобраться, ведь тема оказалась совсем не такой простой и однозначной, как можно было подумать.
Приглашаем известного человека
Это может быть как популярный артист, звезда, так и авторитетный в определённых кругах специалист. Главное, чтобы он нравился аудитории.
Чем выше уровень интереса к именитому гостю, тем больше зрителей внимательно посмотрят видео от начала до конца.
Необязательно посвящать всё видео общению с приглашённым экспертом или его монологу — можно сделать несколько вставок, где он подтверждает или дополняет тезисы главного спикера, рассказывает свои примеры и истории.
Ведём диалог со зрителем
Рекомендуем общаться с аудиторией — обращаться к ней, задавать вопросы, давать задания. Например: «Вспомните, сколько раз в день вам приходится отвечать на одни и те же вопросы клиентов. А теперь представьте, что всю эту работу за вас делает чатбот».
Такой приём помогает удерживать внимание благодаря принципу, который действует почти бессознательно: «когда человек смотрит прямо на меня, говорит со мной, обращается ко мне, я не могу отвлекаться».
Ещё один подход — игра на любопытстве. Можно сделать так: в начале видео задать интересный вопрос, который связан с темой видео и на который не так-то легко ответить, затронуть его в течение ролика, а в конце дать разгадку.
При правильной подаче это приковывает внимание зрителя: люди любопытны от природы, нас раздражает, когда мы не можем разгадать загадку или не знаем, чем закончилась интересная история. И напротив — ощущение «ух ты, теперь я знаю невероятно крутую штуку» очень приятно, так что спикер не только удержит внимание, но ещё и улучшит настроение аудитории.
Мы в Videoset-insta не раз использовали подобные приёмы при съёмке познавательных видео и можем сказать точно — они работают превосходно.
Съёмочные способы удержания внимания
Позволяем заглянуть за кадр
Зрителям очень нравится, когда в ролике можно увидеть то, что обычно находится за кадром — например, элементы декораций, осветительные приборы, камеры.
Отлично работает съёмка сбоку или со спины — зритель видит то же, что и эксперт, а это всегда интересно.
Среди публикаций в Videoset-insta в соцсетях ролики с подглядывающей камерой чаще всего выходят в топ по просмотрам.
Меняем ракурс и крупность кадра
Смотреть на статичный кадр скучно — это утомляет. Лучше внести разнообразие: использовать крупные, средние и общие планы, менять ракурсы, одежду, причёски.
При наличии только одной камеры советуем снимать в формате 4К — на монтаже можно будет укрупнить часть кадров без потери качества картинки.
Если снимать на две камеры, одну лучше поставить напротив эксперта, а вторую немного сбоку — это позволит менять ракурсы.
Так, урок из курса «Голос может» Седы Каспаровой в студии Videoset-insta записывали с трёх точек. Это дало эффект кино и помогло избавиться от статики в кадре ↓
Добавляем действия
Любое движение в кадре привлекает внимание — даже если просто взять чашку с чаем в руки, поднести к губам и сделать глоток.
Стоит включить больше спонтанных действий на съёмках — видео будет гораздо интереснее смотреть.
Ещё лучше, если часть движений запланировать заранее: например, рассказывая о книге, можно показать её зрителям, пролистать или использовать маркерную доску, если нужно объяснить термин, цифры или взаимосвязи между понятиями.
Приём с маркерной доской многие наверняка видели у мотивационных спикеров или бизнес-тренеров. Зрители следят за движением руки и маркера, лучше вникают в тему и запоминают образы, цифры и фигуры, которые сопровождают речь.
Снимаем в разных локациях
Например, первый урок записываем в одной локации, следующий — уже в другой. Можно сочетать несколько локаций в одном видео: например, снять часть материалов — врезки, кейсы, примеры — в дополнительной локации, а главную часть видео — в основной.
Не стоит ограничиваться съёмочными студиями — используйте площадки со сценой, библиотеки, кафе, залы музеев, оранжереи.
Если нет такой возможности — не страшно. Даже одна локация может подкинуть идей и сделать видео интересным.
