До пандемии рекламный рынок неплохо справлялся с производством актуального и вовлекающего контента, создавая при этом креативные тренды и спрос среди аудитории. Сейчас же большинство экспертов утверждают, что мир не вернется в прежнее состояние после окончательного снятия ограничительных мер. COVID-19 значительно повлиял на жизнь многих потребителей, что в итоге отразится и на устаревании привычных форматов коммуникации.
Разбираемся, что делать брендам в новых условиях и как общаться с аудиторией. А также делимся полезным кейсом.
«Новая реальность»: как пандемия меняет потребителей и бренды
В условиях пандемии каждый бизнес прекрасно понимает, что у него нет возможности переждать кризис. Бренды, которые легче адаптируются и не пропадают из информационного поля, более вероятно удержат свои позиции, а в длительной перспективе — выиграют от активности в этот период. Гибкость здесь — это возможность увидеть, как меняются инсайты аудитории, чем она руководствуется, когда принимает решения.
Ещё до пандемии мы видели растущий интерес к теме осознанности, которая в будущем может усложнить жизнь некоторым категориям товаров и компаниям с широким ассортиментом. Постепенно потребители начинают понимать, что покупка необходимых вещей выгодна им в большей степени, чем так называемая «экономика впечатлений», атрибуты которой прослеживаются во многих нынешних рекламных кампаниях. Коронавирус же ускорил изменение приоритетов людей.
Исследования интернет-трафика за последние два месяца свидетельствуют, что активность аудитории в сети увеличилась, вырос спрос на онлайн-заказы товаров и услуг, доставку на дом. Люди не только вынуждены совершать привычные для себя действия через интернет, но и понимают, насколько такой формат обслуживания выгоден с точки зрения экономии ресурсов — от времени до бюджета. Досуг тоже перешёл в онлайн: спорт, чтение, саморазвитие чаще стали происходить с помощью гаджетов. Есть большая вероятность, что некоторые виды деятельности, например, заказ продуктов в приложениях и онлайн-тренировки, надолго войдут в список сформировавшихся потребительских привычек.
За счёт этого всплеска активности появились и новые возможности для аналитики. Неизвестно, когда бы мы ещё могли увидеть такой внезапный скачок отчасти вынужденного интереса среди юзеров, причём в разных, ранее не характерных для них категориях. Новые интересы, новые паттерны поведения, новые модели потребления контента — всё это создаёт новые возможности. Обновление и, что более важно, обогащение всех баз данных пользователей у всех поставщиков позволит строить новые гипотезы. Важно понимать, о чём думает аудитория, что её беспокоит, ведь понимание действительных проблем может стать точкой роста для развития бизнеса.
Происходящее теперь называют «новой реальностью». И чем быстрее каждый из нас смирится с тем, что игры по старым правилам больше не будет, тем быстрее мы сможем в этой реальности жить. Поэтому и ждать каких-то глобальных изменений не стоит, нужно планировать рекламную деятельность уже сейчас.
Исследования, базирующиеся на анализе потребительского поведения после предыдущих кризисов, свидетельствуют, что у людей формируется эмоциональная связь с теми брендами, которые поддерживали аудиторию в трудное для них время.
Читать также
Какие темы и форматы будут востребованы в ближайшем будущем
Кампании продолжительностью в несколько месяцев уже давно в прошлом — сложно удерживать интерес аудитории на высоком уровне так долго, если это не нишевые проекты. Локальные, точно отвечающие запросам аудитории идеи, — вот, что будет ещё более актуальным совсем скоро. При этом, даже привычные креативные шаблоны скоро устареют — аудитория устала от однобокости продающих сообщений. Брендам необходимо выходить за рамки, каждый день искать новые инсайты, мониторить ситуацию в мире, научиться быть в меру провокационными. Возрастёт интерес к нестандартной подаче ключевых сообщений, и мы сами ещё не до конца уверены, как будет выглядеть контент после карантина. Однако территории для обсуждения уже наметились.
Социальная дистанция, вынужденное нахождение в четырёх стенах и отсутствие возможности свободно выйти на улицу заставили многих пересмотреть взгляды на некоторые вещи. Люди стали внимательнее относиться к здоровью, своим финансам, занимались генеральной уборкой и ремонтом. Всё это преобразовалось в растущий интерес к теме осознанного потребления.
