Чтобы выиграть в борьбе за внимание потребителей среди миллиона похожих предложений, недостаточно просто производить качественный продукт. Не менее важно его упаковать и презентовать, уметь выделиться и создать запоминающийся образ. Согласно исследованиям, непривлекательное оформление бренда оттолкнёт 52% потребителей от покупки или получения услуги.
Вот почему всё более востребованными становятся услуги бренд-дизайнеров — специалистов по визуальному сопровождению бренда.
Расскажем, что такое бренд-дизайн, чем занимаются специалисты в этой сфере, сколько они зарабатывают и какими знаниями и навыками должны обладать.
Что такое бренд-дизайн и зачем он компаниям
Бренд-дизайн, или айдентика, — визуальная составляющая бренда, всё то, что видит клиент: упаковка, вывеска, рекламные материалы, сайт и даже оформление витрины с ценниками.
К базовым элементам айдентики относятся: нейминг, логотип, фирменная палитра цветов и набор шрифтов, графика и фотографии, дизайн, слоган.
Все элементы айдентики должны быть тщательно продуманы в соответствии с особенностями целевой аудитории бренда, его миссией и философией, а также важно, чтобы они смотрелись одинаково хорошо в любом размере и на любом носителе.
Брендинг помогает бизнесу решить следующие задачи ↓
Сформировать узнаваемый образ. Цвет, шрифт, логотип, маскот — всё это работает на запоминаемость и ассоциацию с брендом. Даже мельком взглянув на полку с товарами, покупатель без труда найдёт знакомую упаковку любимого производителя.
Вызвать положительные эмоции у аудитории. Дизайн — это, прежде всего, впечатление. Покупатели не всегда делают выбор осознанно, поэтому задача дизайнера — эмоционально привлечь клиента.
Сообщить идею компании. Одна из задач дизайна — рассказать о ценностях бренда с помощью графических элементов. Ведь у каждой компании — своя история и ориентиры. Грамотный бренд-дизайн связывает бизнес и потребителя.
Сэкономить деньги и время. Единая цветовая палитра позволяет тратить меньше ресурсов на дизайн-макеты и не придумывать каждый раз что-то новое.
Хотя качественный бренд-дизайн часто связан с существенными расходами, в него вкладываются не только крупные компании, но и те, кто только планирует расширяться, выпускать новую линейку продукции и хочет отстроиться от конкурентов.
Влад Рудовский
Бренд-архитектор, сооснователь и творческий руководитель брендинг-студии «Адекватные люди»
Бренд — это не просто идентификация. Это комплексная упаковка продукта, то, что делает его привлекательным для клиента. Даже небольшому магазинчику — если он, конечно, хочет вырасти и стать продаваемым — необходимо продумать свою систему привлекательности и клиентоориентированности.
В отличие от обычного дизайнера, специалист по брендингу помогает проанализировать потребительскую нишу, найти свежие идеи, которые сделают продукт свежим и интересным для покупателя.
Так что брендинг полезен не только для крупных компаний, но и для маленьких. Строительная бригада с хорошим имиджем будет привлекать клиентов значительно эффективнее, чем конкуренты с плохим.
Чем занимается бренд-дизайнер и какие навыки ему нужны
Бренд-дизайн — направление графического дизайна. Но, чтобы работать в этой сфере, специалисту недостаточно просто уметь рисовать в специальных программах, важно знать, как с помощью визуала правильно рассказывать о компании.
Чем обычно занимается бренд-дизайнер ↓
Участвует в создании бренд-платформы.
Бренд-платформа — документ, где детально отражены миссия бренда, его ценности, описание целевой аудитории, уникальное торговое предложение, отличия от конкурентов, фирменный стиль и стратегия развития.
Для разработки платформы бренда необходимо:
- собрать и проанализировать информацию о состоянии рынка, целевой аудитории, конкурентах;
- выполнить маркетинговые исследования продукта бренда;
- сформировать миссию, историю, ценности бренда;
- продумать визуальную концепцию бренда.
Обычно бренд-платформой занимается целая команда, куда вместе с дизайнером могут входить бренд-стратег, аналитик, арт-директор, маркетолог, копирайтер. Состав участников зависит от масштабов компании и сложности проекта.
Разрабатывает элементы фирменного стиля: логотип, шрифты, цветовую палитру, графику, маскотов.
Разрабатывает брендбук и гайдлайн.
Брендбук — документ, в котором детально прописаны образ бренда, его концепция, портрет потребителя, атрибутика и носители бренда.
Гайдлайн — часть брендбука или отдельный документ, который устанавливает правила применения и размещения элементов фирменного стиля на различных носителях: сувенирной продукции, печатных материалах и других.
