Дарья Шклярова, редактор блога icanchoose, специально для блога Нетологии написала статью о том, зачем нужен личный бренд digital-специалисту и как его строить.
Личный бренд есть у каждого, но не все занимаются его продвижением. Хорошего резюме недостаточно, чтобы попасть в крутую компанию, а личный сайт останется без внимания, если его не рекламировать. В статье расскажу, зачем нужен личный бренд, как правильно его выстроить, продвинуть в сообществе и какие инструменты в этом помогут.
Что такое личный бренд
Личный бренд — это маркетинговый инструмент, преимущество, которое выделит вас среди других специалистов, поможет устроиться на крутую работу и заработать больше денег. Конечно, слава, деньги и любовь придут к вам не сразу, но показывать, что вы крутой профи, можно и нужно уже сейчас.
Программа обучения: «Брендинг: от стратегии до брендбука»
Начните с простого упражнения: загуглите себя. Вероятно, найдете ссылки на свои страницы в социальных сетях и однофамильцев. Ваша задача сделать так, чтобы первая страница Гугла показала ваши работы: портфолио, примеры текстов, личный сайт и всё, что связано с вашей рабочей средой.
Когда рассказываете о своём опыте в личном блоге или на страничке в социальных сетях, то собираете вокруг себя профессиональное комьюнити. Полезный контент охватывает тысячи заинтересованных людей из сферы — это помогает формировать бренд специалиста, которому есть, чем поделиться.
Зачем digital-специалисту личный бренд
Получить вакансию в классной компании
Работодателям нужен специалист, который в тренде последних обновлений в работе ленты ВКонтакте, рассказывает лайфхаки по привлечению трафика на сайт и к которому прислушивается аудитория. Это значит, что ваш опыт подтвержден рабочими кейсами и другими специалистами в области.
Продвинуть бренд компании (и себя по карьерной лестнице)
Рассказать о своей работе или о собственном проекте проще, когда есть личный канал распространения контента с заинтересованной аудиторией. Для компании, в которой вы работаете, это бонус в виде дополнительного трафика, потока клиентов и даже привлечения новых сотрудников.
Завести полезные знакомства
Когда ваши каналы продвижения обретают постоянных читателей, а под постами появляются комментарии других специалистов — это, считай, половина успеха. Люди начнут обращаться с просьбами поделиться опытом, помочь с работой над проектом или материалом — не отказывайтесь: получите отзывы, рекомендации и дополнительную рекламу.
Участвовать в других проектах
Классных ребят зовут поработать вместе другие классные ребята. Это могут быть как проекты по взаимопиару: обменяться постами или написать партнерский материал, так и большие коммерческие проекты, куда компании приглашают экспертов для разных задач: разработать стратегию для рекламной кампании, составить курс по теме или проконсультировать.
Личный бренд — это классно. Теперь разберемся, как над ним работать.
1. Начните с социальных сетей
Страничка на Фейсбуке и фото в Инстаграме — первое, куда спешит рекрутер после просмотра резюме и сопроводительного письма. Поэтому наведите порядок в профиле: уберите фотографии с отдыха на шашлыках, репосты кулинарных шедевров и шуток с веселых пабликов. Не возникает доверия к вашим советам и у других людей, если вы ведете блог об SMM, а страницы в социальных сетях у вас нет вовсе. А еще соцсети — дополнительный канал для продвижения материалов, поэтому отнеситесь к ним серьезно.
Контент и площадки
Пишите посты в Facebook
Здесь живет диджитал-сообщество, потому что большинство маркетинговых кейсов решается через Фейсбук. Найдите парочку лонгридов по теме на Buzzsumo или Mashable, расскажите о мнении к ситуации и поделитесь в сообществах. Люди легко включаются в обсуждения, оставляют комментарии и поднимают охват публикации. Если начнете публиковать актуальные темы и создавать полезный контент, а не хайпить на разовых темах — это сработает.
Создайте Telegram-канал
Пушка для построения личного бренда. Если не готовы регулярно писать статьи в блог, тратить время на создание площадки и не хотите ограничиваться постами в соцсетях — создайте канал. Делитесь полезными материалами, как это делает Павел Федоров в канале «Паша и его прокрастинация», инсайтами индустрии, как Саша Жуковская в «Журналистике», или рассказывайте о новых рабочих инструментах, как Александр Марфицин из Амплифера в «Инструментах редактора».
