Наш автор Анна работала в крупном digital-агентстве, где попала в непростую ситуацию. Большую часть команды решили отправить на обучение в другой город. Расходы на командировку нужно было оплатить самостоятельно, но с последующей компенсацией. Учёбу в последний момент отменили из-за пандемии, а вот возмещение расходов Анне пришлось ждать несколько месяцев.
После этого случая Анна решила разобраться, как нужно выстраивать обучение сотрудников, кому это больше нужно и кто за это должен платить. Для этого Анна проанализировала ситуацию на ИТ-рынке и поговорила с руководителями ИТ-компаний ― результатами поделилась с редакцией Нетологии.
Что сейчас происходит на рынке труда и как это влияет на ИТ
Спрос на ИТ-специалистов растёт — это подтверждает обзор рынка, который провёл hh.ru в начале 2021 года. При этом каждая вторая вакансия — для новичков со стажем от 1 года до 3 лет, а 17% — для тех, у кого и вовсе нет опыта работы.
Джуниоров нужно многому учить, чтобы давать им задачи для самостоятельного решения, а миддлам и синиорам нужно развиваться, чтобы в том числе не уступать образованным начинающим специалистам.
РБК привёл топ-7 трендов в высшем образовании по версии работодателей.
Отметим некоторые из них:
- работодатели выступают за формирование разумного баланса между учёбой и практикой — учиться и работать лучше одновременно;
- гибкие навыки важнее, чем дипломы;
- образовательная программа должна работать как конструктор: предоставлять возможность сменить направление или сделать перерыв между образовательными модулями ради практики;
- в учёбе лучше сочетать несколько форматов: очный и дистанционный.
Чтобы разобраться, что происходит в профессиональном ИТ-образовании, наш автор задала несколько вопросов на тему повышения квалификации руководителям ИТ-компаний.
Сколько учатся профессионалы и кто за это платит?
Олег Власенко
Заместитель генерального директора SimbirSoft
Развивать навыки не просто можно, а нужно. В этом и заключается особенность ИТ-отрасли. Можно сказать, что мы все живём немного в Стране чудес и чтобы куда-то попасть, нужно бежать вдвое быстрее.
Когда в компанию приходит новый сотрудник, будет безумством сразу подключать его к боевым проектам, не погрузив в процессы компании и специфичные инструменты. Также новым сотрудникам иногда нужно развивать навыки для подготовки к проектной работе. Поэтому учёба в этом случае и есть работа.
Если обучение проходит опытный сотрудник, мы стараемся найти баланс между работой сейчас и развитием на перспективу. Зачастую этот баланс смещается ближе к текущим задачам, но и развитию нужно уделять значительное внимание.
Мы рассматривали подход, при котором компания и сотрудник оплачивают обучение совместно, и в этом случае сотрудник особенно сильно нацелен на результат. Однако сейчас мы проводим обучение за счёт компании. Как правило, для этого нужно личное время сотрудника, и это ― его вклад.
Андрей Приображенский
Сооснователь сервиса promkod.ru
Наша небольшая — около 30 человек — компания готова оплачивать 50% стоимости обучения. А если по результатам успешного применения полученных навыков в работе выросла ценность продукта, готова выплачивать единоразовый бонус в 15‒20% от оклада или даже пересматривать уровень зарплаты.
Я инвестирую примерно 20% из своего 9-часового рабочего времени в обучение, в том числе на курсах.
Антон Иванов
Основатель и генеральный директор компании Citeck
Учиться должны не только джуны, но и профессионалы в разработке — самый минимум от 2 до 4 часов в неделю. Лучше больше. При этом в нерабочие часы.
Но вот узкоспециализированное обучение, которое нужно в первую очередь компании, должно проводиться в течение рабочего дня. Когда для разработки продукта требуются конкретные навыки сотрудника, учиться лучше на реальных примерах.
Компания может компенсировать 50‒90% от стоимости обучения, но от специалиста для стимула тоже нужен материальный вклад.
Компания должна обучать, но сотрудник и сам должен быть мотивирован. Готовность тратить собственные средства — показатель реального желания развиваться.
Сегодня все декларируют, что хотят и готовы расти, считается обязательным озвучивать этот постулат на собеседованиях. Но в действительности стремятся развиваться, то есть готовы прилагать усилия, не больше половины, если не треть.
Корень проблемы — я сейчас говорю в первую очередь о разработчиках — в том, что рынок избаловал людей. Разработчики слишком востребованы: научившись делать простые вещи, специалист уже может себя продать за неплохие деньги. Зачем напрягаться? Вот многие и не напрягаются.