Например, ролик для проекта «Кудашкина шоу» мы снимали в одном месте, но в разных помещениях:
- Научитесь работать с видео от идеи до релиза: освоите профессиональные программы для монтажа, цветокоррекции, создания эффектов и саунд-дизайна
- Выполните 8 проектов и получите подробные рекомендации экспертов по каждой работе
Графические приёмы удержания внимания
Добавляем таймеры
Это позволяет зрителю видеть, сколько времени прошло с начала видео и сколько осталось, обратный отсчёт. Такой метод идеален, например, для съёмки обучающего видео по фитнесу: видно, сколько времени осталось до конца упражнения или сколько подходов ещё нужно сделать.
Вставляем инфографику
Зарубежные исследования показали, что около 80% учащихся считают, что инфографика помогает им лучше усваивать материал. Часто лучше показать графики, карты, схемы, чем долго объяснять.
Инфографика идеально подходит, если нужно показать сложный механизм изнутри, наглядно сравнить большое количество данных. В уроках, где сложных объяснений нет, можно использовать анимированные тезисы и иконки, — они помогают лучше запоминать материал, удерживают внимание зрителя.
Используем pop-up
Это всплывающие окна с дополнительной информацией, справкой, рекламой, напоминанием — например, что нужно сделать домашнее задание.
Добавляем акцентные титры
Такие титры акцентируют внимание на цифрах, терминах, тезисах. Они могут появляться рядом с экспертом и бывают очень полезны, если у спикера нет презентации.
Монтажные методы удержания внимания
Вставляем в видео цитаты и мемы
Такие дополнения превосходно удерживают внимание, а иногда ещё и развлекают аудиторию, помогают немного расслабиться.
Цитаты не обязательно должны быть в видеоформате. Если есть текстовая цитата, которая прекрасно дополняет материал, можно оформить её визуально — к примеру, как всплывающий блок или красивую картинку с текстом.
Можно использовать графический приём, когда цитата печатается прямо на экране, а особо важные слова или фразы выделяются цветом.
Готовим тизер
Это нарезка ярких фраз, которые цепляют внимание зрителя и заставляют его смотреть дальше. Такой приём часто используют, например, при монтаже шоу или интервью.
Главное — выбрать цепляющие фразы, чтобы весь ролик зритель смотрел внимательно, боясь пропустить момент, где они будут сказаны и раскрыты в контексте.
Чаще всего тизер вставляют в самое начало, но можно добавить его и в середину, если видео длинное — более 15 минут.
Добавляем перебивки
Перебивка — это 2–5-секундный видеофрагмент, который прерывает основное повествование. В них можно использовать графические элементы, заставки, звуковые вставки, кадры бэкстейджа, детали интерьера, одежду героев — так перебивки будут работать лучше.
Во-первых, они структурируют видео. Воспринимать и усваивать материал становится намного проще. Видя перебивку, зритель понимает: один смысловой блок только что закончился, теперь переходим к следующему.
Во-вторых, перебивки привлекают внимание, заставляют зрителя переключиться обратно на видео, если он отвлёкся. Он видит, о чём пойдёт речь сейчас, и решает, насколько это ему интересно.
Используем фильтры
Если включать в экспертные видео примеры, истории, кейсы и шутки — а это желательно делать, выделять такие врезки советуем при помощи фильтров.
В большинстве случаев на такие фрагменты накладывают чёрно-белый фильтр, но можно выбрать и другой вариант.
Такой приём отлично помогает вернуть внимание зрителя к ролику. Даже если голос, крупность кадра и ракурс не меняются, фильтр помогает понять, что основное видео прервалось и показывается новый интересный фрагмент.
Очень важно, чтобы во врезках использовался один и тот же фильтр. Тогда, увидев, например, чёрно-белую картинку, зритель сразу понимает: сейчас эксперт расскажет забавную историю.
Совсем не обязательно использовать все 16 приёмов удержания внимания. Для начала можно выбрать 2–3, отснять материал, смонтировать видео и попросить обратной связи у фокус-группы. Дальнейшие уроки можно разнообразить другими способами.
Если разбираться в монтаже самостоятельно не хочется, можно отдать готовые материалы на монтаж в студию видеопродакшена или заказать съёмку под ключ. В этом случае специалисты помогут с выбором площадки и ракурсов, сюжетной линией уроков и с приёмами, которые сделают видео динамичным и эффектным.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.