В фокусе внимания коммуникационных кампаний должны быть близкие к этому направлению темы. Говоря про УТП (уникальное торговое предложение), нужно учитывать, какую практическую выгоду это может принести аудитории. Просто развлекательный контент почти вышел из моды, такой материал частично останется только в формате инфотейнмент. Обобщая, можно говорить о том, что спрос на качество перевесил потребность в количестве. При этом, есть довольно большой список рекламных форматов, позволяющих показывать брендам, что они общаются на одном языке с пользователями, разделяют их ценности и готовы приносить пользу. Один из таких форматов — специальные проекты.
Если традиционная реклама — это «агитация с трибуны», то спецпроект — способ взаимодействовать с аудиторией более плотно: вступать с ней в диалог, делиться чем-то полезным, развлекать. Иными словами, спецпроект — это коммуникация, в которой главным героем является не только бренд, но и человек. Таким образом, спецпроект способен решить любую задачу, которую ставит перед собой бренд: и громкая охватная кампания с глубоким вовлечением аудитории, и образовательный проект о новом продукте, и эмоциональная имиджевая история, и даже чистый перфоманс, включающий в себя развлекательные механики.
В 2020 году главный «тренд» человечества — это растерянность. Никто не знает, что делать сегодня и чего ждать от завтрашнего дня. Паттерны поведения трансформируются один за другим, и в этом контексте брендам необходимо быть начеку: подстраиваться под новые реалии, придумывать способы поддержки, ещё активнее общаться с аудиторией.
За счёт ситуативной и по умолчанию актуальной природы специальных проектов, мы можем утверждать, что бренд, который делает яркий спецпроект — это бренд, который идёт в ногу со временем.
Поэтому не может быть ограничений в том, кому стоит реализовывать такой формат, а кому нет. Даже сеть кофеен, работа которой сейчас затруднительна, может напомнить о себе и придумать формат вовлечения, благодаря которому после открытия аудитория с удвоенным рвением бросится за чашкой кофе.
Возможных механик, без учета креативной составляющей, может быть огромное количество. Разделим их на две категории.
Первая — с обязательной покупкой продукта. В таком случае пользователю необходимо приобрести сам товар бренда, чтобы участвовать в каких-либо активностях. Это может быть фотоконкурс с продуктом, механика с нанесением специальных кодов на упаковку, а также чековое промо, в рамках которого пользователь загружает чек с купленной продукцией на сайт. Вот три основополагающих пункта, которые делают чековое промо успешным:
Приз. Об этой категории поговорим чуть позже, но главное, что стоит помнить ещё на этапе создания проекта: приз был и остаётся основной мотивацией для человека участвовать в конкурсе, в котором пользователю необходимо потратить свои деньги. Не стоит пренебрегать данным пунктом.
Eye catcher. «Картинка для привлечения внимания», как пишут в социальных сетях. Иначе говоря, изображение, которое транслирует нашу легенду. Нельзя просто разыграть призы, за этим должна стоять некая история, в идеале привязанная к сегодняшнему дню. Другими словами, даже в самых прагматичных конкурсах спецпроекту необходима креативная концепция.
CTA (call-to-action). Это больше, чем слоган. Это фраза, которая, актуализируя креативную концепцию, призывает пользователя совершить полезное действие и делает это убедительно.
Вторая — без обязательной покупки продукта. Сюда отнесём все остальные возможные форматы спецпроектов:
- флешмобы и челленджи в соцсетях — бренд может быть инициатором как нового флешмоба, так и эффектно интегрироваться в уже существующий;
- спецпроекты на площадках или тематических сайтах — здесь важно понимать поведение и триггеры посетителей конкретного сайта;
- спецпроекты с блогерами, конкурсы, тесты, яркие имиджевые кампании, включающие производство ролика, лендинга и баннеров.
Одно из ключевых правил для любого спецпроекта — быть с аудиторией на одной волне, понимать её потребности и видеть инсайты.
