Бизнес-лидер TripMyDream Андрей Буренок специально для «Нетологии» написал колонку о том, как собрать команду для стартапа, и с какими сложностями придётся столкнуться в процессе.
Существует стереотип о том, что над стартапом обычно работает маленькая команда, в которой все делают всё. Мы убедились на собственном опыте, что многофункциональные люди в команде — это неэффективно. И вот почему:
- никто не может сфокусироваться на своей основной работе, потому что у каждого попутно есть еще пять разных тасков;
- никто не несет ответственности за свою часть работы, потому что все имеют отношение к задачам друг друга.
Поэтому, если вы хотите быстро достигнуть результата, нужно брать в команду профессионалов, которые бы приносили в проект готовые решения, а не пытались найти себе фронт работ и думали, где и как в рабочем процессе можно себя реализовать.
Вникайте
Основатель стартапа должен понимать все процессы, которые происходят у него в компании — от производства до бухгалтерии. Только такой подход позволяет при необходимости вовремя вносить изменения в рабочий процесс, чтобы сделать его более эффективным.
Попробуйте выполнить то или иное задание самостоятельно — это даст понимание того, на что стоит обращать внимание.
Делегируйте
Важно вовремя передавать задачи, и этому же учить своих подчиненных, потому что один человек не может эффективно выполнять работу нескольких.
Мы в TripMyDream работаем по Scrum-методологии управления проектами: каждый участник процесса знает свои зоны ответственности, понимает, на что он «подписался», и от кого зависит, будет ли задание выполнено вовремя. Всем этим процессом руководит Scrum-мастер — человек, который понимает приоритеты компании и контролирует выполнение задач в соответствии с ними. Основа такого метода — грамотный тайм-менеджмент и распределение обязанностей внутри команды.
Если у человека за плечами большой опыт работы в крупных компаниях, скорее всего он знает, как правильно выстраивать коммуникационные процессы и оптимизировать все таски. С другой стороны, иногда амбициозный человек со свежим взглядом способен привнести много нового в общее дело.
Изучайте людей
Привлекать к работе новичков стоит только в том случае, если у вас есть время и возможность ими заниматься. Обычно в течение нескольких месяцев становится понятно, подходите ли вы друг другу.
Человек, который «горит» проектом, совершенно необязательно будет продуктивным, в то время, как и без реальной увлеченности общим делом вряд ли получится чего-то добиться. В первом случае нужно подумать о том, как можно создать соответствующие условия для роста и развития сотрудника, и как повысить эффективность его работы. Во втором — либо нужно понять, что может стать для него мотивацией, либо осознать, что вам не по пути.
Мне интересны люди, с которыми я работаю. И с этого всё и начинается.
Я предпочитаю знакомиться с людьми, с которыми собираюсь работать, в неформальной обстановке, отходя от традиционного формата собеседования. Чем живет человек, чем он интересуется, какой вид отдыха предпочитает, — все это говорит о том, насколько команде будет комфортно работать друг с другом. А от этого зависит всё, включая общую заинтересованность проектом и налаженную рабочую коммуникацию.
Лайфхаки из опыта TripMyDream
1. Важно не только найти хорошего сотрудника, но и суметь заинтересовать его и удержать. Прежде чем привлечь талантливого дизайнера в команду, нам пришлось пойти на небольшие жертвы, чтобы уговорить его на постоянную работу в проекте. «Заманить» его удалось только благодаря дружескому отношению и индивидуальному подходу.
2. Поддерживайте коммуникацию с коллективом, и там, где это нужно, становитесь лучшим другом и помощником. Проверки и жесткий контроль за рабочим процессом — не всегда эффективное решение.
3. При поиске новых людей в команду обращайте внимание на тех, кто стремится себя «продать». Если человек уделил немного времени и поинтересовался тем, кто вы и чем занимаетесь, и чем именно он может быть вам полезен – вместо того, чтобы отправить стандартное резюме без сопроводительного письма – это уже заслуживает внимания. Как правило, одной встречи вполне достаточно, чтобы понять, насколько тебе с человеком «по пути».
4. После встречи предложите человеку самому назначить следующую и сформулировать предложение — это способно многое сказать о настойчивости, заинтересованности и человеческих качествах кандидата.
К слову, большую часть кандидатов после первой встречи я больше не вижу.
Но если человек показывает, что он готов и заинтересован в работе, и еще и может предложить что-то конкретное — для меня это всегда интересно.
5. Если понимаете, что человек не подходит, то на раннем этапе для вас обоих будет несложно разойтись «по-дружески». И по-моему, это намного лучше, чем отказать потенциальному кандидату, а потом сомневаться в правильности своего решения.
Если вам удалось собрать команду, раскрыть талант каждого и найти к нему подход, то остается только работать над совместным развитием и сохранять дух открытости, по возможности избегая излишней формальности.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Читать еще
- 7 книг, которые должен прочесть руководитель стартапа
- Как скоринг помогает отделу маркетинга расставить приоритеты
- Зачем команде продакт-менеджер
Обучение
- Бесплатный курс «Курс молодого бойца: первые шаги в digital»
- Программа обучения «Интернет-маркетолог: от новичка до профи»
- Офлайн-курс «Директор по онлайн-маркетингу»