Тренер «Академии Правильных Копирайтеров» Наталья Вольная в колонке для «Нетологии» рассказывает, как не утонуть в море бизнес-литературы, правильно ее читать и хранить.
Вы читаете бизнес литературу? Да уж, вопрос из серии «Капитан Очевидность». Безусловно, читаете. У вас наверняка огромные списки книг. Уже прочитанных и тех, которые только ждут своей очереди.
Книг много. Они разные. Ведь мы интересуемся маркетингом, продажами, тимбилдингом, финансами, тайм-менеджментом, сайтостроительством. А еще психологией, саморазвитием, медитативными практиками. Эти списки пополняются постоянно.
В какой-то момент голова идет кругом.
Хранилище Российской государственной библиотеки, 15-й уровень
Как навести порядок? Что читать в первую очередь? Какие книги стоит перечитать или сделать настольными? А самое главное — как внедрить все полезные советы из книги в свою практику?
Попробуем разобраться.
Обработка входящей информации
Прежде всего выберите формат для входящей информации. Место, куда вы будете записывать названия книг, которые вам рекомендуют. Это может быть бумажный блокнот, документ Word или Pages. Таблица в Excel или заметка в Evernote.
Но лучше, если это будет отдельная программа, в которой удобно вести списки. Программа, которая синхронизируется со всеми устройствами. Она должна быть всегда и везде под рукой. Программа, которую можно быстро открыть и сделать запись.
Например, для этой задачи отлично подойдет Wunderlist.
Wunderlist и еще 4 лучших списка задач в материале «Нетологии».
Wunderlist для входящего списка книг
Зачем? Чтобы не забыть. Потому что все, что НЕ записано, — потеряно. Услышали где-то на вебинаре, тренинге или от знакомых про полезную книгу, не записали сразу и забыли. А возможно, именно эта книга была бы вам полезна в работе или жизни.
Необходимо завести привычку периодически просматривать и обрабатывать этот список. Ищете название книги в поисковике, читаете описание и рецензии. После чего принимаете решение — заслуживает книга вашего внимания или нет.
Не стоит бежать и покупать понравившиеся книги сразу. Если только вы не собираетесь читать их прямо сейчас. К слову, издательства периодически устраивают распродажи. Поэтому есть смысл подписаться на уведомления и подождать.
Но, несмотря на то что книгу вы еще не купили, все равно информацию стоит обработать и назначить приоритет в списке чтения.
Вся библиотека на одной карте
Держать все книги в одном списке непродуктивно. Он будет разрастаться, вам будет сложно понять, что читать в первую очередь и какая книга к какой сфере относится. Поэтому следующая задача — определить актуальные для вас тематики.
Например, это могут быть такие списки: продажи, тайм-менеджмент, SMM, контент-маркетинг, саморазвитие.
Следующий шаг — организовать списки и библиотеку в удобном формате.
Важно:
- все должно быть в одном месте;
- вы должны сразу видеть, куплена книга или пока нет;
- где книга находится — в папке на компьютере, на книжной полке, по ссылке в магазине;
- должна быть возможность отмечать, что уже прочитано, что находится в работе, что стоит перечитать;
- возможность расставлять приоритеты;
- добавлять комментарии и ставить оценки.
Какой формат или программа отвечает всем этим критериям? Конечно, интеллект-карты, они же майндмэпы.
Вся библиотека в интеллект-карте
А еще в интеллект-карте можно организовать удобную систему маркеров. Например, галочка — книга прочитана. Звездочки разных цветов — что читаем в первую или во вторую очередь. Красный флажок— книгу можно перечитать. И много других вариантов.
Используйте маркеры
Очень удобно, что здесь же в карте можно поставить ссылки на электронные книги, которые уже где-то хранятся на компьютере или съемных устройствах. При клике на название книги она сразу открывается.
На организацию списков и составление такой карты у вас уйдет не более двух часов. Зато потом вы сэкономите уйму времени при взаимодействии с книгами. Самое главное, не забывайте работать с картой постоянно — обновлять списки, ставить маркеры.
Что читать в первую очередь
С библиотекой разобрались. Теперь надо научиться расставлять приоритеты и правильно осваивать информацию из книг.
У каждого свои приоритеты
На каждом этапе развития карьеры у вас определенные интересы и задачи. Кому-то сейчас важно разобраться в маркетинге, кто-то пытается повысить личную продуктивность, другим необходимо получить знания в копирайтинге. Поэтому в самом начале определитесь, какие навыки в данный момент вы хотите прокачать.
Тоже самое проделываем внутри выбранной сферы. Например, книги по продуктивности. Выбираете — вам важнее научиться планировать или ставить цели? После этого станет понятно, какую книгу читать в первую очередь.
Следующий шаг — научиться читать бизнес-книги правильно. Ведь это не художественная литература. Вы не просто хотите приятно провести время, вы хотите узнать что-то полезное и внедрить это в работу.
Поэтому перед чтением книги задайте себе три простых вопроса:
- Зачем мне нужна эта информация?
- Какой результат я хочу получить от прочтения?
- Сколько времени я могу потратить на чтение и обработку?
Чтобы лучше усвоить материал, эксперты рекомендуют применять основы скорочтения.
На самом деле все очень просто. Сначала внимательно читаете оглавление и краткое описание книги. Затем вы должны просмотреть каждую главу. Читайте первый абзац и последний. Это поможет уловить основную мысль. После такого нехитрого приема книга будет восприниматься гораздо лучше. Ведь у вас в голове уже будет структура.
Кстати, этот способ помогает определиться в книжном магазине. Прежде чем открыть кошелек, вы точно узнаете, подойдет вам книга или нет.
Продуктивное чтение
Вооружитесь блокнотом и ручкой во время чтения бизнес-литературы. Обязательно откройте ежедневник. Он нужен для того, чтобы сразу ставить в список дел отработку приемов, описанных в книге. Не будет никакой пользы, если вы просто прочтете о новом методе или полезной фишке.
Все знания нужно отрабатывать на практике. Поэтому прочли что-то полезное — запишите в ежедневник, когда вы это внедрите.
Программа по составлению интеллект-карт тоже ваш незаменимый помощник во время чтения. В ней можно фиксировать значимые моменты. Сделать конспект всей книги или отдельной главы.
Конспект главы книги по продающим текстам
Обязательно перечитывайте книги, которые произвели на вас впечатление. Из которых вы узнали много полезных советов. Достойные книги каждый раз открываются с новой стороны. Конспект в виде интеллект-карты поможет восстановить интересные идеи в памяти.
Применяйте эти приемы, ищите собственные системы, чтобы осваивать и внедрять новые знания. Но самый главный совет — читайте! Много. С пользой и удовольствием.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите поделиться с нами мнением или опытом в карьере, продуктивности и развитии? Пишите.