Главным критерием выбора механики не может быть личное восприятие, это не категория «нравится/не нравится». Здесь мы вспоминаем про качественную аналитику, нужно иметь рациональные аргументы в пользу того или иного формата. Спецпроекты проводятся не ради развлечения, они в любом случае должны решать актуальные задачи бренда. Механики, подразумевающие покупку продукта, максимально меркантильны.
Насколько бы вирусным ни был креатив такого проекта, все KPI должны быть максимально привязаны к финансовым показателям — зарегистрированные чеки, выручка с промо, ДРР (доля рекламных расходов). Лучше всего такие спецпроекты работают с аудиторией потребителей категории, ведь вероятность выиграть приз — отличная мотивация переключиться с одного бренда на другой. Особенно это актуально для категорий с низкой лояльностью к брендам, например в FMCG (товары повседневного спроса) — сыры или колбасы. Спецпроекты же без обязательной покупки — это в первую очередь имиджевая история, которая обеспечит высокий охват и поможет не столько продать, сколько заявить и напомнить о себе.
Поскольку мы видим тренд на осознанное потребление, то можем предполагать, чем именно нужно мотивировать аудиторию в ближайшее время. Уже сейчас бренды всё больше понимают важность практичных призов, а про путешествия и пикники можно забыть на долгое время. В агентстве мы рекомендуем рассматривать следующие варианты вознаграждения за участие в промоакциях:
- Гарантированные призы. Это могут быть деньги на телефон, кешбэк или какие-либо партнёрские бонусы. Возможность что-то получить при любом исходе взаимодействия с брендом сильно влияет на мотивацию пользователей, поскольку они меньше боятся остаться ни с чем.
- Практичные призы. Отдых, спа, «поездки мечты» и другие красиво описанные исполнения желаний временно отошли на второй план. А вот автомобиль или даже посуда для готовки будет более полезна, ведь это та самая «синица в руках».
- Денежные призы или сертификаты. Статистика показывает, что удовлетворённость от получения денежных вознаграждений не зависит от социально-демографических характеристик аудитории, то есть такой вариант «кешбэка» подходит при любых вводных проекта.
- Благотворительный вклад. Возможно, такой социальный подход будет не самым мотивирующим для определённых категорий пользователей, однако подобные программы не потеряют своей актуальности в будущем. Люди ждут помощи обществу от брендов, тем более после осознания последствий пандемии.
В целом, призы должны в точности соответствовать потребностям аудитории, которые вы получили из аналитических данных, а не из собственных представлений о портрете потребителя. Варианты, которые не подходят во время пандемии, не подойдут и после её окончания. Призы, включающие совместное времяпрепровождение большими компаниями, будут напоминать о периоде карантина, что может негативно сказаться на ассоциации с брендом.
- Узнаете про форматы видеоконтента и виды интерактивных материалов, а главное — как они решают бизнес-задачи
- Поймёте, как упаковать идею и правильно аргументировать решение руководству или заказчику
- Научитесь создавать понятный бриф для исполнителей, определять редакционные метрики и оценивать эффективность работы
Как мы проводили спецпроекты во время пандемии: кейс агентства Nectarin
На рынке за последние две месяца реализовано большое количество удачных кейсов, как ситуативных, так и запланированных ещё до начала самоизоляции. В качестве примера мы выбрали кейс Nectarin, реализованный для клиента «Я люблю готовить» — производителя салатных заправок, соусов и майонезов. На его основе разберём основные пункты стратегического планирования и посмотрим на один из возможных вариантов креативного решения и механики.
С помощью проекта «Сам себе шеф-повар» решалась проблема, с которой столкнулись все люди этой весной: любимые кафе и рестораны закрылись, проводить время с удовольствием за приёмом пищи стало затруднительно. Пользователи едят только дома, чаще перекусывают и заедают стресс. Это не могло не коснуться FMCG-брендов, и вместе с «Я люблю готовить» мы разработали идею, в рамках которой каждый может превратиться в шеф-повара на своей кухне и идейно разнообразить свой кулинарный досуг.
Задачи спецпроекта — повышение знания о бренде и генерирование пробных покупок салатных заправок. Охватить нужно было все три целевые аудитории:
Женщины, 25–45 лет. Хотят больше свободы и времени для себя и своих увлечений. Ведут активный образ жизни. Любят готовить для себя и своих близких.