Создаёт графические материалы для продвижения компании: баннеры, стикеры, иллюстрации, инфографики, рекламно-полиграфические материалы.
Адаптирует макеты под различные форматы и площадки: проверяет макеты с элементами фирменного стиля на соответствие техническим требованиям типографий, вносит изменения, если требуется, и готовит к печати.
Это основные направления работы, которые перечисляют в вакансиях.
Для работы бренд-дизайнеру прежде всего понадобятся знания композиции, колористики, графических редакторов, а также маркетинга.
Влад Рудовский
Бренд-архитектор, сооснователь и творческий руководитель брендинг-студии «Адекватные люди»
Бренд-дизайн — наука, объединяющая дизайн и маркетинг. Кроме прочего, специалист обязательно должен знать принципы маркетинга и понимать, как сделать так, чтобы продукт начали покупать.
Именно бренд — локомотив бизнеса, а продукт — один из его вагонов. Когда клиент приходит к нам за разработкой бренда, он готов на то, чтобы дорабатывать под новый бренд даже сам продукт: его рецептуру и технологии.
Хороший бренд-дизайнер вообще должен быть профессионалом во всех смежных областях: копирайтинге, стратегии, SMM, PR и даже психологии. Специалист обладает уникальными навыками, с помощью которых может влиять на аудиторию. Именно бренд-дизайнер знает секретные инструменты, которые заставляют покупателя выбирать тот или иной товар.
Бренд-дизайнер должен понимать семиотику — механику восприятия человеком визуальных образов. Не зря в последнее время наша студия концентрируется на изучении нейроэстетики. Создавая дизайн, мы анализируем, на какие области мозга воздействует тот или иной символ, его цвет, форма, расположение, как он влияет на сознание человека. Мы называем это нейровизуальное восприятие.
Среди важных софт-скиллов, которые пригодятся бренд-дизайнеру:
- насмотренность, чувство стиля, понимание современных трендов в дизайне;
- креативное, нестандартное мышление, способность генерировать яркие идеи;
- широкий кругозор;
- умение концентрироваться на деталях, гибкость мышления и подходов в работе;
- ответственность, умение соблюдать дедлайны;
- развитые коммуникативные навыки, умение слышать и понимать других, обсуждать и договариваться, давать конструктивную обратную связь и предлагать;
- постоянное стремление к развитию своих профессиональных навыков.
- Научитесь разрабатывать визуальный язык бренда
- Проработаете фирменный стиль и концепцию
- Отрисуете логотип в Adobe Illustrator и создадите полноценный брендбук
Где работает и сколько зарабатывает бренд-дизайнер
В услугах бренд-дизайнеров заинтересованы компании из самых разных сфер и областей: здравоохранение, банки, производство, общественное питание и другие. Такие специалисты нужны и в брендинговых и рекламных агентствах.
Уровень зарплат при этом определяется сложностью проекта и масштабом самой компании. Например, крупное брендинговое агентство ENDY предлагает дизайнерам с сильным портфолио и профильным опытом работы зарплату в размере 80 тысяч рублей:
Региональное брендинговое агентство Fenomen готово платить от 70 до 150 тысяч дизайнеру-сеньору:
Бренд-дизайнеры могут не только выполнять проекты, но и руководить командами по созданию брендинга. Так, международная компания Coral Club, которая занимается производством продуктов для здорового образа жизни, ищет в свою команду сеньора на такие задачи:
В большинстве вакансий на популярных сервисах по поиску работы зарплата не указана. Её размер определяется на собеседовании и зависит от уровня специалиста, его навыков и портфолио.
Влад Рудовский
Бренд-архитектор, сооснователь и творческий руководитель брендинг-студии «Адекватные люди»
Зарплаты джунов начинаются от 40 000 рублей. Профессиональный бренд-дизайнер зарабатывает от 60 до 90 000 рублей. Впрочем, специалист высокого уровня легко может стать ведущим дизайнером или арт-директором. Зарплата арт-директора — 100–200 000 рублей.
Кроме работы в компании, бренд-дизайнер может брать частные заказы как фрилансер и самостоятельно искать заказчиков. Профильные Telegram-каналы типа Design Hunters или «Ищу_дизайнера» регулярно размещают разовые предложения и вакансии в сфере дизайна.
Как стать бренд-дизайнером
Профессия подойдёт творческим людям с развитым чувством прекрасного. Часто в бренд-дизайн приходят из смежных сфер: графического, веб-дизайна, бренд-менеджмента, чтобы повысить квалификацию или освоить новое направление. Но войти в профессию может любой, вне зависимости от уровня и бэкграунда. Получить необходимые знания можно на курсах.
Учебный курс Сергея Мосякина «Айдентика своими руками» представляет собой 20 вебинаров в записи с презентациями и домашними заданиями. На курсе объясняют, как создать фирменный стиль с учётом психотипов аудитории и особенностей бизнеса.