Для больших материалов используйте telegra.ph: в нем удобно делать минималистичную приятную верстку и добавлять иллюстрации в текст, а сами статьи открываются в мессенджере. Нарисуйте классные стикеры с шутками про диджитал и поделитесь с друзьями, а на последнем укажете ссылку на канал — стикерпак разлетится быстро!
Пример стикерпака от автора Телеграм-канала
И еще один стикерпак от рекламного агентства
Делайте репосты в тематические чаты и группы
Поделились на стене парой лайфхаков по SEO-продвижению или сделали обзор новых сервисов для быстрого создания картинок — ок! Друзья поставили пару лайков, теперь расскажите об этом остальным. Поделитесь записями в рабочих группах на Фейсбуке или Телеграм-чатах, в которых сами любите почитать полезное для работы. Попросите обратной связи: создайте реакции в Телеграм или опрос к записи в Фейсбуке. Узнаете, насколько полезен контент и сделаете выводы. В дальнейшем найдите коллег, которые будут рады партнерству и взаимному обмену публикациями.
2. Публикуйте контент на крупных площадках
Написать пару заметок в сетях — толку мало. Если создаете полезный контент с примерами работ — расскажите о нем. Любому продукту нужно продвижение, никто случайно не набредет на вашу страницу и не расскажет миру. Держите площадки, которые помогут в продвижении:
Рассказать о маркетинговых кейсах
Площадка для диджитал-специалистов, верующих в онлайн-образование. Нетология организует курсы по интернет-маркетингу, web-разработке и data science — многие из диджитал-сообщества проходили их курсы. Аудитория — новички в диджитал, поэтому пишите советы для начинающих: например, сделайте подборку инструментов или поделитесь опытом, который помогал вам в начале пути.
SMM-специалисты знакомы с площадкой сервиса для постинга публикаций. У команды Амплифера яркий и полезный блог с кейсами продвижения в социальных сетях, работой с отзывами, продвижению по SEO с помощью Google+ и прочими интересными вещами. В блоге публикуются как статьи редакции, так и авторские работы, связанные с SMM. Если работаете с социальными сетями и знаете, что рассказать — пишите.
Здесь любят публиковать авторские материалы с большими разборами и подробными инструкциями, например, зачем сайту SSL-сертификат и как его привязать. Полные разборы с пошаговыми инструкциями особенно полезны, а когда материал основан на собственном опыте — еще круче. Темы рекламные, но спектр широкий.
Площадка для маркетологов и рекламщиков. Авторы публикуют кейсы и решения клиентских задач, новые подходы и тематические рекламные исследования. Здесь люди делятся опытом и мнением, читая статьи других специалистов. Узнаете, насколько хороши ваши материалы, потому что каждая публикация проходит проверку редакции.
Обсудить технические задачи
На площадке обитает больше 700 тысяч пользователей и это далеко не одни только программисты. Здесь много разделов, в которых публикуются ребята из диджитал, например: медийная реклама, контекстная реклама, управление проектами, разработка веб-сайтов и другие.
Будет полезно, если поделитесь новым инструментом, который помог привлечь трафик на сайт клиента или расскажете о креативном спецпроекте, увеличившим продажи на 20%. В конце материала укажите ссылку на ваш блог или Телеграм-канал с другими лайфхаками. Да, так можно было.
Поделиться опытом с миром
Международное комьюнити из самых разных сфер. Истории из жизни, инструменты, программирование, реклама и еще много тем для публикаций. Больше подойдет специалистам, которые давно в отрасли и интересуются международными связями. Здесь тоже стоит делиться опытом, подкрепляя слова примерами работ.
Еще одна международная площадка, где пользователи делятся материалами — от программных идей проектов до советов по созданию рекламной кампании. Принцип как у Хабра: пользователи либо плюсуют материал, поднимая его в топ, либо минусуют и опускают в последние строки. Главное — не забывать об особенностях аудитории: то, что актуально для российских площадок, может быть неинтересно зарубежным коллегам.
3. Создайте личный сайт, когда сформируете аудиторию
Если начали замечать, что вокруг вашего контента формируется профессиональное комьюнити: много комментариев и обсуждений под постами, обращения с вопросами, постоянные читатели, репосты — значит, материал интересен и может жить на собственной площадке, например, в блоге.
