Где, как и зачем применяются технологии виртуальной реальности. Подборка статей от преподавателей курса «Введение в VR: от технологии к проектированию»: президента Modum Lab Дмитрия Кириллова и креативного директора Дениса Тамбовцева.
VR-технологии давно вышли за пределы игровой индустрии, они входят в число «сквозных» и используются в самых разных сферах: в корпоративном и детском образовании, HR, в ритейле, маркетинге, промышленной безопасности, строительстве и коммуникации. Мы решили показать несколько особенно интересных примеров.
Технологии в детском образовании
«Магические очки: проблемы и преимущества VR-обучения в школе», РБК
К 2022 году мировой рынок VR/AR-обучения (основанного на виртуальной или дополненной реальности) суммарно вырастет до $6,3 млрд, считают аналитики ABI Research. В США к концу 2018 года технологии VR работали в 18% всех образовательных учреждений страны.
В России внедрение VR-технологий в образование заложено сразу в нескольких общенациональных программах: проекты «Образование» и «Цифровая экономика», программы «Цифровая школа», «Современная цифровая образовательная среда» и другие.
Технологии VR и AR — важные элементы этих программ. Например, проект «Цифровая школа» подразумевает их внедрение в 25% пилотных образовательных учреждений к 2024 году. По мнению ученых, цифровизация обучения позволит упростить подачу сложного материала, облегчить процесс запоминания и мотивировать учиться усерднее.
Проблемы внедрения
- Само VR-оборудование и контент к нему стоят дорого, на обучение преподавателей требуются дополнительные средства и время. Это отпугивает многих, хотя на деле некоторым школам хватит хотя бы одного VR-шлема, который стоит 40–50 тысяч руб. Но и без него воспроизводить AR/VR-контента можно на смартфонах, планшетах школьников, интерактивных панелях.
- Больше всего опасений вызывает вопрос влияния технологий на здоровье учеников — этим вопросом задаются 63% опрошенных в исследовании Modum Lab и Центра НТИ ДВФУ.
Исследований о влиянии VR на зрение пока мало, но над разработкой единых санитарных правил использования VR-очков активно работают российские учёные, говорит директор Центра НТИ ДВФУ Александр Лукичёв.Производители устройств устанавливают рекомендуемое безопасное время пребывания в VR. - Приобретение качественного контента — разработка на заказ пока довольно дорогая, из российских учебных заведений такое могут позволить себе единицы. Зачастую он предоставляется в рамках образовательных проектов, реже — его скачивают из общедоступных источников, ещё реже — школы сами покупают цифровые методические пособия. Поэтому важна государственная поддержка цифровизации образования.
Будущее VR в России
Инструменты VR/AR довольно молодые, но уже сегодня ясно, что они могут качественно дополнить образование, сделать его более интересным, доступным и полезным для всех детей, вне зависимости от расположения или финансового положения учебного заведения.
VR-технологии для гостиничного бизнеса
«Куда и зачем гостиничный бизнес внедряет технологии виртуальной и дополненной реальности», Welcometimes.
Чтобы держаться на плаву и одновременно соответствовать стандартам сервиса в условиях растущей конкуренции, отелям уже не хватает привычных инструментов — маркетинга, тренингов для персонала и руководства, наружной рекламы или упоминаний в прессе. Поэтому последние 2–3 года гостиничный бизнес делает ставку на виртуальную и дополненную реальность.
Маркетинг и реклама
Часто отели используют технологии VR в маркетинговых целях для виртуальных экскурсий: дизайнеры, 3D-художники или съёмочная группа в формате 360-градусного видео воссоздаёт реалистичную обстановку окружения, а в ряде случаев поддерживается возможность в VR-очках передвигаться по территории виртуальной гостиницы.
Разработчик OmniVirt совместно с Google провели исследование эффективности 360-градусного видео в маркетинге. VR выигрывает перед обычным 2D-видео: в среднем 85% пользователей досматривали видео с элементами виртуальной реальности до конца. Это на 46% превышает результаты 2D-видео, где до финала досматривали лишь 58% контента. При сравнении двух рекламных роликов одинаковой длины, но выполненных в разных технологиях, выяснилось, что пользователи почти в два раза больше времени проводили, просматривая 360-видео.
Помимо повышения доверия гостей, виртуальную реальность используют для привлечения инвестиций, а также продажи апартаментов, находящихся на стадии строительства.
Для застройщика ГК «Пионер» Modum Lab создали VR-экскурсию: прогуляться по апартаментам YES потенциальные покупатели могли ещё на стадии строительства здания. Пользователи в VR-очках ходили по нескольким апартаментам, сравнивали планировку, могли оценить обстановку и вид из окна. VR-очки девелоперы размещали в офисах продаж.
