Маркетолог обыкновенный: куда расти, чтобы не топтаться на месте

Карьера

«10 лет в маркетинге, 15 лет в маркетинге, всю жизнь в маркетинге …» — зачастую диву даешься живучести некоторых «динозавров» отрасли. Меж тем рано или поздно любой здравомыслящий маркетолог думает о том, что может быть дальше. Куда развиваться и на что ориентироваться? Можно ли оттолкнуться от своих маркетинговых умений и развить их во что-то новое, интересное? Об этом в колонке для «Нетологии» рассказывает директор по маркетингу Maps.me, экс-директор по маркетингу Aviasales, преподаватель программы «Директор по онлайн-маркетингу» Павел Распутин.

Лично я думал об этом неоднократно. Так как я люблю порядок во всем, попробовал систематизировать свои мысли.

Необязательно ждать, когда непростая доля маркетолога тебя окончательно «достанет», — иногда просто полезно бывает взглянуть на себя со стороны и попробовать понять, чего ты хочешь, что у тебя получается хорошо, насколько эти вещи совпадают.

Это помогает задать свой личный вектор развития и не отклоняться от курса.

Итак, дано: маркетолог обыкновенный.

Маркетолог обыкновенный

Как мы можем его прокачивать?

Каждый вариант этакого «апгрейда» интересен по-своему.

Маркетолог маркетологу рознь

Современный маркетинг меняется быстрее, чем мы это успеваем замечать.

Надоел офлайн-маркетинг — поменяй на онлайн.

Онлайн на мобайл.

Мобайл пока ни на что менять не надо — прокачивайся дальше.

Занимаешься узкой областью, например SEO, — посмотри кругом, может быть, стоит развить в себе продуктовую аналитику или партнерский маркетинг?

Маркетинг бывает разный, и иногда нужно просто оглянуться, чтобы профессиональная жизнь заиграла новыми красками.

От маркетолога к директору по маркетингу

Расти не вглубь, а вширь.

Старайся стать в первую очередь лидером команды, нежели самостоятельной боевой единицей.

Выйди на стратегический уровень бизнеса.

Разработай, внедри и поддерживай системность работы (структура команды, процессы взаимодействия, репортинг, performance review и т. п).

Пойми, что каждый конкретный член команды глубже и лучше тебя знает свой инструмент (за исключением того, на котором ты специализировался) и смирись с этим.

Набирай людей, которые сильнее тебя, умей мотивировать их (необязательно деньгами).

Неси ответственность за команду. Как говорят в футболе: выигрывает команда, проигрывает тренер.

Научись реагировать быстро на все — изменение среды и трендов, просьбы руководства и связанных подразделений.

Маркетолог обыкновенный: куда расти, чтобы не топтаться на месте

Любой маркетолог должен быть чуточку биздевом (продавцом)

Bizdev нужен всем. Не знаете, кто такой биздев? Почитайте в Facebook Антона Гладкова — он затрагивает много тем, которые так или иначе связаны с этой областью деятельности.

Биздевы бывают разные. Есть биздевы, которые отвечают за B2B-часть бизнеса, — работа с поставщиками продукции, информации, данных, цен. В общем, все, что связано с наполнением вашей продуктовой линейки. В Aviasales, например, это были онлайн-агентства и авиакомпании.

Есть биздевы, занимающиеся монетизацией продукта или проекта. Все хотят зарабатывать больше. Есть вагон и тележка разных опций: от продажи рекламы до партнерских моделей, работающих по принципу revenue share. Найди общий язык с партнерами, сделай тесты, оцени результаты — и ты сможешь существенно улучшить монетизацию проекта, а это любят все.

Есть биздевы, занимающиеся развитием дистрибуции, — партнерские каналы, офлайн- и онлайн-дистрибуция. Думай над тем, к кому постучаться, чтобы на его плечах заехать к пользователям в монитор, смартфон, в голову.

Хочешь быть биздевом — учись быть терпеливым. «Метод дятла»  до сих пор остается самым действенным и эффективным, хоть временами и кажется изнуряюще назойливым.

Хочешь быть биздевом — учись писать письма и общаться с людьми, придумывать обоюдную выгоду от вашего общения и доводить дело до конца, будь то подписанный договор или тестовая партия трафика.

Биздев — это не только интересно, но и очень денежно, а также супервостребовано в любых бизнесах, будь то онлайн или офлайн.

Level Up до Product Manager

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Апгрейд до продакт-менеджера — заветный шажок на ступеньку, когда от тебя начинает зависеть все, а не только то, что в твоем проекте называется маркетингом.

Здесь, казалось бы, все просто, вершина достигнута. Теперь я всем рулю, но это и гораздо большая ответственность — будь готов к ней.

Теперь продуктовые метрики не выходят у тебя из головы, а в офисе заметно напряжение, которое возникает в моменты раздумий о дальнейшем развитии продукта.

Научись составлять дорожные карты и выполнять хотя бы 50% из заявленного, помимо всего, что навалится по дороге.

Учись говорить «нет» — пользователям, инвесторам, городским сумасшедшим. Да и просто тренируй это волшебное слово.

Знай про своего пользователя все: так будет проще обосновать то решение, которое  нравится больше всего именно тебе, но будь готов к тому, что любое решение придется принимать, находясь в условиях неопределенности. Простые ответы и простые вопросы перестали существовать.

Утро начинается не с ленты Facebook, а с ежедневных отчетов и вестей с фронта — будь то Flurry или серверная аналитика.

Пойми своих разработчиков, и будет тебе счастье.

Рули всем, но давай людям развиваться.

Маркетолог обыкновенный: куда расти, чтобы не топтаться на месте

Ты ж маркетолог! Сделай что-нибудь свое

Маркетолог — недоделанный предприниматель. «После сборки обработать напильником».

Чего не хватает? Часто предпринимательской жилки, решительности, смелости.

Часто бывает так, что «слабоумие и отвага» лучше, чем «всесторонний анализ рынка и выбор позиционирования».

Пути предпринимательства могут быть разными. Предпринимательство в маркетинге — делаю то, что и делал раньше, но не для одной компании, а для всех, кому смогу продать свои услуги. Часто вырастает до небольшого рекламного агентства, редко взрывает рынок.

Не в маркетинге. Есть идея, которой ты всецело занимаешься, применяя навыки, полученные в маркетинге, и удивляешься, насколько реальная жизнь предпринимателя отличается от теоретического знания маркетолога. Лучший способ проверить все свои идеи.

Можно ли совмещать основную работу и предпринимательство? Да, но недолго. Либо предпринимательство накроется медным тазом, либо основная работа начнет страдать, и ты, как честный человек, должен будешь ее покинуть. Плавали, знаем.

Будь готов узнать все про бухгалтерию малого бизнеса, а потом долго возмущаться по поводу больших налогов, скучающих инспекторов, которым до тебя нет дела, кучи бумажек, которые, к счастью, можно отправлять в электронном виде.

Наверняка есть и другие варианты. Можете поделиться ими в комментариях — мне будет интересно почитать для полноты картины, а кому-то может оказаться полезным для выбора дальнейшего пути. Помните: меняться — это хорошо.

Павел Распутин — преподаватель курса «Директор по онлайн-маркетингу». Записывайтесь, количество мест ограничено!

Маркетолог обыкновенный: куда расти, чтобы не топтаться на месте

Читать еще 

Обучение

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 1