Мужчины, 25–45 лет и их сыновья. Любят вкусную и аппетитную еду, не ограничивают себя в своих кулинарных желаниях.
Молодежь, 18–25 лет. Следят за фигурой, стараются питаться полезной пищей.
В качестве креативного решения выбрали вариант, соответствующий инсайту аудитории: «стали чаще готовить дома? Похвастайтесь своим домашним рестораном и выиграйте призы!».
Команда разработала отдельный лендинг самсебешефповар.рф, анонсировав запуск кампании в социальных сетях и на медийных площадках. Коммуникация, как уже ясно, осуществлялась с учётом эпидемиологической ситуации — окей, мы заперты на своих кухнях, но это не повод создавать новую рутину, а удовольствие от еды получать всё ещё возможно. И даже нужно. Кстати, съёмка блюд для рецептов тоже была проведена удалённо с соблюдением всех карантинных мер.
Механику в этом спецпроекте выбрали с обязательной покупкой продукта, что соответствует поставленной задаче:
нужно загрузить фото с продукцией бренда в любом месте, где вы любите готовить;
выбрать вывеску для домашнего ресторана из предложенных и придумать ему название;
поделиться этим с друзьями во ВКонтакте;
можно загрузить своё селфи, получить стих и маску, а также рекомендацию лёгкого и вкусного рецепта блюда, основываясь на собственных эмоциях.
За победу в конкурсе, которая определяется наибольшим количеством лайков у загруженной работы, пользователи получают:
- 1–3 места — сертификат на OZON на 20 000 рублей;
- 4–6 места — сертификат на Яндекс.Станцию Мини;
- 7–10 места — сертификат на 3 000 рублей в METRO.
Проект будет идти до конца периода изоляции. По промежуточным данным, результаты кампании проекта следующие:
- 11 400 000 показов;
- 5 700 000 — охват;
- 02:06 — средняя глубина просмотра сайта;
- более 400 загруженных работ.
Сделать актуальный и работающий спецпроект возможно и в нынешней ситуации. Что касается внутренних процессов, агентство Nectarin пользуется собственным чеклистом хорошего спецпроекта, без которого не запускается ни одна кампания. Делимся им с вами:
- Проведена предпроектная аналитика.
- Креативная идея основана на инсайте аудитории.
- Запланированы промежуточные отчёты.
- Есть возможность оптимизации РК.
- KPI оцифрованы и согласованы.
Рекомендации
- Big idea и все вытекающие должны точечно бить в инсайты аудитории, проект не может быть рассчитан на достижение нескольких больших целей или на множество аудиторий сразу. Не нужно палить ресурсы проектной команды, лучше на первых этапах вложиться в хорошую аналитику, чтобы впоследствии не возникло сюрпризов.
- Производство качественного, полезного контента — набирающий силу тренд, но далеко не все его используют. Даже посты в социальных сетях должны иметь ценность для пользователя, нет смысла создавать красивые динамические картинки для галочки.
- А вот вовлекать пользователей в диалоги, создавать контент с использованием UGC, мотивировать аудиторию совершать какие-то действия с продуктом и делиться этим в краткосрочной и долгосрочной перспективе компаниям выгодно.
- Важно подкреплять предложения и выводы исследованиями, поскольку как рекламный рынок, так и люди сами по себе меняются, так что не стоит останавливаться на самом «удобном» варианте. Всегда можно поинтересоваться восприятием того или иного решения у коллег, родственников, друзей.
Ещё один совет, который помогает нам во внутренней работе и может относиться к рефлексии на любую поставленную задачу. Фильтруйте все идеи через себя, своего внутреннего потребителя: вы правда верите в успех или просто хотите поскорее закончить проект? Оба варианта могут иметь место быть, но очевидно, какой из них — стратегия win-win для каждой из сторон.
Материал подготовлен при участии сотрудников агенства Nectarin:
- Дарьи Шиловой — клиентского специалиста.
- Валерия Новикова — руководителя отдела медиастратегии.
- Дмитрия Перцова — руководителя креативной группы.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.