Набор и тестирование персонала
Сеть отелей Hyatt с помощью VR-технологий предлагает потенциальным сотрудникам узнать о работе в компании: новые сотрудники могут побывать в любой точке отеля, посмотреть, как устроена работа, как люди общаются друг с другом. Цель отеля — нанять 10 тысяч молодых сотрудников из неблагополучных районов до 2025 года, и топ-менеджеры Hyatt уверены, что достигнут её при помощи виртуальной реальности.
VR — это часть стратегии, позволяющей нанимать людей, которые никогда раньше не работали в отелях и не в курсе, как всё устроено.
— Hyatt
Кроме того, программа Hyatt помогает избавиться от непонимания и заблуждений относительно работы отеля.
Знаменит пример с Walmart: в сентябре прошлого года компания рассказала о закупке 17 тысяч VR-шлемов Oculus Go для обучения, тестирования и найма сотрудников.
Обучение и тренировка сотрудников
Виртуальная реальность — эффективный инструмент, позволяющий развить навыки эмпатии и отследить происходящие в сотруднике изменения. За это технологию даже называют «машиной переживаний»: надев VR-очки, пользователь как бы перемещается на место другого человека и смотрит на мир его глазами.
Сеть отелей Hilton уже несколько лет использует технологию VR для обучения сотрудников, которые никогда раньше не работали в гостиничном бизнесе: они могут побывать в разных отделах компании и выполнить задания, которые никогда раньше не выполняли. За полгода после запуска программы в обучении приняли участие свыше 1200 человек, при этом 87% из них заявили, что этот опыт позволил им лучше понимать новую работу и не бояться трудностей в реальности.
По статистике HR-отдела Hilton, 80% их кадров никогда раньше не работали в этой сфере, но во время выполнения повседневных обязанностей им приходится принимать решения, которые влияют на имидж компании.
VR для шоу-бизнеса
Новые технологии меняют индустрию развлечений. С помощью лазеров, голограмм и огромных LED-экранов можно сделать не только эффектные световые шоу, но и «воскресить» умерших.
Виртуальные звёзды
Японская компания Crypton Future Media создала полностью виртуального артиста — анимированную певицу Хацунэ Мику, которая собирает многотысячные стадионы.
Создание подобного персонажа может стоить от 1 до 10 млн рублей, но если результат полюбится публике, затраты окупятся с лихвой. Доход разработчиков японской виртуальной звезды уже исчисляется сотнями миллионов долларов.
Стоимость голограмм настоящих артистов оценить сложнее, говорит Дмитрий Кириллов, президент компании-разработчика VR- и AR-технологий для бизнеса Modum Lab. Только на софт для такого проекта может уйти несколько миллионов рублей, а аренда оборудования стоит ещё дороже. Тем не менее, в 2018 году в Париже дала концерт виртуальная Мария Каллас, а этой весной на концерте шоу «Песни» на ТНТ вместе с Тимати выступила голограмма умершего в начале года Децла.
Блеск и нищета световых шоу
Но чаще VR-технологии используются для создания эффектных световых шоу. Например, в 2015 году на Евровидении, компания Sila Sveta с помощью световых технологий оживила платье певицы Полины Гагариной: благодаря проекции оно превращалось в полотно звёздного неба
Пока создание шоу — не самый прибыльный бизнес, считают эксперты:
Российский шоу-бизнес бедненький: рынок не дорос ещё, мало стадионов, техники, публика не так активно ходит. В России мы не можем работать полноценно, иначе мы будем делать шоу себе в убыток.
— Александр Ус, сооснователь студии Sila Sveta
Поэтому узкопрофильных специалистов в этой сфере мало: кроме организации концертов, компании создают световые презентации для автомобильных и других люксовых брендов, виртуализации для гостиниц и так далее.
VR в корпоративном обучении
«Какие задачи корпоративного обучения решают новейшие VR-устройства», РБК
Какие задачи и проблемы можно решить с помощью VR-решений.
Проблема 1. Недостаток тактильных ощущений.
В 2019 году белорусские разработчики из компании Teslasuit выпустили новейшую версию костюма с тактильной и обратной связью. В костюм, похожий на водолазный, встроены электроды, поэтому он не просто переносит пользователя в VR-среду, но и позволяет ощущать всевозможные вибрации, симулирует ожоги и травмирование.
Костюм работает в паре с компьютером, который не присоединён проводами и анализирует движения человека на расстоянии. Биометрия передаёт данные об учащенном дыхании, пульсе, потоотделении. Эти признаки могут свидетельствовать о начале паники у обучаемого.
Такой костюм можно использовать для тренировок спасателей, медиков и других специалистов, от которых требуется быстрая и слаженная работа. Сейчас разработку тестируют при реабилитации пациентов, перенесших инсульты и инфаркты.
Проблема 2. Отсутствие универсальных устройств для работы с мелкой моторикой
AliExpress еще в 2017 году запустил в России сеть VR-магазинов, позволяющих изучать ассортимент магазинов и делать покупки. Но товары в этих магазинах нельзя потрогать.
Но уже появились разработки, которые решают проблему.
