В 2020 году платформа стоковых фотографий, иллюстраций и видео Depositphotos выпустила масштабное исследование, посвящённое эволюции стоковой фотографии.
В этой колонке собрали ключевые наблюдения, которые помогут понять, почему стоковые изображения 10-летней давности выглядят устаревшими, и каким фотографиям отдавать предпочтение сегодня.
С момента, когда в США появился первый в мире фотобанк, прошло более ста лет. За это время изменилась целевая аудитория фотобанков (теперь, помимо СМИ, они обслуживают маркетинговые отделы компаний), механика их работы и стиль изображений.
Но не изменилась ключевая идея — фотобанки всё ещё обеспечивают желающих тематическими изображениями, являясь альтернативой частным фотосъёмкам или найму иллюстратора.
Как и зачем появились фотобанки
Первые фотобанки появились, когда США переживали бум массовой журналистики. Газеты и журналы требовали иллюстраций — с места событий и эксклюзивные. Однако не каждая редакция могла позволить себе региональных корреспондентов, а также фоторепортёров в достаточном количестве, чтобы получить снимки отовсюду.
В ответ на растущий спрос в 1920-х в США начали открываться первые агентства — обычно, на базе фотостудий или архивов информационных агентств, — куда фотографы приносили снимки, а редакции обращались за ними.
Агентства также отвечали за качество изображений и их сортировку. Вскоре бизнес стал международным — через него проходили снимки, сделанные участниками экспедиций и международными корреспондентами-фрилансерами.
В конце века фотобанки ввели систему электронного учёта входящих снимков. А к 2000-м они мигрировали в интернет: с этих пор можно было не только связаться с фотобанком и договориться об отправке негатива, но и получить изображение онлайн.
Подобно тому как в начале прошлого века редакторы увидели в фотобанках возможность отказаться от дорогих штатных корреспондентов, в конце ХХ века фотобанки открыли для себя небольшие рекламные агентства и компании. Приход новых клиентов повлиял на состав стоковых библиотек: в них появилось больше постановочных снимков «счастливых людей», а также художественных фотографий, которые ничего не документировали, однако могли быть использованы в брошюрах.
Изменения, которые позже будут происходить с контентом онлайн-микростоков, чьи изображения продаются на условиях RT (royalty free), касаются лишь визуальной составляющей.
Какие фото не стоит использовать в 2020 году
Обобщённые концепции
Театрализация — характерная черта стоковой фотографии на заре электронных микростоков.
Успешный бизнесмен в победной позе посреди бескрайнего поля, светлокожая семья с двумя детьми радостно позирует на фоне дома, зловещий «хакер», чьё лицо скрывает капюшон, на фоне бегущих по экрану цифр. В 2000-х, когда большинство этих штампов зарождалось, такие изображения ценили за ёмкость и экономию трафика.
Сегодня, когда бренд может делиться практически неограниченным количеством контента с пользователями, потребности в работе с наивными визуальными символами уже нет.
Контрастные цвета, студийный свет и глубокая ретушь
В 2020 году человек со смартфоном в руках способен сделать фотографию, которую можно спутать с рекламной иллюстрацией в журнале мод. Однако вплоть до 2010-х профессионализм фотосъёмки ассоциировался с качеством товара, который могли рекламировать с её помощью.
Студийный свет, использование фильтров, глубокая ретушь лица моделей, как и сам факт привлечения моделей с каноничной внешностью, было признаком успешности бренда ещё десять лет назад. В наше время такие «классические» изображения лишают креативные кампании индивидуальности и навевают мысль, что от зрителя что-то скрывают.
Баланс композиции
Сбалансированная композиция выглядит приятнее, чем нарушенная. Она способна обратить внимание человека на ту часть изображения, где находится товар или другая смысловая деталь.
Однако развитие скоростного интернета и распространение социальных сетей в начале 2010-х привели к тому, что центральные композиции, золотое сечение и правило третей начали ассоциироваться с постановочной съёмкой и рекламой.
Если вы хотите, чтобы ваш контент вызывал живой интерес, он должен быть неидеальным, читайте: аутентичным. В таком случае ваши визуалы могут напоминать документалистику и снимки друзей ваших подписчиков в Instagram.
- Научитесь создавать макеты интерфейсов студийного качества по современным стандартам
- Получите необходимые знания и навыки для создания проектов уровня middle-специалиста
- Программа разработана в партнёрстве с дизайн-студией PINKMAN
Какие иллюстрации выбрать в 2020 году
(Имитация) контента социальных сетей
Исследование контента Depositphotos за 10 лет показало растущий спрос на изображения предметов «в контексте». Иными словами, изолированные объекты на однотонном фоне сегодня менее востребованы, чем те же объекты в окружении многочисленных деталей, способных рассказать их историю.
Отчасти стимулом для такой трансформации стало развитие социальных сетей, чьи пользовательские фотографии тяготеют к небрежной репортажности. На их фоне почти любой традиционный выхолощенный бренд-контент выглядит недонасыщенным подсказками и символами.
При средней скорости скроллинга ленты один–три поста в секунду скучность картинки означает, что на ней не задержат взгляд, а, значит, бренд-сообщение не запомнят.
Мобильная ориентация
2019 год стал последним годом, в который большинство потребляло интернет-трафик с помощью традиционных компьютеров. Начиная с конца 2019 года соотношение лишь менялось в пользу смартфонов и других мобильных устройств. Для дизайнеров это означает растущее число запросов на создание адаптивных интерфейсов, а также визуалов, которые гарантированно считываются с экрана смартфона.
Квадратные изображения, вертикальная ориентация или панорамы, на которых ключевые элементы сосредоточены в одной зоне, чтобы быть заметными при автоматическом мобильном форматировании, — предпочтительнее.
Культурное разнообразие и инклюзия
В конце 2010-х глобальная реклама взяла новый эстетический вектор, что сказалось и на спросе внутри фотостоков. Компаниям стало недостаточно просто рассказывать о том, как их товар улучшает жизнь пользователей. Социальная миссия бренда, его большая идея — вот что вышло на передний план.
Отчасти такие трансформации были следствием перенасыщенности рынка однотипными рекламными высказываниями. Работа с социальными идеями и публичная демонстрация позиции бренда относительно событий в мире создала плацдарм для PR.
Темы, которые освещают бренды в креативных кампаниях 2020 в основном касаются борьбы за равные права для людей любой национальности, возраста, сексуальной ориентации, вероисповедания и здоровья, а также защиты окружающей среды.
Мир меняется. Меняются и фотобанки
Исследование, посвящённое эволюции стоковой фотографии, доказывает, что главными факторами, влияющими на эстетику рекламы являются развитие технологий, глобализация и демократизация общества, а также бытовые привычки целевой аудитории.
Однако выбор всегда есть. Вы можете следовать эстетическому канону, сформированному десятилетиями, а можете расширять его экспериментами и прямыми нарушениями. Какой бы путь вы ни выбрали, знайте, что стоковая фотография способна сделать реализацию вашей идеи доступной, а среди контрибьюторов стоковых платформ всегда найдутся сотни таких же экспериментов, как вы.
Читать также
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.