Аспирант направления «Дизайн» Роман Егоров рассказал блогу Нетологии, из чего состоит «правильный» брендбук и зачем он нужен компании.
Компания, стремящаяся стать публичной, обязана уделить первостепенное значение разработке собственного бренда. Его задача — моментально и без искажений доносить особенности компании до целевой аудитории.
Основа — миссия компании. Другая составляющая бренда — визуализация. Логотип, шрифт, корпоративные цвета, макеты для полиграфии.
Обучение в онлайн-университете: профессия «Дизайнер коммуникаций»
Зачем нужен брендбук
Брендбук призван упорядочить визуальный хаос, объединить визуальную часть бренда со смыслом. Он представляет собой корпоративный документ, содержащий исчерпывающую информацию о бренде — принципах коммуникации с пользователями, стратегии позиционирования, миссии и идеологии компании.
Пример брендбука. Источник: Behance
Ингредиенты правильного брендбука
Давайте пройдемся по основным элементам брендбука:
-
Описание бренда. Первый и главный раздел, рассказывает о смысле компании и ее истории. В этом месте миссия компании может стать личной миссией сотрудников, с помощью которой будет проще вводить новых сотрудников в дела компании. Описание бренда также визуализирует ценности и вектор развития.
Миссия компании Microsoft. Полная версия по ссылке
-
Юридические особенности. Здесь регламентируются авторские и смежные права на интеллектуальную собственность в отношении элементов бренда.
-
Гайдлайн логотипа, то есть правила работы с ним. Логотип — главный элемент визуализации бренда, подпись компании. Для того чтобы не искажался его размер, цветовая гамма и не менялась форма, в брендбуке подробно описывается, как работать с логотипом. Какие цвета использовать, как изобразить лого в черно-белом формате, горизонтальные и вертикальные варианты — описывается в этом разделе.
Особенности логотипа бренда Pepsi. Полная версия по ссылке
-
Цветовая гамма. Публичные компании, такие как Coca-Cola или Яндекс, часто ассоциируются с определенным цветом. Брендбук определяет, какие оттенки для бренда использовать в публичном пространстве.
Цветовая гамма «Яндекс.Такси». Источник: архив студии DS.INDSD
-
Теглайны. Короткие фразы, размещаемые рядом с логотипом, если он не описывает компанию однозначно; элементы подписей в электронной почте, отсылающие к уникальности компании — все это теглайны, и брендбук описывает варианты их применения.
Теглайны компании Walmart: «Сохраняйте свои деньги. Живите лучше». Полная версия брендбука по ссылке
-
Фирменные шрифты. Разработка нового начертания специально для заказчика является обычной практикой для крупной компании.
Особенности применения фирменного шрифта для сети ресторанов. Источник: архив агентства Superbig Creative
-
Копирайтинг. В этом разделе, адресованном авторам текстов, описываются принципы работы с текстами, их тональность, стиль и структура.
Как писать для социальных сетей компании Mailchimp
-
Изображения. Здесь фиксируются правила создания фотографий, инфографики и других изображений на будущее. Оно дает четкие указания, можно ли использовать стоковые изображения, какие цвета предпочтительны и что должно быть на фоне.
Инструкция «Модульбанка» по подбору изображений. Автор — Люда Сарычева
-
Структуры страниц. Это касается любых страниц в интернете (сайтов, лендингов) и печатных носителей. К примеру, этот раздел может содержать требование о соблюдении пропорции текста к изображениям на каждой странице, чтобы текст было легче читать.
Описание правильной страницы интернет-магазина в гайдлайне для реселлеров Apple
-
Политика PR. Брендбук содержит правила работы по каждому рекламному каналу, будь то социальные сети или печатные СМИ.
Правила коммуникации компании «Подряд» в разных каналах
-
«Можно» и «нельзя». В этом разделе визуализируются варианты применения брендинга, с обязательным разграничением — так можно, а так нельзя. Также этот раздел может содержать только примеры того, как нельзя поступать с визуализацией бренда.
Как можно:
Как применять логотип компании Skype. Полная версия брендбука по ссылке
Для кого создается брендбук
Перечисленные элементы брендбука подсказывают, для кого он создается. Можно выделить три целевые группы пользователей:
-
Руководители и сотрудники компании — главная аудитория. Брендбук описывает принципы визуализации для различных отделов компании, от маркетологов и юристов до инженеров и дизайнеров. Качественный брендбук содержит исчерпывающую информацию и является инструкцией для сотрудников, что упрощает коммуникацию внутри компании.
-
Партнеры компании. В брендбуке содержится информация для подрядчиков — правила отображения элементов брендинга. Партнерам будет легче взаимодействовать с компанией.
-
СМИ. Брендбук дает журналистам четкое представление о стилистике бренда и миссии компании, необходимых для написания статей и новостей о компании.
Примеры хороших брендбуков
Medium — платформа для социальной журналистики. В брендбуке уделено много внимания цветовой гамме, типографике, целям и принципам проекта.
Презентация брендбука компании на Behance
Cisco — международный производитель сетевого оборудования. Их брендбук — интерактивная страница, описывающая миссию компании, стратегию и даже обещания. На странице также можно «поиграться» с корпоративным шрифтом CiscoSans.
Mini — производитель городских автомобилей. В брендбуке нет ярких цветов и рекламных слоганов, зато есть строгий стиль и множество деталей.
Полная версия брендбука по ссылке
Вдохновляйтесь и старайтесь создать продуманные брендбуки, транслирующие вашим потребителям ценности компании на любых форматах и носителях.
Читать еще: «Как вовлечь современного потребителя в коммуникацию с брендом»
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.