1. Перчатки для трекинга — человек в VR-очках и таких перчатках может не только рассмотреть, но и потрогать предметы. Но пока большинство из них пока ещё находятся в «зачаточной» стадии и далеки до готового универсального продукта.
2. Моушн-контроллёры в комплекте со шлемами виртуальной реальности — человек надевает шлем VR, берет в руки моушен-контроллёры и переходит в иммерсивную среду. Устройство оборудовано трекингом пальцев и 87 сенсорами, которые позволяют максимально точно отслеживать положение каждого пальца и силу сжатия. Раньше отслеживание точного положения каждого пальца в VR было невозможно.
Подобные устройства нужны компаниям, сотрудники которых должны уметь обращаться с мелкими деталями — например, при сборке и обслуживании оборудования, проектировании, проведении виртуальных экскурсий.
Проблема 3. Сложность реализации свободного перемещения на большой площади
Компания Antilatency Tracking System создала систему из нескольких компонентов: трекера, который крепится на VR-гарнитуру, инфракрасной разметки на полу и серии модулей для реализации разных опций отслеживания. Кроме того, нужен специальный пол, обозначающий зону трекинга. Он позволяет системе точно отслеживать позицию пользователя и его перемещения. По данным разработчиков, такой пол можно положить на большой площади — до 10 тыс. м2. Анализируя движение в зоне отслеживания, система предсказывает следующую позицию объекта.
Российские и зарубежные VR-парки уже используют эту систему. Производители считают, что новинка станет незаменимой в корпоративном обучении: сотрудников на опасных производствах, спасателей, пожарных, полиции, медиков, спецслужб, а также в реализации проектов Industry 4.0.
Проблема 4. Сложность обучения одновременно группы сотрудников
Одной из главных проблем корпоративных университетов было то, что VR-технологию не могли использовать несколько человек одновременно. Но с середины 2018 года производители начали анонсировать standalone-устройства, которым не нужен для работы ни телефон, ни компьютер. Все их компоненты зашиты в корпус.
Для таких устройств не нужно выделять специальных помещений. Соответственно, их можно компактно перевозить в другие подразделения компаний и на выставки. Именно такие недорогие и удобные устройства в будущем помогут сделать виртуальную реальность доступнее даже для небольших компаний.
Проблема 5. Нет возможности использовать голос во время тренировки
«Привет, Сири» или «привет, Алиса» — команда, которой сегодня никого не удивишь. Тренировка в виртуальной среде теперь возможна с использованием голоса. В VR голосовые боты уже используются в корпоративном обучении в глобальных компаниях для тренировки специалистов отделов продаж и коммуникаций.
VR/AR в маркетинге
«Маркетинг будущего: виртуальная и дополненная реальность», OtzyvMarketing
В банковской сфере и недвижимости
Банк ВТБ и команда петербургских VR/AR-разработчиков Modum Lab создала три новых решения с использованием технологии виртуальной реальности: «ВТБ инвестиции», «VR-ипотека» и виртуальное голосование для акционеров.
Надев очки виртуальной реальности, VIP-клиенты банка ВТБ смогут прогуляться по строящимся квартирам и изучить жилые комплексы на картах своих городов.
По данным исследования VRARA, в России 45,2% из 100% покупателей жилья виртуальная прогулка помогла принять решение о покупке и сделать выбор в пользу компании, внедряющей виртуальную реальность. Кроме того, такой подход позволяет ускорить и упростить процесс оформления ипотеки. На днях клиент банка взял первую в России VR-ипотеку.
Дополненная реальность в ритейле
В последние два года десятки мировых брендов ввели функцию примерки своих изделий на расстоянии: достаточно достать из кармана телефон, запустить приложение и навести камеру устройства на себя, пол комнаты или стену. Так можно примерить кроссовки Gucci, например. Похожие проекты есть у Reebok, Nike и adidas.
Один из самых популярных AR-кейсов — проект IKEA, который позволяет разместить виртуальные предметы интерьера в вашей реальной квартире.
курс
Введение в VR
Узнать больше
- Погрузитесь в сферу VR
- Создайте концепцию интерфейса виртуальной реальности
- Научитесь находить VR-решения для бизнеса
Что ещё почитать
Ресурсы, где вы всегда найдёте свежие новости по теме VR:
- VR-journal.
- Голографика — русскоязычное сообщество разработчиков и предпринимателей в отрасли дополненной, смешанной и виртуальной реальности.
- VR Geek — новости о виртуальной, дополненной, смешанной реальности и технологиях в этих сферах.
- AVRA — cообщество на Facebook, объединившее разработчиков и российских специалистов из сферы VR/AR
- Блог компании Modum Lab, где специалисты отвечают на самые часто задаваемые вопросы, развенчивают мифы о технологиях и рассказывают о новинках рынка.
- The UX of VR. Ресурс для разработчиков, где можно найти самую актуальную информацию про UX в VR, в том числе по теме курса «Введение в VR:от технологии к проектированию».
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.