Школа Controforma разработала онлайн-курс с куратором и обратной связью «Брендинг. Смелость, основанная на понимании». Эксперты расскажут, как устроены и работают бренды, и научат осознанно подходить к созданию визуальных решений. По итогу каждый студент проработает кейс по созданию фирменного стиля на основе полученного брифа.
Онлайн-курс Нетологии «Бренд-дизайн» длится 3 месяца. Преподаватели-практики научат разбираться в концепции бренда, подбирать удачные визуальные решения, проводить аудит бренда, определять целевую аудиторию и работать с элементами фирменного стиля. Студенты узнают, что такое брендбук, и разработают свой, изучат гайдлайны, метафоры и референсы. Курс подойдёт как новичкам, так и опытным дизайнерам.
Влад Рудовский
Бренд-архитектор, сооснователь и творческий руководитель брендинг-студии «Адекватные люди»
Я начал свой путь в бренд-дизайн ещё в конце 90-х, когда случайно попал в офис своего приятеля. Он тогда работал в одном крупном российском агентстве. Та креативная атмосфера разительно отличалась от привычного серого быта: современные компьютеры, модные дизайнеры и творческая среда подкупали с первого взгляда.
И я влюбился в профессию! В то время информации было очень мало. Интернета почти не было. А литература была только на английском, да и той немного. Большинство навыков и законов рынка приходилось изучать самостоятельно. Самого понятия «брендинг» ещё не существовало. Оно появилось на западе и пришло к нам несколько позже. Но общие тенденции были везде одинаковые. Не зря говорят, что все мысли витают в воздухе. Так что, когда в России распространилось понятие брендинга, мы с удивлением осознали, что уже десяток лет занимаемся тем, что появилось только что.
Тогда очень сложно было доказывать клиентам, зачем им нужно платить серьёзные деньги за то, что даже нельзя фактически оценить 🙂
С тех пор многое изменилось. Брендинг стал популярен и повсеместно применим, а его преимущества сегодня не требуют доказательств.
Что почитать и посмотреть по бренд-дизайну
- «Как Coca-Cola завоевала мир. 101 успешный кейс от брендов с мировым именем», Джайлс Льюри — книга с историями таких всемирно известных брендов, как Pinterest, Chanel, KFC и Coca-Cola. Поможет понять, почему бренд — больше, чем просто графика.
- «Логотип, который вам нужен. Руководство по созданию актуальной айдентики для бизнеса», Полина Калашникова — путеводитель по работе с фирменным стилем. Рассказывает, как создать идеальный логотип с учётом концепции бренда и портрета целевой аудитории.
- «Визуальное мышление. Как „продавать“ свои идеи при помощи визуальных образов», Дэн Роэм — самоучитель по развитию креативного мышления и решению проблем с помощью рисунков.
- «Как люди думают», Дмитрий Чернышёв — книга, которая учит развивать творческое мышление и выходить за рамки стереотипов.
- «Оди» — Telegram-канал о вдохновении, обучении и инструментах дизайнера. Публикует кейсы, полезные ссылки и примеры работ.
- Behance и Dribbble — популярные сервисы, где своими кейсами делятся дизайнеры, фотографы и иллюстраторы. Помогают искать вдохновение и развивать насмотренность.
- Design Prosmotr — YouTube-канал с материалами дизайн-форума Prosmotr, где профессионалы индустрии делятся своим опытом и рассказывают об основах дизайна. Есть лекции, посвящённые вопросам айдентики, проектирования, стратегии, метафор бренда.
Влад Рудовский
Бренд-архитектор, сооснователь и творческий руководитель брендинг-студии «Адекватные люди»
Буду рад видеть всех на нашем YouTube-канале. Там мы в лёгкой манере рассказываем о сложных нюансах брендинга.
Недавно, например, вышла серия из двух видео ↓
Или вот — видео, где мы рассматриваем пушкинское «Письмо Татьяны» с точки зрения маркетинга, правильного копирайта и воронок продаж:
Ещё для тренировки насмотренности порекомендовал бы обратить внимание на сайт World Brand Design Society. Это профессиональное сообщество, которое оценивает и награждает проекты в области бренд-дизайна.
Резюмируем
Бренд-дизайнер рассказывает о компании при помощи визуала и помогает бренду выделиться среди конкурентов: обрести запоминаемый и уникальный образ.
Для работы в отрасли потребуется знание дизайна, маркетинга и смежных областей, владение специальными программами, творческое мышление, умение презентовать свою идею и договариваться, усидчивость, ответственность и стремление повышать свои профессиональные навыки.
Специалисты работают как в штате, так и на фрилансе. Получить профессию можно на онлайн-курсах.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.