Маркетолог DesignContest.ru Дарья Григорьева показала «Нетологии» на примере разработки графического дизайна, как эффективно решать общественные и бизнес-задачи с помощью краудсорсинга.
В повседневной работе некоторые руководители привыкли отдавать выполнение отдельных функций на обслуживание другим компаниям: разработку и дизайн сайта выполняет агентство, которое специализируется именно на разработке; ведет контекстную рекламу другое агентство; разработка софта, используемого для контроля за торговыми представителями, уходит третьей компании.
Работа клиента сводится к тому, что нужно правильно поставить задачу, найти нужного подрядчика и проконтролировать выполнение работы. Все это аутсорсинг, к которому мы уже привыкли и сделали его частью бизнес-процессов в своей компании.
С развитием информационных технологий и коммуникаций появился еще один способ для решения задач — краудсорсинг.
В чем смысл и плюсы использования краудсорсинга:
- проект реализуется не одним человеком или студией, а большой группой не зависящих друг от друга людей;
- обычно работы проводятся дистанционно, поэтому у заказчика есть доступ к профессионалам по всему миру;
- важен только конечный конкретный продукт, который удовлетворяет интересы клиента (не имеют значения национальная принадлежность, наличие пяти лет опыта работы в определенной сфере — важно только то, что человек создал наилучшее решение твоей задачи);
- привлекаем много людей — можем реализовывать даже масштабные проекты в минимальные сроки.
Краудсорсинг можно использовать в разных сферах:
- краудсорсинг для бизнеса — актуален, когда нужно создать дизайн сайта, логотипа или афиши, написать текст о продукте, придумать оптимальную схему судна на воздушной подушке, разработать софт, создать видео- или аудиопродукт, собрать мнения или информацию, провести тестирование продукта;
- социальный краудсорсинг — например, поиск пропавших людей LizaAlert или составление карты пожаров в проекте «Карта помощи»;
- политический краудсорсинг — проведение опросов, голосований, обсуждение государственных инициатив.
С каждым годом количество таких краудсорсинговых платформ растет, они становятся гораздо удобнее, масштабнее, помогают решать как личные, так и рабочие задачи. Главная особенность краудсорсинга, которая особенно важна для бизнеса, — ориентация на конкретный результат, а не на процесс, громкое имя исполнителя, его регалии, национальность и многолетний опыт в данной сфере.
Какая разница, откуда пришло блестящее название твоего нового продукта — из Рязани или Калининграда? Зачем ограничивать себя дизайном местных специалистов, если девушка из Лондона вдохновилась продуктом и нарисовала именно тот логотип, который вы видели в мечтах, но не могли объяснить? Краудсорсинг — это суммарный интеллект, воображение, ресурсы множества людей по всему миру, которые помогут вам наилучшим способом решить поставленную задачу.
Разберем понятие краудсорсинга на примере популярной бизнес-задачи, когда клиенту нужен графический дизайн.
В России пока еще предпочитают искать дизайнера через фрилансерские сайты, хотя это весьма рискованно.
Дизайнер даже при отличном портфолио может сделать откровенно слабую работу, может пропасть без объяснения причин, отказаться или «забыть» прислать исходники без дополнительной платы.
Краудсорсинговые площадки по дизайну решают эту проблему. Клиент определяет, какой именно дизайн ему нужен, пишет ТЗ, заранее вносит гонорар за дизайн, затем все дизайнеры на площадке видят бриф клиента, представляют свои варианты. Клиент сразу видит, что конкретно ему предлагают, может прокомментировать работы, попросить что-то исправить. Когда срок конкурса подходит к концу, клиент выбирает лучший среди всех вариантов, присланных ему на конкурс (к примеру, для логотипа разные дизайнеры присылают 30−80 вариантов), победитель высылает исходники и получает деньги.
Краудсорсинговая платформа выступает гарантом для клиента, что варианты дизайна обязательно предоставят к указанному сроку, что будет из чего выбрать, а для дизайнера — гарантом того, что в случае победы он получит свой приз, клиент не забудет оплатить его работу и все произойдет без задержек.
Именно в таком формате проходил конкурс на дизайн футболки для компании «Мосигра».
Краудсорсинг подходит не только для дизайна. Похожим способом можно получить слоган, название компании, идею для сувенирной продукции. Например, с помощью Citycelebrity собирали контент для популяризации чтения в России.