Блог для построения бренда нужен не для постинга личных фотографий и историй с веселых выходных. Блог нужен опытному специалисту, чтобы структурировано излагать полезный контент: выставлять примеры работ, делиться инструментами и показывать, что вы практикующий специалист, который в курсе современных трендов области.
Посмотрите, как это делают другие
Одностраничные лендинги на старом добром Вордпрессе уже не удивляют. Да и какой вы диджитал, если создаете скучные сайты, от которых не хочется сказать «ВАУ!» и поделиться страницей с другом? Выбрала несколько примеров вдохновляющих персональных страниц, которые могут натолкнуть на идею для собственной.
Лендинг графического дизайнера. Не вычурно, минималистично, для любителей инфостиля. Сразу к делу — начало с портфолио, о себе с юмором, и есть возможность посмотреть полное резюме с местами работы. Ссылки на блог в Medium, социальные сети и контакты.
Персональный сайт креативного маркетингового стратега. Рекомендации от Стива Джобса и Магистра Йоды — необычно и круто. Интересное оформление с фотографиями в едином красочном стиле. Есть информация о себе, о совместных проектах с брендами, навыках, опыте — уже на середине лендинга хочется сделать ему оффер!
Простые, но необычные лендинги тоже цепляют взгляд. Если работаете в SMM, попробуйте нарисовать себя в космосе лайков, например. Такой вариант подойдет, если не умеете обращаться с Фотошопом или создавать анимацию.
Инструменты
Чтобы создать рабочий сайт с блогом, ссылками и красивым оформлением, есть куча инструментов, для которых не нужны навыки программирования.
Конструкторы
Вы знаете о Tilda и WordPress. Скучно, но советуем брать именно их, потому что эти инструменты давно проверены. К ним без труда найдете видеоуроки для пользователей и бесплатные ресурсы для расширения функциональности.
Полезное
Для фантастических задумок берите Bubble — это платформа для создания приложений и систем с широкой функциональностью с помощью блоков. Если будет время, сделаете игру с уровнями, где люди будут изучать ваш путь от копирайтера до руководителя маркетинговой стратегии. Так сделал разработчик Robby Leonardy, который креативно рассказал о профессиональных навыках — получились классное резюме и презентация скиллов в одном.
Допустим, вы сделали классный дизайн главной страницы, но блог выглядит скучно, однотипность — минус конструкторов. С оригинальной версткой поможет Verstka. Сервис прикручивается к сайту и помогает создавать движущиеся картинки, разноцветные детали, выделять строки. Поможет отличиться и показать людям, что в медиа вас будет видно даже без профессионального владения Фотошопом и навыков программирования.
4. Что еще
Пара идей на будущее. Когда число подписчиков на ресурсах будет больше нескольких тысяч, внезапно появится свободное время и захочется поделиться уникальным опытом, стоит попробовать:
Создайте курс
Поучаствуйте в совместном проекте с площадками или самостоятельно продумайте структуру и запишите курс практических занятий по контекстной рекламе, веб-дизайну или другой области. Может, вы прошли путь от стажера в издании до руководителя интернет-проектов и расскажете практические кейсы. Или вы разрабатывали продукт с применением интернета вещей и знаете всё об особенностях работы в таких проектах.
Не записывайте тысячный курс «Копирайтинг для начинающих» или «Как стать интернет-маркетологом». Исследуйте рынок, откройте Вордстат, сделайте опрос в своих каналах и узнайте, что люди хотят изучить. И в путь! Поделиться курсом можно на YouTube или Stepik, а реклама в помощь. Кроме того, крупные площадки вроде Нетологии или Skillbox всегда рады новым преподавателям-экспертам.
Напишите книгу
То же самое относится и к книге. Когда мысль о съемке и монтировании курса не вдохновляет, книга — альтернативный вариант поделиться знаниями с сообществом. Если думаете, что книги неизвестных авторов никто не читает — зря! Вот пример зарубежного автора, чей гайд по маркетингу висит в топе на уже полгода.
Помимо собственных каналов и рекламы, есть Amazon, ProductHunt и LeanPub, где вы сможете бесплатно поделиться книгой, получить обратную связь и хорошее продвижение.
Читать ещё: «10 правил ведения переговоров»
Эти советы — основа, а возможности для создания и продвижения личного бренда ограничиваются лишь вашим воображением.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.