Как сочетать учёбу с работой и не выгорать?
Анатолий Безрядин
Технический директор ИТ-компании «ОТР»
Профессионал развивается непрерывно, воспринимая рабочие задачи как возможность улучшить навыки.
Самообучение в ИТ отличается от традиционного понимания этого слова. Это не обучение ради обучения, а новые знания, прежде всего, ради проектирования и реализации оптимального решения, что кратно повышает маржинальность проектов и прибыльность компании.
Обычное дело, когда наши сотрудники за рулём слушают конференции и лекции, не говоря уже про общественный транспорт, где есть возможность углубиться в изучение материала. И это нормально. Конечно же, при условии соблюдения баланса.
Причём развитие должно быть не только в профессиональной области — работать нужно и над гибкими навыками.
Никита Прудников
Технический директор платформы автоматизации маркетинга Mindbox
Частичная компенсация оплаты обучающих курсов помогает сотрудникам осознанно подходить к их выбору и быть более заинтересованными в результате. Компания финансирует 80% стоимости профессиональных курсов и тренингов по развитию гибких навыков: например, про борьбу с выгоранием, эмоциональный интеллект.
Заниматься ли обучением в рабочее время — личный выбор сотрудника: мы платим не по часам, а ориентируемся на выполнение целей. И когда кто-то из коллег скидывает интересную статью или видео, их обычно смотрят в рабочее время.
Мария Набиева
Глава HR-отдела ИТ-компании MAXIMA
В IT-компаниях нет жёстких рамок, а главная цель — результат. Всё остальное — это процесс и вопросы договорённостей в командах.
Например, если тимлид выстроил работу так, что один час в день проходит митап и это необходимо команде для достижения цели, то учёба будет проходить в таком формате. При этом изучение теории и чтение дополнительной литературы, которая не нужна здесь и сейчас для решения задачи, не входят в рабочие часы. Если же поиск информации в интернете или просмотр мастер-класса на YouTube в данный момент поможет решить рабочий вопрос, то это входит в рабочие часы.
Наша компания готова оплачивать обучение сотрудников, заключая специализированные договоры с образовательными заведениями.
Анастасия Горелова
Руководитель образовательных программ «МойОфис»
Можно использовать схему «tell-show-do», чтобы вписать учебный процесс в рабочий без потери производительности:
- tell: 10% времени учёбы должна составлять теория — самообучение, внешние тренинги, семинары;
- show: 20% времени должно уходить на взаимодействие с наставником, анализ и обсуждение рабочих задач и желаемых результатов;
- do: 70% времени — обучение через решение реальных задач.
Этот подход можно распространить и на планирование занятий в течение рабочего дня и выделить 1,5 часа на прохождение курса или осознанное чтение профессиональной литературы, которая поможет решить рабочие задачи.
Наша компания готова оплатить приоритетные для бизнеса учебные программы. При этом сотрудники могут сами предлагать, какие курсы и образовательные программы они хотели бы освоить в течение года, а компания расставляет приоритеты.
- На практике отстроите процесс DevOps с помощью облачных сервисов
- Освоите навыки сисадмина и научитесь обеспечивать бесшовное взаимодействие отделов разработки и администрирования
- Сможете начать работать по специальности уже через 8 месяцев обучения
А что, если сотрудник уйдёт?
Анатолий Пешков
Технический директор Mad Brains
Не бойтесь, что ваши сотрудники выучатся и уйдут. Бойтесь, что они не выучатся и останутся.
Если компания не готова обучать сотрудников или не позволяет им обучаться в рабочее время — это плохая компания. Обучение сотрудников — такая же обязанность работодателя, как и обновление техники или подписка на сервисы для работы. В это нужно вкладываться регулярно, поощрять и всячески содействовать.
Уход сотрудника — это больно, но ограничивать рост ради удержания — самая плохая затея, которую можно в данной ситуации представить.
Что в итоге
Учиться и учить нужно — и, судя по ответам наших респондентов, работодатели это понимают.
Служба исследований hh.ru провела опрос соискателей, чтобы выяснить их отношение к наличию в компаниях систем корпоративного обучения. 73% считают, что в компаниях должна быть такая система.
По данным другого опроса — на тему дополнительного образования в период самоизоляции — 54% хотели бы пройти обучение, но основным сдерживающим фактором является отсутствие денег.
Материал изначально опубликован на habr.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.