Арт-менеджер — сравнительно новая профессия на российском рынке. Эти специалисты умеют подружить искусство и бизнес, сочетая в себе любовь к прекрасному и развитые организаторские способности.
Рассказываем о профессии, которая перевернула понимание работы в сфере культуры.
Арт-менеджер — это управляющий в сфере искусства. Это очень адаптивная профессия, а человек, имеющий соответствующие навыки, может работать в различных областях искусства.
Арт-менеджер отвечает за организацию художественного производства. Он совмещает в себе предметные знания о художественном продукте с тем, как именно такой продукт должен быть реализован.
Хороший арт-менеджер должен чётко знать ответы на такие вопросы:
- что востребовано на рынке искусства в данный момент — непрерывно следить за трендами и изучать их изменения;
- как произвести продукт, который будет востребован целевой аудиторией, — уметь подобрать исполнителей, раздать им задачи, проверить качество выполненной работы и оценить профессиональным взглядом (для этого специалист должен быть хорошо подкован в технической части);
- как вывести получившийся продукт на арт-рынок — хорошо разбираться в том, как работает маркетинг.
Задачи арт-менеджера
Задачи и обязанности арт-менеджера могут различаться в зависимости от того, где и с кем он работает. Работа арт-менеджера в ресторане отличается по набору функций от работы специалиста, занимающегося косметическим брендом.
Например, в ресторанном бизнесе арт-менеджер среди прочего будет отвечать за:
- маркетинг ресторана: рекламу, продвижение продаж, PR, прямой маркетинг, работу с соцсетями, загрузку видео, фото, афиш, организацию и проведение промоакций;
- создание event-планов и трафика мероприятий, стилизацию помещения к определённым мероприятиям и по случаю событий;
- подбор артистов, формирование программ и их реализацию, наполнение мероприятий уникальным интерактивом;
- контроль всего технического оборудования (звук, свет).
В косметической сфере специалист будет управлять командой дизайнеров, участвовать в разработке концепции косметических брендов, утверждать брендбук, дизайн упаковок и визуализацию готового продукта, а также организовывать всевозможные выставки продукции в онлайне и офлайне.
Что должен уметь арт-менеджер
Арт-менеджер — это тонкий дипломат. С одной стороны, он общается с заказчиком и должен уметь выстроить отношения с ним, причём чем крепче такие отношения и долговечнее, тем лучше. С другой, он руководитель творческой команды, за слаженность и результат работы которой несёт ответственность. С третьей, арт-менеджер обязан понимать и чувствовать тренды того рынка, на котором работает, у него должна быть налажена сеть профессиональных контактов с коллегами из разных областей.
Даже если арт-менеджер не является тонким психологом, то он как минимум должен отличаться высокой степенью эмпатии, чтобы управлять проектом, над которым трудятся творческие личности: нужно уметь найти подход к каждому исполнителю и к группе в целом, защитить их от переработок и выгорания и не дать прокрастинировать.
Арт-менеджер — это медиатор, а главная особенность профессии — поиск баланса. Арт-менеджмент — это построение равновесия между творчеством и бизнесом, определение компромиссов между бесценным искусством и адекватной рыночной ценой, которую потенциальные покупатели готовы заплатить продавцу.
- Освоите новую профессию и научитесь управлять проектами, которые запомнят и полюбят
- Научитесь запускать арт-проекты международного уровня и превращать их в инструменты вашего бизнеса
- Создадите стратегию развития арт-проекта — с концепцией, сметой и планом реализации
Плюсы и минусы профессии
Оценить профессию арт-менеджера по принципу «за» и «против», вооружившись карандашом и разделённым на две колонки листом бумаги — сложная задача. По сути своей, плюсы и минусы этой профессии схожи, и отношение к ним зависит от индивидуальности каждого человека. Если нравится находиться в центре событий и самостоятельно управлять проектами — профессия арт-менеджера для вас окажется полна плюсов. Если же привыкли к стабильности и любите концентрировать внимание на однородном процессе — позиция арт-менеджера вряд ли подойдёт.
Работу с людьми можно описать с этой же точки зрения. На позиции арт-менеджера невозможно не познакомиться со множеством интересных личностей и не выстроить с ними деловых отношений: однозначный плюс для экстраверта и возможный источник постоянного стресса для интроверта.
Евгения Савина
Арт-менеджер на фрилансе
Для меня плюсы — это постоянное развитие. Арт-рынок максимально динамичен, непредсказуем, и если вы будете стоять на месте, то очень скоро он вас выплюнет. Безусловно, если вы качественный арт-менеджер, здорово делаете свою работу и понимаете, куда идёте, то ваши доходы могут расти в геометрической прогрессии. Здесь нет потолка и почти всё зависит только от вас самих.
И как бы это ни было парадоксально, но минусы — такие же, как и плюсы. Динамика и непредсказуемость. Остановка, чтобы отдышаться, может предзнаменовать полный провал. Множество рисков. От ошибочной ставки на художника до масштабных арт-спекуляций где-то на верхушке рынка, что лавиной способны накрыть многолетнюю работу. Огромное количество действий происходит на интуиции профессионального бэкграунда.
Где работают арт-менеджеры
Арт-менеджер может найти для себя работу во множестве мест: художественных галереях, рекламных агентствах, event-агентствах, фирмах графического дизайна, издательствах, кинокомпаниях, концертных залах, студиях звукозаписи, ресторанах, косметических брендах и ателье. Список сфер деятельности, в которых может пригодиться арт-менеджер, стремится к бесконечности. Подойдёт любой бизнес, который считает свою продукцию предметами искусства.
В эпоху авангардизма художники доказали, что искусством по большому счёту может являться что угодно, а значит, что если на заводе по изготовлению скрепок захотят развить бренд и нанять пару креативщиков для продвижения своего имени, они непременно придут к пониманию необходимости открытия позиции арт-менеджера.
В арт-менеджменте себя найдут люди, любящие и разбирающиеся в искусстве, но способные подойти к нему с энтузиазмом продавцов. Нужно хорошо уметь работать под давлением и мыслить нестандартно, быть активным и современным, стремиться к постоянному развитию.
Евгения Савина
Арт-менеджер на фрилансе
Я никогда не считала, что художник должен быть голодным. И мне всегда казалось, что я — именно тот человек, который может помочь таланту соединиться с деньгами. Искусство — это ценность, у которой должна быть адекватная цена. Адекватная не в соотношении к размерам или использованным материалам, а исходя из провенанса, истории и вензелей в биографии художника, например. Арт-агентство (как деятельность) в западном мире — это скорее обыденность, нежели роскошь.
Российский рынок, как и арт-рынки стран СНГ, пока находится на стадии активного развития и роста в сфере арт-агентств. Часто это сказывается и на качестве самого искусства, к сожалению, так как художник должен думать не только о своей работе, но и о том, как закрыть базовые потребности. Лодки таланта и вдохновения очень легко разбиваются о самый примитивный быт.
Арт-менеджер в современном мире — уже не профессия будущего. Это скорее профессия незаметно подкравшегося настоящего. В развитых странах остаётся всё меньше отраслей, представители которых бы сторонились креативного подхода к бизнесу или процессу производства. Для управления такими подходами требуются умелые специалисты, сочетающие в себе качества менеджера и креативность. Поэтому человеку, овладевшему арт-менеджментом, не придётся сетовать на отсутствие востребованности.
В оформлении статьи использованы иллюстрации Карины Барабановой
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.